Согласно ФЗ «О персональных данных» обрабатывать и использовать сведения персонального характера — дату рождения, национальность, паспортные данные и т.д. та или иная организация вправе только с письменного согласия граждан. Этим правом, правда,обладает ряд федеральных органов, например правоохранительные структуры. Согласно действующему законодательству, владельцами информационных баз ЖКХ и систем по их обработке могут быть жилищные организации, у которых есть соответствующие договоры с собственниками, либо вследствие так называемых «длящихся отношений», возникших некогда у жильцов с ПЖРЭУ и не подтвержденных документально.
По новому законодательству информационные базы должны быть зарегистрированы в соответствующих органах, а пополняющие их организации — лицензированы. До сих пор практически ни одна жилищная организация этого не сделала. В любом случае, прежде чем попасть в уставный капитал ЕИРЦ, эти базы должны быть зарегистрированы, оформлены как интеллектуальная собственность и оценены независимым оценщиком.
Помимо интеллектуальной собственности на персональные данные, жилищники владеют системами по их обработке — оборудованием, необходимыми программами. Эти системы не попали управляющим компаниям по наследству, а приобретены ими. Теперь, как говорят, эти программные продукты тоже должны быть переданы городу. А вместе со всем этим в структуре ЕИРЦ будут числиться и все паспортные столы вместе с паспортистками.
Как это было в Тюмени
.
Создавая в 2003 году ТРИЦ, администрация Тюмени действовала по следующей схеме. Сначала ТРИЦ распоряжением мэрии был назначен уполномоченной организацией по ведению единой базы данных ЖКХ, затем вышло распоряжение, обязывающее руководителей муниципальных предприятий ЖКХ передать ТРИЦу информационные ресурсы. Спустя два-три месяца уже другим распоряжением от МУПов потребовали заключить с ТРИЦ договора на оказание им услуг по начислению и учету платежей за ЖКУ.
Через год тюменское УФАС признало данные действия администрации незаконными. По мнению антимонопольщиков, мэрия Тюмени нарушила ФЗ «О конкуренции на рынке финансовых услуг», поскольку своими решениями ограничивала потребителям финансовых услуг (предприятиям ЖКХ) выбор финансовых организаций и создавала ТРИЦу необоснованно благоприятные условия. Кроме того, незаконной была признана передача ТРИЦу функций паспортных столов и права принятия решений о начислении субсидий. Администрация оспорила это решение в Арбитражном суде Тюмени, но спустя год — в сентябре 2005 года Апелляционный суд РФ оставил решение УФАС в силе. Судя по тому, что ТРИЦ успешно работает в Тюмени по сей день, можно предположить, что предписание УФАС так и не было исполнено.
По какой схеме продвижения ЕИРЦ будет действовать мэрия Омска, станет известно в ближайшее время. Впоследствии варианты применения баз данных могут быть самыми разнообразными, например, продажа информации коммерческим организациям, рассылающим адресную рекламную продукцию. Нет гарантий того, что предоставление центром сведений, которые используют в своей работе жилищники, вскоре не окажется для последних платной услугой.