«Итоги выборов закономерны. Они показали, что большинство избирателей являются сторонниками сильного, стабильного государства. Голосовали за партию власти, поскольку она ассоциируется с государством. Неоправданно низкий процент набрали демократические и либеральные партии. Это произошло не потому, что подобные взгляды отсутствуют в обществе. Стратегию избирательной кампании определяет федеральное руководство этих партий. И если отбросить все упреки в использовании административного ресурса, очевидно, что федеральное руководство партий, к сожалению, не смогло донести до населения свои идеи. Они сочли необходимым выступить с критикой президента и правительства. А это как раз была критика тех взглядов, идей, которые у населения ассоциируются со стабильностью, за которые они в итоге голосовали. На ближайшей конференции я сложу с себя полномочия председателя омского отделения „ЯБЛОКА“. Это решение я принял еще до выборов и проинформировал об этом руководство партии. Останусь ли я в партии — пока не знаю. Свои взгляды не менял и менять не собираюсь — они всегда были демократическими и либеральными. А будет это называться „ЯБЛОКОМ или как-то по-другому — не принципиально“.
Владимир ОВСЯННИКОВ, координатор Омского регионального отделения „ЛДПР“: „Первым после выборов мне позвонил Александр АРТЕМОВ“
»Конечно, мы ожидали несколько иных результатов, но главное — мы оказались в первой тройке лидеров и продолжим работу в парламенте. По результатам голосования за ЛДПР Омск на 16 месте — это уже победа. Особенно если учесть провал ЛДПР на мартовских выборах в Омской области. С тех пор команда обновилась на 80%, пришли в основном молодые амбициозные ребята. Если судить о кампании в целом, она отличалась от предыдущих тем, что власть вела себя более агрессивно. Хотя в Омске, на мой взгляд, кампания проходила достаточно ровно. Конечно, какие-то преграды в отношении нас были, но мы уже научились их обходить. Первым после выборов мне позвонил секретарь политсовета ОРО ВПП «Единая Россия» Александр АРТЕМОВ — мы согласовали результаты, он поинтересовался, есть ли у меня статус, и от имени губернатора предварительно меня поздравил. Что касается того, останусь ли я координатором Омского отделения ЛДПР, пока вопрос об этом не стоял. Если будет много работы по фракции, я, конечно, оставлю это место. Мы выдвинем другого человека — кандидатуры есть. Довольно хорошо проявил себя Ян ЗЕЛИНСКИЙ. В ближайшее время я, по всей видимости, буду курировать работу партии на президентских выборах в Сибирском федеральном округе, базовым будет Омск".
Леонид ПОЛЕЖАЕВ, член Высшего совета ВПП «Единая Россия» (о кандидатах-москвичах в региональном списке «Единой России»): «Разве имеет значение прописка?»
«Я не делаю разницы между географическим пребыванием кандидатов. Мы будем иметь дело с депутатами Госдумы. Разве имеет значение, где у них прописка? Для меня имеет большее значение, чтобы это были люди, которые не являются новичками в политике, во взаимодействии с федеральными органами управления. Наши кандидаты являются людьми известными, узнаваемыми, имеющими опыт политической, парламентской деятельности, которые известны и знакомы во всех федеральных структурах, которые действительно сыграют положительную роль в интересах решения тех проблем, которые нам нужно выносить на федеральный уровень. Это преимущество депутатов Омской области, а не недостаток».
Олег РЫБАЛКО, председатель Омского регионального отделения партии «Справедливая Россия»: «Главное — наш кандидат МИЗУЛИНА стала депутатом Госдумы»
«Результаты выборов меня не удивили, примерно на такой процент мы и рассчитывали. Мы работали на одного кандидата, прекрасно понимая, что второй кандидат списка не пройдет. Мы сделали далеко не все, что могли и планировали, но главное — наш кандидат Елена МИЗУЛИНА стала депутатом Госдумы. В целом по России результат неплохой, учитывая то, что партия только встает на ноги. Предстоит усиление позиций партии на местах, сейчас в Москве решается вопрос по кандидатуре на место заместителя председателя отделения. Наши наблюдатели на выборах отметили серьезные нарушения, есть такие, по которым можно возбуждать дела. Но они практически недоказуемы, и мы решили, что шум поднимать не стоит».
Николай ЕФИМКИН, председатель Омского регионального отделения СПС: «Мы были практически лишены возможности агитировать»
«Кампания, которая проводилась в стране, была грубой и тяжелой. Основной мессидж — борьба „Единой России“ и власти вообще с СПС. Наше поражение — это временное поражение. Победа „Единой России“ — это пиррова победа, победа административно-полицейского государства над демократией. Нам предстоит выстроить планы действий демократических сил на две пятилетки вперед, полностью изменить облик, систему работы. Что касается Омска, мы были уверены, что 3% наберем точно. Хотелось, конечно, повторить результат мартовских выборов в 5,8%. Но региональные выборы были больше ориентированы на местных лидеров. Результаты показывают, что омичи больше доверяют ЕФИМКИНУ, чем НЕМЦОВУ. Кроме того, нужно учитывать, что мы были практически полностью лишены возможности агитировать. Но с трудом, с боем, голодовками, мы выполнили все возможное. 14 декабря пройдет региональная конференция. Она была назначена заранее, и я еще до выборов объявил, что оставляю руководство отделением по состоянию здоровья. Но я остаюсь членом партии».
Андрей АЛЕХИН, руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании: «Административный ресурс применялся по максимуму».
«Игра шла в одни ворота, были нарушены все возможные законы. Выступления оппозиции на ТВ ставили в такое время, когда их никто не смотрит, зато в прайм-тайм поливали нас грязью. Административный ресурс применялся по максимуму. На селе пугали, что если не наберут 70% за партию власти — будут большие проблемы с кормами, с электроэнергией. Работников бюджетных учреждений заставляли брать открепительные удостоверения, чтобы они голосовали под чутким руководством начальников.
При параллельном подсчете голосов мы обнаружили нарушения в 13 протоколах участковых комиссий: количество голосов не соответствовало тем данным, которые были забиты в исходные ведомости. Мы их направим в областную избирательную комиссию, дальше — в ЦИК. При пересчете голосов изменения в процентах, набранных партиями, могут быть кардинальными».