— На официальном сайте METRO Cash&Carry сказано, что на одну организацию может быть выдано не более пяти карт клиента. В то же время известны примеры, когда таких карт распространено среди сотрудников юридических лиц значительно больше. Нет ли здесь противоречия? (Вопрос «КВ»).
ДЮННИНГ: Есть стандартные правила, согласно которым мы даем, как вы правильно заметили, не более пяти карточек на одну организацию. Но среди наших клиентов существуют крупные компании, которые разделены либо на филиалы, либо, скажем так, на разные отделы. И так случается, что в таких крупных компаниях при оформлении карт клиента мы полагаем, что будет гораздо эффективнее для нашего бизнеса и бизнеса клиентов, если мы будем воспринимать различные отделы этих компаний как отдельные организации. В этом случае мы оформляем большее количество карт, чем это принято. Например, на крупном заводе, есть отдел, занимающийся обеспечением деятельности столовых, отдел по закупке офисных принадлежностей. Поскольку такие отделы действительно занимаются разными вещами, то нам удобнее воспринимать их как отдельных клиентов, а значит, выдать заводу карт столько, сколько ему необходимо. Для нас также важно, и мы такую статистику ведем, какие именно карты в каком отделе используются, для того чтобы исходя из их потребностей обслужить клиентов, учитывая направление деятельности подразделений.
— Что происходит в регионе после того, как появляется METRO и какую долю вы собираетесь занять?
ДЮННИНГ: Прежде всего нашей целью является предоставление услуг предприятиям малого и среднего бизнеса и индивидуальным предпринимателям. Этим самым мы кардинально отличаемся от гипермаркетов и супермаркетов. Потому что супермаркеты и гипермаркеты обслуживают так называемых конечных потребителей — тех же самых, которые покупают и в киосках. Это не означает, что мы не хотим работать на конечных потребителей. Мы просто работаем в другом сегменте — на владельцев этих самых киосков. И мы предоставляем этим владельцам киосков товары по конкурентным ценам, чтобы они могли поддерживать свой бизнес и конкурировать по цене с гипермаркетами. И если мы будем говорить о том, что происходит в регионе после того, как мы появляемся, то анализируя те регионы, где мы уже представлены, видно, что мы очень успешно работаем с предприятиями HoReCo. Это происходит еще и потому, что мы предоставляем им те товары, которые найти в регионе в принципе невозможно, которые раньше они закупали только в Москве. А также очень важно, что мы предоставляем всем нашим клиентам товары местного производства, которые ориентированы исходя из особенностей региона. Общее восприятие компании в регионах нашего присутствия позитивно. И это еще видно по тому, насколько региональные власти идут нам навстречу, когда мы выходим на них с вопросом о втором участке, например.
— Что же все-таки о доле рынка?
— В каждом регионе она разная. Это зависит например от, развития ресторанно-гостиничного бизнеса. Если он активно развит, то в сегменте HoReCo мы занимаем до 20%. Но если не фокусироваться на HoReCo, а говорить в целом о торговле в регионе, то наша доля в среднем занимает около 5%.
— У Омской области есть какая-то специфика?
— В Омске очень развита мелкорозничная торговля, на которую мы и ориентированы. С учетом этой особенности мы и будем формировать предложения для наших клиентов. Что касается сегмента HoReCo, то он оказался развит в Омске даже больше, чем мы ожидали изначально исходя из сухих цифр. Мы уверены в этой ситуации, что Омск действительно очень успешно и агрессивно развивается.
— Что ожидает омские базы?
ДЮННИНГ: С ними ничего не произойдет, поскольку как правило оптовые базы специализируются на определенных категориях товаров, где они действительно очень конкурентны. Что касается METRO — у нас очень широкий ассортимент под одной крышей. И наш опыт показывает, что мы вполне уживаемся с местными базами в регионах присутствия.
— По вашим данным, в Омске распространено около 220 тысяч карт, в то время как трудоспособного населения в городе около 700 тысяч. Не переоцениваете ли вы количество профессиональных покупателей?
ТОКАРЕВА: Речь идет о населении, которое работает на предприятиях не только в Омске, но и в Омской области, а также соседних областях, которые активно заинтересованы в покупке товаров в формате Cash&Carry. Мы никогда не говорим о городе, а упоминаем слово «регион». А регион — это гораздо больше, чем город, поэтому мы не переоцениваем свои силы и количество профессиональных покупателей в регионе.
— Те предприятия и организации, которые покупают у вас товар через своих доверенных лиц, обязаны ли его оприходовать по своему налоговому учету? (Вопрос «КВ»).
ТОКАРЕВА: Конечно, обязаны.
— Каким образом в комплексе METRO продается алкоголь? Его тоже доверенные лица организаций покупают? («Вопрос „КВ“).
ТОКАРЕВА: Алкоголь может приобретаться нашими оптовыми клиентами при наличии соответствующей лицензии. Кроме того, в нашем торговом комплексе мы продаем алкогольную продукцию по своей розничной лицензии. Его могут приобрести наши клиенты, которые заходят в торговый комплекс для покупок и имеют здесь карту клиента, и параллельно уже как физические лица могут купить алкоголь. То есть у нас есть два типа продажи алкогольной продукции.
— Человек, не будучи уполномоченным представителем организации, не сможет купить у вас бутылочку спиртного, которую вы продаете в розничной торговле для физических лиц? (Вопрос „КВ“).
ТОКАРЕВА: Вы приходите в торговый комплекс, ведущий оптовую торговлю, соответственно приходите сюда по карте клиента METRO Cash&Carry. У METRO Cash&Carry розничная торговля алкоголем — не единственный вид бизнеса. Мы не склад по торговле алкоголем. Помимо этого у нас 30 тысяч наименований товаров. Сюда приходят представители предприятий малого и среднего бизнеса по карточке клиента. А клиентом является для нас юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель.
— Предположим, я, работник редакции, получил у себя в организации карточку клиента, пришел к вам в торговый комплекс. Что-то купил. А что потом? Я должен оформлять документы и пропускать все черезбухгалтерию своей редакции?
ТОКАРЕВА: Дело в том, что вы как представитель юридического лица получите на кассе комплект документов — счет-фактуру, товарную накладную, и весь товар должен быть оприходован в вашей организации. Для этого у вас есть бухгалтерия и бухгалтер, который правильно поможет оформить все эти товары и принять к учету.