Председатель областной избирательной комиссии Александр КУШНАРЕВ подвел итоги выборов.
На второй день после выборов, 4 декабря, председатель областной избирательной комиссии Александр КУШНАРЕВ объявил журналистам окончательные итоги голосования, рассказал о том, что бюллетени из удаленных уголков области по старинке доставляются на лошадях, объяснил, почему омичам не хватило открепительных удостоверений и по какой причине шести буровикам из Тевриза так и не удалось проголосовать.
«Таких феноменов, как в Чечне, от омичей ждать трудно»
Итак, с учетом обработки бюллетеней из северных районов области явка в целом возросла по сравнению с данными на утро 3 декабря и составила 64%. За «Единую Россию» отдали свои голоса 60,14% избирателей Омской области, на втором месте КПРФ — 14,8%, на третьем ЛДПР — 9,4%. «Справедливая Россия», улучшив свой мартовский результат, все-таки в целом не дотянула до 7-процентного барьера, хотя в Омске набрала более 8%.
По словам Александра КУШНАРЕВА, испорченных бюллетеней было немного. Портили их традиционно — перечеркивали, что-то вписывали. Кто-то даже старательно вырезал наклеенную на бюллетень марку — то ли на память решил оставить, то ли подстраховался таким образом от фальсификации.
— Единогласно членами избирательной комиссии выборы признаны состоявшимися, а их результаты действительными, — весело объявил Александр КУШНАРЕВ. — Все наши документы — протоколы, сводные ведомости, жалобы — мы немедленно фельдъегерской связью отправляем в Москву. В ЦИКе они будут еще раз тщательно проверены.
Как известно, Геннадий ЗЮГАНОВ сразу после объявления неутешительных для коммунистов итогов голосования заявил, что КПРФ будет по всей стране проводить параллельный подсчет голосов. Омск не стал исключением — в течение всей прошлой недели коммунисты в поисках украденных процентов пересчитывали то, что им насчитал избирком. По мнению Александра КУШНАРЕВА, такой труд под силу только двум партиям — «Единой России» и КПРФ, поскольку для параллельного подсчета голосов по всей области нужна сеть из трех тысяч человек. Впрочем поймать избирком за руку коммунистам не удалось. Сначала они искали недополученные 6%, потом снизили планку до 2%, но в итоге их данные совпали с тем, что показал избирком.
Омские единороссы пересчитывать голоса не стали, хотя полученные результаты их не могли не удивить. Показав на мартовских выборах один из лучших процентов по стране (за что область получила определенные преференции, а губернатор — место в Высшем совете партии), местная власть всерьез рассчитывала не только повторить, но и улучшить этот результат. В целом по области давалась установка взять высоту в 70%, но «неблагодарный» город, как всегда, подкачал, а область при всей своей предсказуемости лишь местами дотянулась до установленной планки. Александр КУШНАРЕВ, конечно, несколько лукавил, говоря, что результаты голосования в Омской области в части поддержки той или иной партии его не волнуют. Докладывать губернатору данные по «Единой России» по Омской области, затерявшейся со своими 60% где-то в середине общероссийского рейтинга, пришлось именно ему.
— Что одна партия прошла, что три, мне какая разница? — размышлял председатель избиркома. — Проголосовали бы за все партии по 7%, я бы тоже сказал, что такие у нас люди. Этот вопрос решаю не я — это избиратели решают.
Он припомнил, как к нему в кабинет накануне выборов приходили некие социологи («кто за деньги общественное мнение изучает, тот всегда изучает его в угоду того, кто платит», — описал их председатель), которые заверяли его, что по данным экзитпула «Единая Россия» набирает 71%, а КПРФ — 7%. Александр КУШНАРЕВ, конечно, не поверил.
— Для коммунистов 14% — это средний процент, — пояснил он. — Больше они могли получить, а меньше — никак. Что касается 70% за «Единую Россию», учитывая усилия чиновников, усилия общественности, привлечение в том числе 12-го канала к этому делу, можно было, конечно, взять и побольше. Но в целом мы где-то в середине России. Конечно, таких феноменов, как в Башкортостане, Чечне, трудно ожидать от омичей.
На избирательный участок — за капустой
Поводов сомневаться в легитимности выборов, по мнению Александра КУШНАРЕВА, нет. В Омской области в день выборов дежурили порядка 7 тысяч наблюдателей, в том числе 5 международных наблюдателей. Как это часто у нас бывает, «международность» обеспечили наши друзья из Казахстана. Серьезных нарушений отмечено не было. Коммунисты пожаловались, что на одном из участков в Знаменском районе две женщины из избирательной комиссии проголосовали дважды.
— Это даже теоретически невозможно, — заметил Александр КУШНАРЕВ. — Практически, конечно, после проверки получилось так, что количество избирателей и количество бюллетеней в избирательном ящике совпали.
Дабы продемонстрировать, что выборы в области действительно прошли спокойно, а нарекания избирателей подчас были даже комичны, Александр КУШНАРЕВ пересказал один звонок, поступивший в избирком по горячей линии 2 декабря. Женщина: «Я звонила ПОЛЕЖАЕВУ, но мне его телефон не дали, а дали ваш телефон. Я ходила на избирательный участок Новороссийская, 2, думала там купить по сниженным ценам товары. Да, действительно, колбаса есть, фрукты есть, но капусты-то нету». «Просила узнать, будет ли капуста и когда будет», — заключил председатель. Впрочем были нарекания и посерьезней. Например, бабушки жаловались на то, что в урнах для голосования слишком узкая щель и они не могут просунуть туда бюллетень.
— Все урны мы заказывали на омской мебельной фабрике в целях удешевления процесса, — признался Александр КУШНАРЕВ. — Это первый наш эксперимент, потом будет лучше.
Еще одной проблемой для участковых избирательных комиссий стала небывалая востребованность открепительных удостоверений. Коммунисты объясняют это тем, что работников многих бюджетных учреждений заставляли брать открепительные удостоверения, чтобы проголосовать на месте «как надо» под чутким контролем начальника. В итоге из заказанных избиркомом 40 тысяч открепительных удостоверений разобрали 32 тысячи, хотя обычно эта цифра намного меньше — 12-14 тысяч.
— Хватило на всех, еще 8 тысяч осталось, — пояснил Александр КУШНАРЕВ. — Другое дело, что на отдельных избирательных участках их в какой-то период времени не было. Конечно, когда приходит человек за открепительным удостоверением, а ему говорят: «Приходите после обеда», — это нехорошо. Это уже пахнет бюрократией. Но, честно говоря, мы такого не ожидали. Сегодня мы на президентские выборы решила запросить уже не 40, а 70 тысяч открепительных удостоверений. 40 тысяч раздать на участки, а 30 тысяч оставить в распоряжении областной комиссии, чтобы больше не было таких ситуаций.
ЦИК поскупился на вертолеты
Александр КУШНАРЕВ признался, что вести подсчет голосов на этих выборах было сложнее, чем на мартовских (тогда избирком объявил результаты уже на следующий день после голосования). Как выяснилось, виной тому — банальные погодные условия.
— У нас такие места в области есть — пальчики оближешь, — пошутил председатель.
В то время как в российских городах осваивают электронное голосование, на Чукотку направляют самолеты (в результате чего голос одного чукотского избирателя обходится государству в 18 тысяч рублей), у нас в области по старинке возят избирательные урны на лошадях, а такие неприятности, как не застывший Иртыш, грозят затормозить всю систему подсчета голосов. Так, например, в Тевризе, Таре и Знаменке специалистам МЧС пришлось намораживать на Иртыше переправу, чтобы отважные представители участковых комиссий могли пешком перейти реку и доставить урны в самые отдаленные деревни. В те места, куда не проходит транспорт, урны довозят гужевой тягой. Можно было, конечно, потратиться и на вертолеты, но выделенных ЦИКом денег на них не хватило (каждый вертолет обошелся бы в 56 тысяч рублей в час). Тратить на это свои собственные средства региональным комиссиям категорически запрещалось.
— Когда губернаторы или чиновники говорят, за кого надо голосовать, это чепуха по сравнению с тем, если они это оплатят, — признался председатель.
Однако 2 декабря все же возникла ситуация, когда избиркому мог понадобиться вертолет. Из Тевризского района прислали телеграмму: шесть буровиков желают проголосовать. Избирком в ответ запросил точные координаты их местонахождения и если бы их получил, вынужден был бы направить дорогостоящий вертолет за голосами шести избирателей.
Что касается прошедшей избирательной кампании, по словам Александра КУШНАРЕВА, ни одна жалоба не дошла до суда. По его мнению, все партии вели себя корректно.
— Про СПС ничего плохого говорить не буду, а хорошего не было, — констатировал председатель, намекая на истории с изъятием у «правых» листовок и последующей головкой местных кандидатов.
У коммунистов претензии вызвала программа 12-го канала «Особое мнение», в одном из сюжетов которой лидера КПРФ показали в неприглядном виде.
— Зачем вы ЗЮГАНОВА в трусах показали? — неожиданно обратился Александр КУШНАРЕВ к представителям 12-го канала.
— Какой был, таким и показали, — не растерялась девушка-корреспондент.
— Коммунисты восприняли это как оскорбление, — продолжил председатель. — Хотя что тут особенного — ну человек в трусах... Жалоб поступило много по поводу финансов кандидатов. Я не понимаю, почему это как оскорбление воспринимается. Если ты борешься за бедных, то не обязательно сам должен быть бедным.
Говоря о предстоящих президентских выборах, Александр КУШНАРЕВ признался, что для областного избиркома это самые «сачковые» выборы.
— Никого не надо ни регистрировать, ни отказывать в регистрации, — с удовлетворением заметил председатель. — Ничего не надо проверять. Готовь ящики для голосования, чтобы бабушки могли просунуть бюллетень, оборудование, закупай бумагу, готовься печатать бюллетени. И пусть они в Москве между собой дерутся, выясняют, кто и что написал в листовках, на чьи деньги их напечатал.
Вскоре областная комиссия должна будет утвердить план работы на президентских выборах, а ЦИК, в свою очередь, принять до 23 декабря все документы по кандидатам в президенты.