Акоп МХИТАРЯН,генеральный директор ЗАО "АВА компани": "Основные рынки сбыта нашей продукции -Европа, Япония и Америка"

Дата публикации: 05 декабря 2007

Торжественное открытие деревоперерабатывающего производства ЗАО «АВА компани» состоялось 15 ноября. Инвестором проекта по глубокой переработке древесины выступил консорциум инвесторов, ассоциируемых с группой компаний «Тройка-Диалог». Продукция из омской березы уже пользуется спросом на европейских рынках, поэтому предприятие намерено планомерно наращивать объемы производства. Уже в ближайшие год-два компания планирует выйти на объем заготовки леса в Седельниковском и Тарском районах и переработать порядка 270 тысяч кубометров леса. О планах и перспективах нового деревоперерабатывающего предприятия корреспондент «КВ» Николай ГОРНОВ побеседовал с генеральным директором ЗАО «АВА компани» Акопом МХИТАРЯНОМ.

— Все мощности запустили, которые запланировали на этот год?


— Если оценивать в целом, сегодня уже работает 95% мощностей, которые должны были быть введены. Работает новейший ленточный пильный цех. Сейчас немецкие специалисты завершают процесс обучения наших операторов. Запущены в работу новейшие сушильные камеры. Запущен в работу цех по производству мебельного щита. Завершено строительство и начата эксплуатация мощнейшего в регионе нижнего склада в Кейзесе. Завершены реконструкция и переоборудование производственной базы в Атаке, все основные станки и оборудование запущены в работу. В течение декабря введем новые производственные единицы в Атаке — две линии по переработке тонкомерного пиловочника. Кстати, многие вынуждены отнести их на отходы. В целом мы должны в течение 1-1,5 месяца переоборудовать и запустить в эксплуатацию действовавший ранее рамный цех.

— А какой ассортимент производите?

— Самая наша дорогостоящая продукция — мебельный щит, естественно. Еще мы производим сегодня чистовые мебельные заготовки, погонажные изделия, различные элементы для мебели, обрезные пиломатериалы камерной и естественной сушки. В общем, основных видов порядка шести-семи, но они все различных сортов, видов и длины. Все зависит от требований конкретного потребителя.

— Не раскрывая коммерческой тайны, можете сказать, что сегодня пользуется наибольшим спросом?

— Спросом пользуется абсолютно все, что мы производим. Сегодня основные потребители нашей продукции — итальянцы и испанцы. На текущий момент у нас переговоры по увеличению объемов закупок. В активную фазу работы также перешли наши переговоры с крупнейшим японским покупателем. Буквально прошлой неделе на предприятии побывали наши потенциальные партнеры из Казахстана. И тоже высказали заинтересованность в закупках нашей продукции. Все покупатели имеют достаточно известные и очень известные мировые имена. Идет обсуждение параметров, объемов и сроков поставки. Следующий шаг — заключение контрактов и поставка продукции.

— Потребители — это производители мебели?

— По-разному. В Италию мы поставляем продукцию напрямую производителю мебели. Есть также и крупные торговые дома. А они уже торгуют нашей продукцией на своих рынках, что вполне логично может обеспечить бесперебойную работу для конечного потребителя. К примеру, на тот же японский рынок иностранному поставщику вообще очень тяжело попасть. В Японии жесткие требования по сертификации. Да и сами производители мебели предпочитают снижать риски по планированию производства, работая не с отдельными заводами, а с крупными и исторически существующими торговыми домами.

— Омская область далеко от Японии...

— Видимо, интересы сближают. Так что бизнес не познает границ в определении выгодности и надежности работы с партнером, который может обеспечить требуемое качество, количество, выдержать сроки. Дополнительно важно отметить, что наши потенциальные партнеры из Японии поставляют продукцию в разные страны. У них покупатели не только в Японии.

— Насколько я помню, планы у вашего предприятия были большие...

— Такие же большие, какие мы заявили и сделали. Даже при уже сделанном грандиозном шаге могу сказать, что мы выполнили только 10% из того, что можно и нужно сделать. Так что в ближайшие три-пять лет изменений будет много.

— А какая самая главная задача?

— Прежде всего нужно вывести предприятие на полную мощность.

— То есть на объем переработки в 270 тысяч кубометров в год?

— Верно. Но 270 тысяч — это лишь начало. Это та мощность, на которую мы стремимся выйти в ближайшие год-два. Уже сегодня наши заготовительные и производственные возможности позволяют переработать такой объем. Мы можем и должны стремиться к тому, чтобы заготавливать больше. Соответственно, и перерабатывать будем больше.

— А на объем 500 тысяч кубометров, например, через какое время сможете выйти?

— Если экономика покажет целесообразность такого объема переработки через два года, то это произойдет через два года. А если мы увидим, что рынок еще не готов покупать нашу продукцию в таком количестве, то это произойдет чуть позже. Но пока, как мы видим, рынок готов воспринимать все, что мы можем произвести.

— А почему именно лесная отрасль заинтересовала инвесторов из группы компаний «Тройка-Диалог»? В той же нефтедобыче прибыли гораздо выше...

— Потому что лес на сегодняшний день — это самая неиспользуемая или невыгодно используемая сырьевая база страны по сравнению с газом, нефтью, углем. Более 75% территории страны покрыты лесами, а в мировом обороте лесной отрасли наша страна занимает сегодня порядка 2-4%. Хотя мы могли бы быть наравне с такими лесными странами, как Канада и Америка вместе взятые, например. Я убежден, что, имея такие огромные запасы сырья, инвестиционные и интеллектуальные возможности для их освоения, Россия не должна торговать круглым пиломатериалом. Я думаю, что все бизнес- сообщество поддерживает правительственный курс и программу по реформированию лесной отрасли, ограничению или запрету вывоза круглого пиломатериала из России. Между прочим, не тайна, что та же древесина возвращается на потребительский рынок России, в том числе и в виде мебели, только в неоценимо раз дороже.

— Насколько я помню, ваша сырьевая база — это два арендованных участка в Седельниковском и в Тарском районах. Не собираетесь расширять участки?

— Да, собираемся. Сейчас мы планируем посетить другие районы области, чтобы посмотреть леса, определиться с участками, где больше березы, пригодной для промышленной переработки. Мы уже готовы пойти на такой ответственный шаг, как расширение лесомассива. Я говорю — ответственный, поскольку это решение должно подкрепляться инвестициями. Необходимо будет построить дополнительные нижние склады, увеличить количество лесозаготовительной техники. Сразу возрастут и объемы лесотехнических работ, и объемы других обязательств, накладываемых на арендаторов.

— Хотел задать вопрос о сроках окупаемости проекта, но уже понял, что всю прибыль вы намерены реинвестировать в развитие производства. Это так?

— Это действительно так. Условно можно считать, что срок окупаемости составит от 3 до 5 лет. Это очень важно, но — долгосрочная стратегия, что неминуемо соприкасается с понятием роста капитализации. В современной экономической модели капитализация предприятия — фактор более важный, чем просто расчет срока окупаемости, как точка стопора, без планов на продолжение и, как следствие или обусловливающий фактор, постоянное реинвестирование.

— А какая капитализация будет у компании через три года?

— Хочется, естественно, чтобы она была максимальной. По самым консервативным оценкам, капитализация нашего предприятия должна быть через три года в диапазоне от 150 до 200 млн долларов США. Но я думаю, что будет выше. Сегодня мы перепроверяем себя и корректируем планы практически через каждые три месяца. Это очень часто, но нужно на этапе становления. Вполне возможно, что поставим перед собой и амбициозную задачу: довести капитализацию, условно говоря, до 500 млн долларов США. Есть различные варианты, как это сделать. Возможно наращивание производственных мощностей, в том числе и путем строительства дополнительного более крупного завода, по мебельному щиту, например, либо завода по выпуску иной продукции, являющейся результатом деревопереработки, как дополнение к имеющимся мощностям по деревообработке. На сегодняшний день спрос на такую продукцию также высок и растет постоянно.

— То есть акционеры «АВА компани» пришли в Омск всерьез и надолго?

— Лесопереработка — это долгосрочный бизнес. Мы вложили серьезные финансовые и людские ресурсы, чтобы построить долгосрочный, успешно развивающийся бизнес. Я не верю, что при таком подходе вообще возможно быстро выйти из лесного бизнеса.



— Почему успешный топ-менеджер группы «Тройка-Диалог» решил так круто изменить свою жизнь?

— Не могу сказать, что в моей жизни произошли уж слишком крутые перемены. В юридической практике мне и раньше доводилось консультировать крупных корпоративных клиентов в различных областях экономики, равно как и сопровождать важные сделки. Я принимал активное участие в создании и продвижении на рынок различных финансовых инструментов. Участвовал в построении управленческих систем, систем контроля и мониторинга. К тому же меня всегда увлекало все новое и интересное, поэтому и предложил свою кандидатуру на должность генерального директора деревоперерабатывающего предприятия. Во первых, я сам поверил в этот проект и рад, что акционеры поверили в мои силы и убеждения в том, что способен его реализовать. И первые результаты, как мне кажется, дают основания для некоторого оптимизма. Все работы по запуску производства завершены в очень короткие сроки. Не скажу, что здесь было голое поле. Однако же нам пришлось потрудиться над существенно большейчастью проекта. Я говорю не о себе лично, а обо всей нашей команде. Здесь трудилась и трудится большая команда профессионалов начиная с апреля 2007 года. Именно ей предстояло в течение 5-6 месяцев включиться в процесс, исправлять логику работы и завершить все фундаментальные работы, необходимые для функционирования завода.

— До того как возглавили «АВА компании», приходилось бывать в лесу? Не испугали условия, в которых происходит лесозаготовка?

— Нет, меня ничего не напугало. Мне все понравилось. Хотя то, что увидел во время первого посещения деляны и нижнего склада в Атаке, выглядело действительно ужасно. Состояние техники — катастрофическое. Здания без крыш и окон. Все почти разрушено. Зато теперь вдвойне радостно видеть, как в Атаке стала возрождаться жизнь.

— Ваша семья уже переехала в Омск?

— Пока нет. Не успели определиться со школой для старшей дочери. Но к следующему учебному году, думаю, все эти проблемы мы решим. В Омске тоже есть специализированные школы с углубленным изучением иностранных языков.

— А как вам самому жизнь в провинции? Не отягощает после Москвы?

— Нет, нисколько. Я не ощущаю никакого дискомфорта в Омске. Даже наоборот, когда я прилетаю теперь в Москву, мне кажется, что там слякотно или пасмурно, грязно и постоянные пробки. По правде говоря, это уже не та Москва, которая была в мои студенческие годы. Да, Москва — это столица. Да, Москва сильно развита и очень интересна. Безусловно, это одна из столиц мира. А что, если мы изменим свое отношение к Омску? Будем считать его столицей, и пусть только нашего региона пока, и договоримся о нем позаботиться и относится к нему с гордостью и подобающе. Так что это всего лишь ментальная, психологическая проблема. Скорее всего нужен такой позитивный общий сговор.


Биография
Акоп МХИТАРЯН

Акоп Аршалуйсович родился 1 апреля 1972 года в городе Гюмри (Ленинакане), Армения. Там же окончил среднюю школу. В 1989 году поступил в Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) на факультет международного права. В 1993 году окончил вуз, получив диплом юриста-международника со знанием английского и арабского языков. В 1996 году был принят на работу юристом в инвестиционную компанию «Тройка-Диалог». Почти за двенадцать лет работы в группе компаний занимал различные должности — от заместителя начальника юридического управления до директора управления внутреннего контроля и аудита. Участвовал в значимых и крупных федеральных проектах, в реструктуризации, построении и консультировании многих крупных корпораций. С апреля 2007 года — генеральный директор ЗАО «АВА компани».

Женат. Воспитывает двух дочерей — 11 и 6 лет.  



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/12/47/811915