Какой ты, северный олень?

Дата публикации: 05 декабря 2007

О профессии бизнес-тренера штрихами. 

Часто езжу в командировки, и поэтому моя жизнь наполнена новыми людьми, ритуалами знакомств с почти обязательными вопросами о том, кем работаешь.

Как, не вызывая недоумения и длительных расспросов, объяснить, что ты — бизнес- тренер, и занимаешься обучением взрослых людей? Варианты интерпретации: спортсменка (раз тренер), предприниматель (раз бизнес), преподаватель вуза (раз работаешь со взрослыми), вольный художник (раз так экзотично и ничего непонятно), психотерапевт (раз с людьми шаманишь), руководитель (раз куда- то ведешь). И ведь самое интересное, что все верно, если вместе соединить. Обязательно нужно добавить еще и частичку от журналиста (наблюдаешь за людьми, событиями, пишешь статьи), ученого, исследователя (проводишь исследования, занимаешься самоизучением, переворачиваешь горы научной литературы, не спишь ночами, находясь в поисках смысла), андрагога (это специалист по обучению взрослых), шоумена (выступаешь на конференциях, работаешь с большими группами), миссионера(так как есть своя задачи и предназначение у каждого тренинга, который наделен громадной преобразующей, иногда разрушительной силой) и прочее, прочее, прочее.
Вот такая многогранная, странная, не признанная реестром профессий, но все же профессия-бизнес — тренер. А то, что не до конца понятно, кажется либо очень простым либо ненужным — так устроен наш мозг, отрицать все, что сложно. Поэтому, к сожалению, многие специалисты, профессионалы своего дела (маркетологи, экономисты, рекламисты, коммерсанты) рассматривают проведение тренингов как возможную подработку. Кажется, чтоже может быть сложного-поговорить с людьми, обменяться опытом, ответить на вопросы. Читая отзывы участников о семинарах и тренингах, которые проводят «совместители», не часто встретишь позитив и желание продолжить сотрудничество с таким специалистом. Вот и сгорает интерес и у преподавателей, и у участников к тренингам как методам повышения своей профессиональной компетентности. А жаль, ведь важно, чтобы бизнес-тренер был в теме предмета, был не просто модератором, а «имел что сказать „как специалист. Мне кажется, просто важно изначально отнестись к бизнес-тренерству как к профессии, погрузиться в изучение ее законов и закономерностей. Почву для разочарований дает несовпадение ожиданий и реальности. Сравните свое представление о профессии с моим, конечно субъективным, отредактированным двадцатью годами профессиональной деятельности.
Это не:
подработка:
пьедестал (многие идут сюда как раз за этим, а здесь очень важно уметь уходить на второй план и слушать, слушать, слушать);
не эшафот ( если не научиться извлекать позитивную энергию из тренингового процесса, то только на волевом усилии долго не протянешь, знаю не понаслышке);
Не образ жизни (чем многограннее будет жизнь, чем меньше в ней будет ограничений и заданнх требований, тем ярче будет профессиональная деятельность).
Это:
образ восприятия (очень важно быть наблюдательным и видеть не только себя, очень важно, чтобы восприятие не было избирательным и излишне концентрированным);
образ переживаний и чувствований (очень важно относиться к людям с уважением и испытывать радость не от их ошибок, а от их озарений);
образ взаимодействия с окружающими ( важно быть партнером, важно уметь выдержать дистанцию, важно вести без насилия, с величайшим терпением и верой в результат);
образ мышления (постоянно искать, учиться, уметь отказываться от устаревшего и не выдержавшего проверку практикой знания);
личностная зрелость (без этого, даже при наличии величайшего профессионального багажа в профессию вход должен быть закрыт; на тренинге общаются личности, идеологии, мировоззрения и мироощущения, и очень хочется жить в гармоничном мире).


Различные исследования говорят о все увеличивающемся дефиците рабочей силы. И это уже заметно и без социологии. К 2015 году в сфере образованиянехватка специалистов обозначится цифрой семь, будет недоставать 7 % специалистов. Эта цифра, по моей собственной статистике, очень занижена. Уже сегодня мы ощущаем острую нехватку бизнес — тренеров. Может у нас завышенные ожидания, может, просто многие способные, талантливые специалисты не осознали острой тяги к вступлению в наши профессиональные ряды. У нас впереди восемь лет (до 2015 года) — идеальный временной период вызревания профессионала. Если у кого-то в размышлениях о своем будущем промелькнула мысль о желании быть бизнес-тренером, сейчас самое время вплотную начать движение к ее воплощению. Если есть метания, сомнения, приходите к нам в Центр “Харизма», посмотрите на горящие глаза моих коллег, почувствуйте, что такое быть «в стае», заразитесь духом нашей профессии. Мы всегда рады встречам с ищущими, профессиональными людьми.

Людмила МАКШАНОВА, директор по развитию Центра «Харизма», бизнес-консультант



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/12/47/kakoy_ti__severniy_olen