Отсутствие предпринимательского ядра губернатор назвал стратегической ошибкой омского бизнеса

Дата публикации: 28 ноября 2007

— Пока Омская область по количеству предприятий малого и среднего бизнеса и по их роли в развитии экономики значительно уступает практически всем областям Сибирского федерального округа — Новосибирской, Кемеровской, Томской, Красноярской. Поэтому есть смысл чаще проводить такие встречи и обсуждать актуальные для омских предпринимателей вопросы. Власть будет двигаться с бизнесом в одном направлении, но разными дорогами до тех пор, пока мы совместно не решим, что конкретно надо сделать для поддержки предпринимательства, — заявил губернатор.

Министр экономики Омской области Владислав ХОДУС сообщил, что благодаря инвестиционным проектам оборот малых предприятий за 9 месяцев текущего года вырос по сравнению с прошлым годом на 20%. И все же, по мнению министра, омский бизнес до конца не реализовал имеющийся у него потенциал развития. Для того чтобы простимулировать инновационную деятельность предприятий региона, правительство области в апреле 2007 года утвердило концепцию развития инновационной структуры до 2015 года. Предполагается создать сеть бизнес-инкубаторов, корпоративное высшее учебное заведение, технопарк и т.п.

— Особое внимание мы уделяем защите малого бизнеса от проникающего в регион крупного иногороднего капитала. Поддерживаем местного товаропроизводителя, снижая его затраты, включая часть его расходов в бюджет. Например, с 2007 года государство компенсирует 50% расходов, связанных с экспортными требованиями, часть страховой премии по договорам добровольного имущественного страхования, а также часть лизинговых платежей. В 2007 году из областной казны была оказана адресная помощь субъектам малого бизнеса на 1 миллион 500 тысяч рублей, — сообщил ХОДУС. — Предприниматели должны понимать, что это не дотация и не спонсорская помощь — это стимул к дальнейшему развитию.

Всего 20% предпринимателей сегодня работает в сельских районах области. Минэкономики планирует создать для них залоговый фонд муниципального имущества, чтобы облегчить процедуру кредитования. Президент Омского областного союза предпринимателей Виталий ПУТИНЦЕВ отметил, что многие предприятия, особенно сельские, просто ничего не знают о господдержке. Например, по его словам, руководство хлебного завода «Румяновъ», который открылся в городе на прошлой неделе, очень удивилось, узнав, что может компенсировать часть расходов предприятия по одному из видов господдержки. Даже предприниматель такого серьезного уровня, работающий с десятками миллионов рублей, оказался абсолютно неинформированным.


— Очень важно, чтобы крупный бизнес чувствовал свою ответственность перед малым и средним. Часто предприниматели с замашками олигархов говорят, что не нуждаются в Союзе предпринимателей, так как бизнес у них и так развивается спокойно и благополучно. А о том, что будет завтра, если ситуация резко изменится, они не думают. Например, недавно в союз за помощью обратились предприниматели, владеющие газовыми заправками. 40 заправок принадлежит частным владельцам, а 16 — одной из монопольных структур, которая с помощью демпинга цен на газ пытается выжить предпринимателей из этой ниши. Предпринимательское сообщество обязательно должно высказать свою позицию, наладить переговорный процесс между двумя сторонами — только так можно что-то изменить, — рассказал ПУТИНЦЕВ.

Очень важно также, по мнению ПУТИНЦЕВА, обеспечить экономическую безопасность местному малому и среднему бизнесу перед крупным иногородним капиталом.

— Я согласен с губернатором, что властям нужно делить бизнес на «свой» и «чужой». «Свой» — это тот, кто реально работает на экономику региона, несет бюджетную и социальную нагрузку. А «чужие» — те, кто пришел в регион исключительно за собственной прибылью. Местный бизнес не боится конкуренции, но ему нужно обеспечить равные стартовые условия по сравнению с крупными «чужаками». Леонид Константинович, если ваше понимание «свой — чужой» будет работать по всей вертикали региональной и муниципальной власти, то, честно говоря, тогда и экономические формы поддержки отойдут на второй план, — заявил президент Союза предпринимателей.

ПУТИНЦЕВ сообщил, что предприниматели не могут найти понимания с сотрудниками министерства имущественных отношений. Поэтому представители бизнеса хотят войти в состав группы, которая будет разрабатывать новую методику расчета арендной платы за землю. Губернатор одобрил такое предложение.

— Сегодня наблюдается расслоение бизнес-сообщества, бизнесмены недостаточно объединены между собой в защите своих интересов. Нет предпринимательского ядра, которое могло бы влиять на власть и ситуацию в регионе, — это главная стратегическая ошибка омского бизнеса. Предпринимателям нужно создать систему постоянного взаимодействия с властью — это необходимо также для снижения уровня коррупции в органах управления. Без внешнего воздействия чиновники ничего не будут делать, — заявил Леонид ПОЛЕЖАЕВ.

После выступлений губернатор и министр выслушали предпринимателей. Например, генеральный директор ОАО «Омтор» Борис СВАТКОВ предложил разделить Омск на зоны, как это сделано во многих городах. Предполагается, что это будет определять инфраструктуру разных частей города. Так, 1-я зона — это историческая часть города, а в 4-й и 5-й зоне, которые практически за городом, находятся крупные центры оптовой торговли. Например, СВАТКОВ не нашел целесообразным размещать на улице Ленина в центре города объекты торговли такие, как, например, столовая «Вилка-Ложка». Леонид ПОЛЕЖАЕВ ответил, что нужно быть осторожнее с идеями зонирования, чтобы не ущемить интересы многих собственников. Он предложил при формировании застройки города учитывать и мнение бизнеса. Директор ООО «Коммерческая компания „Омск“ Павел БОРИСОВ предложил минэкономики области проанализировать, в каких специалистах нуждаются сегодня предприятия города и области и сколько таких специалистов необходимо подготовить, а главное, как это сделать. Губернатор пояснил, что уже разрабатывается и в декабре будет принята активная образовательная программа, по которой в течение трех лет будут готовить необходимых специалистов по каждой отрасли. Накануне встречи „КВ“ выясняли у членов Союза предпринимателей, какие вопросы они готовят главе региона. Среди них было много интересных и актуальных. Но на самом мероприятии, как ни странно, эти вопросы так и не прозвучали — либо бизнесмены не проявили должной активности, больше слушали и молчали, как будто с губернатором они общаются каждый день.

Александра ЕВГЕНЬЕВА
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/11/46/197168