Между тем объем платных услуг в городских медучреждениях не должен превышать 5%
Каждый шестой опрошенный омич не посещает муниципальные поликлиники, мотивируя свое поведение наличием хорошего здоровья. К таким результатам пришли эксперты ГЭПИЦентра-2, проведя по заказу Министерства здравоохранения Омской области масштабное исследование отношения горожан к работе и качеству обслуживания городских медучреждений.
Медосмотр
В ходе опроса респонденты рассказывали о том, как часто им приходится бывать в лечебных учреждениях, отмечали основной повод посещений и оценивали работу муниципальных клиник. Результаты исследования позволили экспертам ГЭПИЦентра-2 выделить группы «потребителей услуг муниципального здравоохранения». Их оказалось две: те, кто заявляет, что регулярно проверяет собственное здоровье, и те, кто ходит в поликлиники время от времени. Среди опрошенных была определена еще одна группа горожан. Ее представители «никогда не посещают государственные медучреждения», поскольку считают себя здоровыми, или пользуются при необходимости услугами частных клиник.
Омичей, регулярно посещающих государственные поликлиники в связи с неважным состоянием здоровья или для прохождения медосмотра в целях профилактики, оказалось 40,8% от общего числа опрошенных. «Беря во внимание проблемы с экологией и высокую концентрацию промышленных предприятий в городе, этот показатель должен быть больше», — рассуждает депутат горсовета Сергей БЫСТРУШКИН. В принципе никто не запрещает людям проходить профилактический осмотр хоть каждый день, но только 14,2% респондентов целенаправленно регулярно проверяют собственное здоровье.
Стратегии нерегулярных визитов придерживается 41% опрошенных. Представители этой группы преимущественно топ-менеджеры и студенты, учащиеся. Они предпочитают посещать медучреждения только при недомоганиях, для оформления больничного листа или для прохождения предварительного медосмотра перед поступлением в учебное заведение, трудоустройством, отдыхом. Их ежемесячный доход колеблется от 4 500 до 7 500 и от 10 000 до 12 500 рублей на одного члена семьи. В этой группе доминирует население трудоспособных возрастов, в отличие от группы горожан, регулярно посещающих амбулаторно-поликлинические учреждения (в первой группе больше женщин, выше доля омичей пенсионного возраста).
Остальные 18,2% омичей заявили, что не посещают муниципальные поликлиники. Среди них больше мужчин до 60 лет и женщин от 20 до 24, от 40 до 44 и от 55 до 59 лет. Типичным для респондентов этой группы оказался доход в размере от 7 500 до 12 500 рублей на одного члена семьи в месяц. Кстати, в этой группе 2,4% опрошенных отметили, что посещают только платные клиники. По мнению экспертов, увеличения спроса у населения на платные услуги негосударственных медицинских учреждений не предвидится, поскольку небольшие стоматологические и косметологические клиники уже завоевали определенную популярность у населения, заняв свои ниши на рынке медицинских услуг.
Выход один — больше врачей!
Респонденты оценили работу поликлиник, уровень отношения персонала к пациентам и доступность медицинских услуг. В системе муниципального здравоохранения появились свои «двоечники» и «отличники».
По результатам исследования специалисты ГЭПИЦентра-2 осуществили расчет средних оценок работы амбулаторно-поликлинических учреждений по городским территориям: наивысшие баллы — 3,45 и 3,46 соответственно из пяти возможных получили учреждения Центрального и Советского административных округов. Самые низкие — поликлиники Кировского и Октябрьского АО.
По словам начальника управления по организации работы регионального минздрава Ирины ХОРЕВОЙ, оценка жителями работы медучреждений в округах различна. Так, в Кировском районе остро ощущается нехватка поликлиник, а вот в Октябрьском высока доля людей пенсионного возраста, что влияет на возможность попасть к врачу в рабочее время трудоспособному населению. Иная ситуация складывается в Советском округе, где открыта городская поликлиника №4, перекрывающая треть потребностей в медуслугах. В Центральном районе распространены офисы врачебных практик, открытые в удаленных местах и востребованные населением.
В ходе исследования омичам было предложено оценить уровень доступности медицинских услуг, предоставляемых в настоящее время муниципальными поликлиниками г. Омска. Как оказалось, опрошенные горожане дали высшие оценки услуге вызова врача на дом и возможности бесплатного физиолечения, получения лечебных процедур в поликлинике. Но если взглянуть на востребованность некоторых других видов услуг, то картина здесь менее радужная. Пациенты недовольны временем ожидания в очереди и неудовлетворены льготным лекарственным обеспечением. Эти услуги они оценили ниже всего — средний балл по городу составил 2,62 и 2,85 соответственно. Кстати, среди опрошенных каждый десятый имеет льготы на дополнительное бесплатное лекарственное обеспечение.
Одна из причин недовольства пациентов временем ожидания, отмечает Ирина ХОРЕВА, связана с тем, что омичам приходится ждать в очереди приема по несколько часов в день. «А врачи вынуждены жертвовать своим личным временем, чтобы успеть выполнить свою работу. Выход только один — строить новые поликлиники и расширять персонал», — считает она.
Ее поддержали главврач городской поликлиники №4 Владимир СПИНОВ и Сергей БЫСТРУШКИН. Последний отмечает, что это одна из причин возникновения так называемых искусственных очередей. «Можно вернуть талоны, к примеру, работающему населению. А студентам и пенсионерам они ни к чему», — предлагает депутат свой вариант решения проблемы. А Владимир СПИНОВ решил ее по-другому — компьютеризировав регистратуру собственной поликлиники. «Теперь достаточно предварительной записи по телефону. Человек будет внесен в специальную базу данных. Дальше он приходит к врачу в назначенный час. Просто и удобно», — полагает он.
Образованная регистратура
Налогоплательщики оценили работу и персонала поликлиник. Наивысшие оценки получили медсестры, участковые врачи и врачи общей практики — по 3,8 балла. Медадминистрация заняла почетное третье место — «им есть куда стремиться», уверены эксперты. Самую низкую оценку поставили работникам регистратуры (3,47 балла). Данная категория сотрудников является низкооплачиваемой, менее мотивированной, чем все остальные. «Там должны быть люди, которые имеют хотя бы среднеспециальное образование», — отмечает Ирина ХОРЕВА. В связи с этим областной минздрав разработал двухлетнюю программу обучения сотрудников поликлиник. Стоит надеяться, что после посещения занятий качество обслуживания в медучреждениях заметно улучшится.
Эксперты ГЭПИЦентра-2 провели небольшой эксперимент, а именно сделали сравнительный анализ средних оценок качества медицинских услуг, данных респондентами-пациентами муниципальных поликлиник и респондентами, которые их никогда не посещали. С точки зрения лиц, которые не посещают государственные учреждения здравоохранения, состояние медицинского оборудования в поликлиниках лучше, чем об этом заявляют омичи-пациенты этих поликлиник, основываясь на собственном опыте. Респонденты, которые игнорируют услуги муниципального здравоохранения, худшего мнения об эффективности практикуемых методов лечения, рекомендованных лечебных процедур и лекарств, чем омичи-пациенты.
Одним из важных критериев, характеризующих доступность медицинских услуг в государственной сфере здравоохранения, является их бесплатное предоставление. По результатам опроса 39,8 процента респондентов пришлось прибегнуть к оплате медицинских услуг в муниципальных поликлиниках. Как утверждает Владимир СПИНОВ, объем платных услуг в медучреждениях не должен превышать по нормативам более пяти процентов.
В основном же платят за быстрое проведение лабораторных анализов или диагностическое обследование — так заявили 26,6 процента горожан. В 17,3 процента случаев респонденты были вынуждены оплатить обследования в другом лечебном учреждении, а 16,9 процента платили врачу-специалисту, поскольку в «их» поликлинике такие услуги не предоставлялись. Большинство — 76,5 процента омичей платили через кассу медучреждения, а 17,7 процента — напрямую медицинскому работнику.
Представители министерства здравоохранения считают, что проведение подобных опросов поможет выявить проблемные места в работе поликлиник и найти новые способы их решения.
Как проводилось исследование
Исследование ООО «ГЭПИЦентр-2» проводилось на базе запатентованной общегородской территориальной (адресной) выборки респондентов. Для построения выборки на основе статистического наблюдения за динамикой социально-экономических показателей и математических расчетов были выделены городские территории, жители которых представляли в своей совокупности социально-экономическую статистику Омска в целом. В качестве критериев отбора территорий и формирования выборочной совокупности респондентов использовались такие показатели, как половозрастная структура населения, административные районы проживания, виды жилья, топография социальных объектов.
Генеральная совокупность состояла из жителей Омска 18 лет и старше. Всего было опрошено 500 горожан. Исследование проводилось с 6-го по 22 сентября 2007 года.