Михаил СУТЯГИНСКИЙ, генеральный директор ЗАО «Группа компаний «Титан»: «Биокластер принесет в бюджет области почти 4 млрд рублей налогов в год»

Дата публикации: 31 октября 2007

На прошедших недавно бюджетных слушаниях министр финансов Омской области Рита ФОМИНА отметила, что ГК «Титан» является одним из главных бюджетообразующих предприятий региона. Предполагается, что особый вклад в развитие инновационной экономики, регионального АПК внесет масштабный проект ГК «Титан» — биокластер, к реализации которого активно подключилось правительство Омской области. Значимость этого проекта отметил президент Владимир ПУТИН, посетивший стенд ГК «Титан» на экономическом форуме в Сочи.

В программном документе «Единой России» «Плане ПУТИНА» обозначены важнейшие задачи российской экономики: развитие инфраструктуры, поддержка высокотехнологичных отраслей, повышение эффективности использования природных ресурсов. Именно этим задачам отвечает проект биокластера, который будет запущен на территории Омской области уже в 2009 году. О ходе реализации этого проекта, его социально-экономической значимости для региона корреспондент «КВ» Ксения АЛЕКСАНДРОВА поговорила с генеральным директором ЗАО «Группа компаний «Титан» Михаилом СУТЯГИНСКИМ.

— В последнее время много говорится о переводе российской экономики на инновационный путь развития. Об этом заявляет «Единая Россия» в своем программном документе. Что у нас, в Омской области уже сделано в этом направлении? И каков потенциал для дальнейшего развития инноваций?

— Я считаю, что в Омской области и на законодательном и на практическом уровне есть много полезного. Весомым аргументом выхода региона на новый уровень развития является то, что пакет инвестиционных предложений, поддержанных правительством Омской области, насчитывает уже более 20 проектов с предполагаемыми вложениями на сумму более 100 млрд рублей. Однако важно то, куда именно вкладываются эти средства. «План Путина» предусматривает модернизацию экономики, создание конкурентной среды. При этом приоритетной отраслью «Единая Россия» считает агропромышленный комплекс. Внедрение в эту отрасль инноваций, современных технологий производства позволит вывести село на новый уровень развития. Сегодня перед российскими регионами стоит задача максимальной переработки сырья и создания готовых продуктов с высокой добавочной стоимостью. ГК «Титан» при поддержке правительства Омской области приступило к реализации масштабного проекта – биокластера, в основе которого лежит технология глубокой переработки зерновых культур. В рамках реализации проекта планируется создание агрохолдинга, в который войдут завод по производству биоэтанола мощностью 150 тысяч тонн в год, птицефабрики мощностью 15 тысяч тонн по мясу, свинокомплекс на 100 тысяч голов, комбикормовый завод мощностью 250 тысяч тонн в год, и ряд крупных биотехнологических производств по крахмалу, фруктозе, клейковине. Все эти объекты связаны между собой единой цепочкой на основе глубокой переработки не только пшеницы, но и ячменя и других культур, что дает в итоге безотходное производство. Общий объем инвестиций в омский биокластер составит более 1 млрд евро. Из них 200 млн евро – промышленная инфраструктура.

— На какой стадии находится реализация этого проекта?

— На сегодняшний день мы собрали все технические условия организаций, которые участвуют по так называемой разрешительной системе строительства этого комплекса. Нас притормозило то, что с 1 января 2007 года произошло ужесточение всех норм и требований к началу строительства, и мы вынуждены были заняться дополнительным оформлением документов. В настоящее время мы закончили всю проектно-сметную документацию по животноводческому комплексу. Были заключены договоры по строительству этого объекта с компанией «Стройподряд», которую возглавляет Сергей ОРКИШ. Еще одна компания, которая будет заниматься строительством свинокомплекса, — «Ударник». На прошлой недели они закончили все формальности и вскоре выходят на строительство комплекса.

— Где он будет располагаться?

— В Петровке Омского района. На сегодняшний день выделена и оформлена часть земли для того, чтобы можно было заниматься восстановлением плодородия. Есть разрешение на начало строительства, сделан заказ на изготовление металлоконструкций и железобетонных конструкций. В первой декаде ноября мы приступим к строительным работам.

— Кто будет подрядчиком строительства этого комплекса?

— Компания «Квинт». У нас были внесены серьезные изменения в сам продукт биоэтанольного комплекса, который теперь называется биоЭТБЭ, потому что в чистом виде биоэтанола у нас не будет. Если смотреть по ряду публикаций в СМИ, эта тема, наконец, задела и нашу страну. Пошло обсуждение целесообразности альтернативного топлива. Я хотел бы официально заявить, что ГК «Титан» никогда не говорила о том, что биоэтанол – это альтернативный вид топлива. Мы говорили как раз о той уникальной возможности, которую можно отнести либо к нанотехнологиям, либо к новым технологиям. Их внедрение в производство является главным условием создания инновационной экономики в России, повышения ее конкурентоспособности, а в конечном итоге – обеспечения нового качества жизни населения. Во время экономического Форума в Сочи президент Владимир ПУТИН внимательно изучил стенд, где был представлен биокластер, и одобрил наш проект, поскольку сегодня необходимо наращивать инвестиции в первую очередь в промышленность высоких технологий. Мы сможем производить высокооктановый кислородосодержащий экологически чистый компонент, который позволит нашей нефтяной промышленности производить совершенно иного качества и иного вида бензин. Проект сегодня утвержден межведомственным комитетом по инновационным технологиям при МЭРТ РФ. Мы предоставили тот объем документов, который убедил нашу науку в значимости этого проекта для нашего народного хозяйства.

— Вы сказали, что внесли изменения в биоэтанольный комплекс. Какие именно?

— Мы оставили такую же мощность на 150 тысяч тонн, но разделили ее на два параллельных реактора по 75 тысяч тонн. Это позволяет нам иметь большую гибкость в технологическом процессе. Мы сегодня на казахстанском производстве «Биохим» нарабатываем опыт. Когда мы начнем выпускать продукцию на омском предприятии, у нас будет доработанное во всех деталях и тонкостях производство.

— На форуме в Сочи президент Владимир ПУТИН поднимал вопрос о необходимости увеличения посевных площадей. Вы думаете, это необходимо сделать в Омской области?

— У нас около 220 тысяч га земли нужно восстановить. Мы их утеряли, потому что не было рынка. Сегодня востребованность зерна возрастает. Замечу, что на наш комплекс мы сможем брать даже проросшее зерно, которое уже не идет в пищевую промышленность. В сфере растениеводства мы осваиваем новые методы селекции зерновых культур, что позволит получать более высокий урожай. Обеспечим техническое перевооружение фермеров. Мы уже поставили технику в 9 хозяйств области на сумму более 650 млн. рублей. Все это должно способствовать большей производительности села, росту занятости населения и повышению их заработной платы. Будет развиваться конкуренция, которая и является двигателем нашей экономики.

— Аналитики утверждают, что рост цен на зерно вызван тем, что в Европе и Америке увеличивается объем производства биоэтанола? Ваше мнение?

— Известно, что Америка производит в основном кукурузу, и использует именно ее в производстве биоэтанола. Она более эффективна в этом плане. Рост цен на зерно вызван неурожаем в Австралии и в Канаде, которые являются основными экспортерами зерна. Еще одна причина – рост цен на ГСМ. Я считаю, что государство должно компенсировать издержки, которые есть в сельском хозяйстве для того, чтобы поднять его. Так делают развитые страны. И мы не должны находиться в неравных условиях с другими сельхозпроизводителями. Что касается производства биоэтанола, то, перерабатывая зерно у себя в области, мы получаем максимум дополнительной продукции, которую сейчас вынуждены импортировать. Мы будем здесь производить желатин, клейковину, а не импортировать ее по 1,9 тысячи долларов. Таким образом, Омская область приступит к более эффективному использованию своих сырьевых ресурсов.

— Для запуска нового производства вам понадобятся квалифицированные специалисты. Их будут готовить в Омске?

— Это один из самых актуальных вопросов. Сейчас мы готовим специалистов на нашем биоэтанольном комплексе в Казахстане. Запуск нового производства даст возможность омским вузам заниматься подготовкой специалистов, открывать новые специальности. Думаю, наши вузы в состоянии решить этот вопрос. А работа на наших предприятиях – хорошая практика.

— Когда вы планируете запустить биокластер?

— В июле-августе 2008 года мы запустим первую очередь животноводческого комплекса. Уже к концу года будет запущен комбикормовый завод. Тогда же мы приступим к пуску-наладке самого биоэтанольного комплекса, и к весне 2009 года запустим его.

— Объем зерна, который сегодня производится в области, достаточен для ваших потребностей?

— В Омской области есть профицит производства зерна более 1 миллиона тонн. Сегодня мы его экспортируем. Но ведь оно может остаться здесь. Мы готовы брать в аренду землю у крестьян на более выгодных для них условиях. Сегодня многие говорят о том, что москвичи раскупили у нас все элеваторы. Мы будем строить собственное элеваторное хозяйство – оно заложено в наших планах. Сегодня область убрала урожай. Вроде неплохой был год, но зерно третьего класса, которое крайне необходимо для хлебопечения, составляет порядка 20-30% от общего объема урожая. Европа у нас с удовольствием покупает зерно 4-5 класса, извлекает из него клейковину и продает его нам как отдельный продукт. Если тонна зерна стоит, скажем, 250 долларов, то клейковина, которую мы ввозим из Европы, стоит тысячу долларов. Мы будем производить ее у нас.

— Когда можно будет говорить о какой-то финансовой отдаче, в том числе, налоговой?

— Не все можно измерить деньгами. Мы собираемся перерабатывать на нашем комплексе 600-700 тысяч тонн зерна. Из этого количества зерна мы получим порядка 250 тысяч тонн высокобелковых кормов. То есть одна тонна кормов по той технологии, которую мы собираемся применять, позволяет экономить 7 тонн зерна. Это создаст в регионе больший профицит зерна, чем сейчас, когда зерно в чистом виде уходит в корм. При этом высокобелковые корма, которые мы собираемся производить, будут обеспечивать полный рацион скотине. Что, в свою очередь, положительно отразится на животноводстве.
Наш проект дает возможность наращивать экспортный потенциал стране. Такой возможностью больше не обладает ни одна компания в России. Благодаря нашему ЭТБЭ российские нефтяные компании получат возможность производить экологически чистый продукт, который позволяет снизить состояние серы, ароматики, при сгорании уменьшить количество выхлопных газов как минимум на 30%. Совместно с немецким концерном «BASF» наша компания в Казахстане провела испытания с высокооктановым компонентом в составе биоэтанола. Мы получили положительное заключение. Это ноу-хау, которое позволяет экономить до 5% бензина при его сгорании.

— На бюджетных слушаниях министр финансов Рита ФОМИНА заявила, что ГК «Титан» является одним из главных бюджетообразующих предприятий региона. Вы просчитывали сумму налоговых отчислений от вашего будущего комплекса?

— Это около 3,5-4 млрд. рублей налоговых отчислений в год. Нам удастся также увеличить объем валового регионального продукта до 3-3,5%. Это позволит реализовать заявленные партией «Единая Россия» социальные программы, финансово поддержать исполнение национальных проектов в регионе, чтобы в конечном итоге обеспечить новое качество жизни населения. Однако усилиями одной компании здесь не обойтись. Это региональный проект, и к нему должны подключиться многие омские компании. Мы даем возможность развиваться инфраструктуре: автомобильным перевозкам, увеличиваем объем производства животноводческой продукции, зерна и его переработки. Все это дает мультипликативный эффект. На нашем предприятии будет создано более 3 тысяч рабочих мест. На строительстве заводов будут задействованы омские строители. А это и заработная плата и те же налоги. К тому же мы не заканчиваем свои инвестиционные программы. У нас есть договоренность с правительством Омской области о создании инфраструктуры вокруг биокластера. Речь идет об освоении всей площадки северного промышленного узла Омска. Рядом с нашим комплексом можно будет строить десятки предприятий, которые будут заниматься переработкой нашей продукции: ферментов, органических кислот, аминокислот. Большинство из них являются импортозамещающими и имеют стратегическое значение для экономики России и здоровья ее населения. К таким предприятиям относится «Омский завод полипропилена», который мы сейчас строим.

— Как обстоят дела с этим заводом?

— Хотелось бы, чтобы он строился другими темпами. И я считаю, что в том числе и наши СМИ должны работать не на критику этих производств, а в их поддержку. В ближайшее время мы получим оборудование, которое изготавливалось для производства. Это экструдеры и реакторы. Они уже поступили в порт Санкт-Петербурга. Мы закончили фундаментные работы на этом комплексе. Но это тоже базовый проект. Он позволяет здесь десяткам предприятий делать переработку продукции. Посмотрите, что сейчас происходит: мы давали прогноз о том, что в России с учетом очень низкого потребления полимерной продукции будет бум. Сейчас везут технологии, развивается строительство, которое требует много материалов нового высокого качества. Полипропилен может дать возможность производства нетканых материалов, различной товарной и подтоварной продукции, которая будет работать на упаковке. В том числе на замене части механизмов в автомобилестроении, в авиастроении. Это будет наше российское производство, на базе которого начнет развиваться дополнительная переработка. Здесь и будет срабатывать наше малое предпринимательство, предприятия, которые, закупив один-два станка с высокой производительностью, смогут выпускать новую продукцию.

— Несколько лет назад вы заключили соглашение о намерениях с компанией «НОВАТЭК» по строительству завода полимерных продуктов. Какова его судьба?

— Мы недавно встречались с руководством компании «НОВАТЭК» по этому поводу потому, что мы еще не закрыли это соглашение. Я прямо могу сказать: то, что в соглашении было прописано, и то, что дополнительно запросил «НОВАТЭК» от нашей компании, мы были не готовы предоставить. В настоящее время мы доработали документацию. В ноябре к нам поступит первое сырье от «НОВАТЭК» и мы начнем полномасштабное сотрудничество.

— В какой ситуации сейчас находится «Омский каучук»?

— Судьба «Омского каучука» достаточно положительная. Завод находится в стадии роста. Он сегодня является одним из лидеров по темпам прироста товарной продукции. Но, к сожалению, пока не вышел на объемы производства 1990-го года, который берется как базовый год. Мы подписали соглашение с Банком ТуранАлем, который финансирует наши инвестиционные проекты. Все проекты находятся в стадии реализации. Готовится проектно-сметная документация. Сегодня существует ряд законодательных преград: если раньше можно было быстрее реализовывать проекты, то сегодня до начала строительства нужно подготовить очень большой объем документов. И мы их готовим по пяти инвестиционным проектам. Либо создаем под это строящиеся дирекции, как под биокомплекс, либо наполняем их необходимыми специалистами по мере готовности проектов. В данный момент мы закончили обследование по расширению комплекса ЭП-80, который у нас был до ЭП-130. Это расширение производства. Мы думаем о выпуске сверхвысокомолекулярного полиэтилена низкого давления на нашей площадке. По этому поводу мы сделали 60% всей проектно-сметной документации. Это все работает на улучшение финансового состояния «Омского каучука». Мы уложимся в те сроки, которые были поставлены заводу.

— Какие сроки установлены?

— 2009 год. Но это будет единственное предприятие в России, которое, войдя во внешнее управление, закончит его мировым соглашением, полным оздоровлением предприятия.

— В чем выражается поддержка ваших проектов со стороны правительства Омской области? Какие именно преференции вы получили?

— Нам предоставлена льгота по налогу на землю, налогу на имущество и налога на прибыль. То есть то, что, в принципе, доступно для всех компаний региона. Этим нас и поддерживает правительство Омской области, проводя «промышленную политику», поддерживая предприятие. Мы все помним наследие 90-х годов. Само сочетание «промышленная политика» тогда рассматривалась скептически. Итог известен: падение производства наукоемкой продукции, старение основных фондов, отсутствие элементарных условий для развития промышленности. Переломить ситуацию удалось в ходе выполнения «Плана Путина» — в том числе, благодаря усилиям депутатов фракции «Единая Россия». Сегодня инструменты промышленной политики реально становятся частью государственной стратегии, стимулирующей диверсификацию экономики и развитие высокотехнологичного сектора.

— Вы сказали, что вокруг биокластера будут развиваться другие производства. Вы будете участвовать в этом как-либо – организационно или финансово?

— Мы будем предлагать нашим омским компаниям совместную переработку и производство мешкотары, тарной продукции, биоксиориентированной пленки. Может быть, это будет какой-то объединенный капитал. Тому, кто изъявит желание открыть производство и сможет покрыть только 50% затрат, мы будем помогать с организацией кредита, выступая гарантом, поставщиком сырья. Я уверен, что, построив работу именно таким образом, мы сможем поддержать местных предпринимателей, фермеров, жителей Омской области. Сельское хозяйство и переработка – приоритет для партии «Единая Россия». Будущее нашей страны и ее экономики связано с выходом на инновационный путь развития, поэтому задача крупных компаний, таких как наш «Титан», активно помогать в этом и нашим предпринимателям, и нашей экономике.

— Какие законодательные препоны мешают сегодня развиваться инновационным проектам. Что можно сделать на уровне Федерации, Госдумы?

— Сделать можно многое. В первую очередь необходимо сократить сроки рассмотрения документов профильными ведомствами. Например, земельный комитет может рассматривать заявку до 30 дней, градостроительный – до 45 дней. Все эти сроки укладываются сегодня в 464 дня. На законодательном уровне нужно установить определенную градацию: учитывать класс опасности производства, класс его рентабельности, инвестиционной составляющей. В целом эти сроки нужно сокращать. Есть ряд случаев, когда можно давать разрешение на строительство с отложением подготовки тех документов, которые могут понадобиться. Наши российские стандарты, к сожалению, намного жестче, чем европейские.

— Что помимо сроков вы хотели бы изменить?

— Государство должно смелее идти на частно- государственное партнерство, создавая условия для того, чтобы ресурсы создавались у нас, а не в соседних странах. Завод никуда не унесешь — ты построил его здесь, здесь и будешь платить налоги. Хорошо, что правительством Омской области при поддержке партии «Единая Россия» принята программа экономического развития до 2030 года. В ней говорится о том, сколько нам потребуется животноводческой продукции, сколько металлопродукции. Это поможет государству в создании благоприятных условий для развития той или иной отрасли. Партия «Единая Россия» выдвинула тезис о непротиворечивости задач развития экономики и социальной сферы. На примере Омской области мы видим, что экономический рост позволяет решать проблемы людей, он положительно отражается на жизни граждан, появляются возможности ставить новые масштабные задачи в социальной сфере. Именно таким, социально-ориентированным, стал бюджет Омской области будущего 2008 года.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/10/42/767564