Разработка схемы территориального планирования Омской области ведется с 2004 года, победителем объявленного тогда конкурса стал институт «Ленгипрогор». В соответствии с условиями договора работы планировалось завершить в 2006 году, но работа по разным причинам затянулась.
Руководитель проекта ООО «Институт „Ленгипрогор“ Ольга ЕНИНА представила перспективы развития области до 2030 года, причем с карт и схем еще не был снят гриф секретности. В этих документах выделены зоны отдыха и туризма, преимущественного развития отраслей сельского и лесного хозяйства, демографические карты, особо охраняемые природные зоны, территории с неблагоприятными условиями и даже зона падения отделяющихся частей ракет и так далее.
По словам Ольги ЕНИНОЙ, с запуском ирригационного канала в Китае сток воды в Иртыше на территории области может уменьшиться до 50-80%. Для решения проблемы в схеме закладывается Пристанской вариант гидроузла, однако сегодня окончательного решения, где будет проходить гидроузел, пока нет. В областном министерстве промышленности считают, что наиболее целесообразный вариант размещения плотины — по течению ниже города Омска.
Кроме того, в проекте изложена концепция создания на территории Омской области мультимодального транспортного узла. Во-первых, в схеме предусмотрен коридор для резервирования территории под железнодорожную трассу в обход Казахстана. Также намечена трасса перспективной железной дороги, предусмотренной по федеральной программе развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Она проходит в направлении Татарск — Называевск — Коновалово и может рассматриваться как перспективный грузовой дублер Транссиба.
Для связи с Китаем будет использован южный мультимодальный узел. Проектом намечено строительство в южном направлении новой железнодорожной магистрали от станции Иртышская до соединения с линией в городе Павлодар. А связь северных нефте- и газоносных районов ХМАО и ЯНАО с Китаем может создать транспортный маршрут Урумчи — Казахстан — Омск — Приполярье. „Сейчас исторический момент, когда разрабатываются схемы терпланирования Томской области, есть схема у Новосибирской области, — рассказала Ольга ЕНИНА. — Там пока не заявлено крупных коридоров между Китаем и северными районами Сибири. В нашей схеме предлагается, пока не поздно, перехватить эту инициативу“.
Министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области Александр ЛУППОВ уточнил, что правительство разработало три своих предложения. Первое — железнодорожный обход Казахстана от станции Исилькуль длиной 167 километров. Челябинский институт Транспроект уже приступил к этой работе. Но эта позиция, по словам ЛУППОВА, вызвала крайне негативную реакцию со стороны высшего руководства Республики Казахстан. После чего правительство области представило несколько измененное предложение — строительство транспортного хода от станции Коновалово (Тюменская область) через Называевск.
— Эта позиция вошла в схему развития железнодорожного транспорта, но на далекую перспективу — 2020-2025-ые годы, — продолжил Александр ЛУППОВ. — И мы предложили приблизить эти сроки на 2010-2016 годы. В этом нас поддержала Западно-Сибирская железная дорога, ведь тогда решается вопрос разгрузки Омска от больших перевозок кузнецкого угля.
Министр отметил и интересное предложение строительства автомобильного коридора Сургут-Омск и далее через Казахстан в Китай. Однако разработчики предложили крайне сложную схему: Омск — Большие Уки — Тевриз и далее на Сургут. Проблема в том, что севернее Тевриза на несколько сотен километров пролегают болота, и этот проект защитить будет очень сложно. Наиболее целесообразным, по мнению Александра ЛУППОВА, представляется использовать Омско-Тарско-Крапивинский вариант. К тому же уже есть серьезный задел — Самсоновский мост и новые участки дорог.
Заместитель министра строительства и ЖКК Омской области Юрий ЕРЕХИНСКИЙ назвал решение автомобильной трассы межрегионального значения в направлении от Тевриза на Сургут, Уренгой и Полярный север более чем амбициозным. „Тем не мене, при современном развитии технологий дорожного строительства осуществление такого проекта вполне возможно, — продолжил он. — То же самое можно сказать о развитии транспортно-коммуникационного коридора в южном направлении через Казахстан в Китай. Ведь это маршрут древнего шелкового пути. Этот проект мог бы быть осуществлен, возможно, уже за пределами расчетного срока“.
— Интересная терминология — не верим, что решим то, что задумали, — не согласился губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ. — Какие „амбициозные планы“?! Нормальные серьезные претенциозные планы социально-экономического развития региона на длительную перспективу. Если сегодня не презентовать Омскую область в качестве площадки для развития транспортного, логистического узла, она выпадет из всего поля формирующихся серьезных и концептуальных решений развития северо-западной и южной Сибири, Алтая.
Схему территориального планирования области приняли с учетом замечаний и поправок. Этот документ станет основной для разработки отраслевых схем планируемого на 2008 год размещения объектов регионального значения.