Эдуард МАРКВАРТ, директор ООО "СП "Элан": "Российский чиновник в отличие от германского не боиться своего вышестоящего начальника, и, следовательно, жаловаться на него бессмысленно"

Дата публикации: 19 декабря 2007

— Эдуард Эвальдович, чем занимается ваше предприятие?

— C 2001 года предприятие начало заниматься продажей продуктов глубокой заморозки. Мы привозили их из Бельгии и Голландии. В 2002 году была выкуплена территория бывшего завода «Сибирский крахмал» общей площадью 2 гектара, которая находится в поселке Дружино. Там мы поставили европейское оборудование и стали сами заниматься переработкой овощей и производством полуфабрикатов глубокой заморозки. Сейчас подготавливается к производству новый ассортимент товаров — готовые вторые блюда с гарниром. Мы являемся поставщиком федеральных сетей «Лента» и «Ашан». С «Лентой» наша продукция движется по всей стране: Санкт-Петербург, Тюмень, Новосибирск, Барнаул, Омск. Впереди Нижний Новгород, Псков, Великий Новгород.

— Приходится ли платить за вход в сеть?

— Взаимоотношения с сетевым ритейлом — это отдельный разговор. Конечно, приходиться платить и входные бонусы, и прогрессивные бонусы, предусматривать средства на маркетинговые услуги, содержать мерчандайзеров, платить штрафы и т.д.

— Кто ваш немецкий партнер?

— Перерабатывающий комплекс «Сибирский экологический продукт» в Дружино — это инвестиционный проект, осуществленный за счет кредитов частных лиц из Германии. К настоящему времени проект еще не завершен, кредитная линия не закрыта. Мой немецкий партнер — профессор, доктор Зигфрид КЕЛИ. Он занимается образовательным бизнесом, имеет частный институт. Меня с ним связывает дружба с 1995 года.


— В чем особенность глубокой заморозки продуктов?

— Ни один способ консервации не даст такой сохранности полезных питательных веществ, как глубокая заморозка. К примеру, того же витамина С. Морковь, которая пролежала несколько месяцев в подвале, имеет содержание витамина С ноль. Если вы возьмете нашу морковь, которая была заморожена в течение двух-трех недель после того, как ее выкопали из земли, то содержание витамина С в ней составит 80%. И этот показатель продержится как минимум в течение 24 месяцев при правильном хранении. При мариновании сохранность витамина составит 30-40%, при сушке — не более 20%. Это заключение Гамбургского института витамина С. Холод был и будет лучшим консервантом.

— Как происходит процесс заморозки?

— Мы используем «шоковую заморозку». Это моментальная заморозка продукта в воздушной среде при температуре — 40 (С. Процесс длится одну-две минуты, за которые продукт, до этого измельченный, полностью промораживается. Температура продукта, входящего в фрост-тоннель, составляет +10 +20 (С, на выходе — 18 (С.



— На данный момент есть спрос на продукцию?

— В Европе на одного человека в год приходится до 30 килограмм овощей и овощных смесей глубокой заморозки, в США — до 70 килограмм. В России, если верить статистике, эта цифра составляет меньше одного килограмма. Сегодня спрос на продукты глубокой заморозки растет и в нашей стране. По потреблению наша отрасль дает прирост порядка 25-30% ежегодно. В прошлом году в стране было продано около 145-150 тыс. тонн овощей и овощных смесей глубокой заморозки. Из них на Москву и Санкт-Петербург пришлось более 100 тыс. тонн. Поэтому основная часть нашей продукции поставляется в Санкт-Петербург и Москву.

— А как же другие города?

— Провинция сегодня потребляет овощей, овощных смесей и других полуфабрикатов глубокой заморозки в 4-5 раз меньше, чем Москва и Санкт-Петербург. Но с прошлого года пошел серьезный рост потребления продукции именно по периферийным городам. Увеличился спрос в Новосибирске, Тюмени, Красноярске, Екатеринбурге. В Омске с продвижением продукции пока несколько сложнее.


— Может быть, потому, что у многих есть дачи?

— Возможно. Но вы обратили внимание, сколько сегодня дачных участков брошено. В Европе тоже есть дачи, но там они используются для отдыха, выращивания цветов. Причина может быть и в том, что в Омске мы мало занимаемся продвижением нашей продукции. Для ООО «СП „Элан“ продажа продуктов в Омске составляет незначительный объем. Помимо „Ленты“ реализацией нашей продукции в городе занимаются 22 частных предпринимателя. Но этого, конечно, мало. Сейчас в стадии завершения процесс переговоров с новосибирской сетью магазинов „Планета Холидей“, у которой сегодня в Омске уже19 магазинов. Надо подумать и о магазинах „Партнер — Ритейл“.

— Какое количество продукции продается в Омской области?

— Через торговые точки города Омска в зависимости от времени года мы продаем примерно 15-20 тонн в месяц. Есть еще предприятия, покупающие наши монопродукты для салатов и гарниров, полуфабрикаты для вторых блюд — зразы, голубцы, палочки мясные. Это еще 10 тонн.

— Кто ваши конкуренты?

— В России основным конкурентом является одинцовский хладокомбинат „Западный“, использующий брэнд „Четыре сезона“. Предприятие работает на рынке с 1989 года, а объемы производства и реализации продукции в пять — шесть раз больше наших. Но у нас с ними сложились партнерские отношения. Поставляем им картофельный кубик для овощных смесей. Еще есть фирма „Скайс“, выпускающая продукцию под брэндом „Зимовье“, а также несколько небольших структур. „Инмарко“ сегодня выпускает „заморозку“ под брэндом „Есть идея“. Производят в Польше на польском сырье. Есть маленькая фирма в Новосибирске, которая фасует продукцию в Китае. Вообще на рынке каждый год появляется и исчезает по 4-5 игроков, но серьезных производителей мало. Из иностранных самый большой конкурент — польская фирма „Хортекс“, поставляющая свою продукцию на российский рынок уже более 40 лет.

— Сколько продукции импортируется?

— Три четверти продукции, которая потребляется россиянами, произведена в Польше и Китае. Но чтобы что-то производить в Польше, в Голландии, Германии, необходимо на один гектар земли вносить 280 килограмм удобрений и 2-3 килограмма пестицидов и гербицидов. А это химия, которая потом поступает в организм людей. О китайской продукции даже и говорить не хочется.

— Где ваше предприятие приобретает сырье?

— Мы работаем на сырье, произведенном в Сибири и Средней Азии. Из Киргизии мы привозим лук, перец сладкий, томаты. Иногда используется узбекский перец сладкий и лук. В Средней Азии фермеры достаточно бедные, поэтому не в состоянии использовать минеральные удобрения и другую „химию“. Из Европы мы поставляем только голландские грибы. Тюменские фирмы „Крим“ и „Тобол“ поставляют нам картофель. Фермеры Омского района — морковь, теплично-парниковый комбинат — капусту.

— Почему не покупаете картофель в Омске?

— К сожалению, почти весь омский картофель непригоден для промышленной переработки. В области очень слабо идет обновление сортов, и нет тех репродукций, которые нам нужны. Нам выгоднее переплатить за качество и получать при этом меньше отходов. Поэтому мы платим по 75 копеек за перевозку 1 килограмма картофеля из Тюмени и отдаем за него по 4-5 рублей. В Омске можно было купить килограмм картофеля за 2,5 — 3 рубля. Но 75% этого картофеля пошли бы на отходы. В производстве мы используем только омскую морковь, которую наши фермеры наконец-то научились выращивать достаточно хорошо.

— Вы сказали, что большая часть вашей продукции реализуется в Москве и Санкт-Петербурге. Почему вы построили завод в Омске, а не в центральной части России?

— Омск размещается на удачном месте, потому что все автомобильные перевозки с востока на запад в два раза дешевле, чем с запада на восток. Из Омска в Москву мы 20 тонн продукции возим за 36 тысяч рублей. Привезти из Москвы эти 20 тонн будет стоить уже 70-80 тысяч рублей. Транспортные расходы увеличиваются и по перевозке сырья. Поэтому с экономической точки зрения нам выгоднее работать в Омске. Сейчас мы планируем строительство завода в Бишкеке (Киргизия).

— Почему именно там?

— В Киргизии дешевая рабочая сила и сырье. Электроэнергия намного дешевле, чем в России. Там разрабатывается очень интересная программа по поддержке предпринимательства. Местные власти на переработчиков смотрят совсем по-другому, чем у нас. Мы, в принципе, уже нашли инвестора, опять же местного. Планируется, что завод будет перерабатывать и замораживать перец, лук, томаты, фрукты и ягоды.

— Помимо конкурса „Сто лучших товаров России“, в каких конкурсах ООО „СП “Элан» принимало участие?

— Начиная с 2005 года, предприятие участвует во всех выставочных мероприятиях, которые проводятся в России. В текущем году мы получили золотую медаль на «Интерсибе», привезли золото и серебро с новосибирской выставки «Продсиб». ООО «СП „Элан“ ежегодный участник и победитель московских выставок World Food, „Золотая Осень“, „Продэкспо“. А в конкурсе „Сто лучших товаров России“ мы участвуем второй год. В прошлом году шесть видов нашей продукции удостоено дипломов лауреатов конкурса и 4 вида продукции стали дипломантами.

— Сколько человек работает в ООО „СП “Элан»?

— Вместе с филиалами у нас работает более 120 человек. Сейчас в Санкт-Петербурге мы входим в сеть «Карусель», а это 15 гипермаркетов. Поэтому будет увеличение штата мерчандайзеров.

— Чем отличается бизнес в России от бизнеса в Германии?

— Бизнес в Германии — это всегда очень мощная поддержка государства. В Германии 80% трудоспособного населения занято в малом и среднем бизнесе. И именно эти предприятия на особом контроле у государства. Организация каждого рабочего места стимулируется определенными выплатами. Четверть прямых инвестиций в малый и средний бизнес компенсируется государством. Система поддержки предпринимательства продумана таким образом, что для предприятий малого бизнеса помощь государства составляет около 50% общих затрат, а для предприятий среднего бизнеса — до 45%. Особенно это стало популярным в последние годы — на фоне общей стагнации экономики Германии.

— C какими трудностями в развитии бизнеса пришлось столкнуться?

— Пожалуй, проблема № 1 в России — это его величество чиновник, особенно если он наделен полномочиями государственного инспектора. Чиновники есть во всех странах. Российский чиновник отличается от германского бесстрашием. Он не боится своего вышестоящего начальника, и, следовательно, жаловаться на него бессмысленно. Если в Германии только заикнуться, что хочу пойти к шефу, клерк тут же попытается решить все вопросы самостоятельно, ибо последует вопрос: «Надо ли держать подчиненного, который не может обеспечить спокойствие своего начальника?»
Проблема № 2 — значительная часть федеральных законов работает не в полном объеме. Лишь один пример: ФЗ № 10 от 29 января 2002 года «О финансовой аренде». Изумительный закон, предусматривающий оплату таможенных пошлин на ввозимое по лизингу оборудование параллельно с лизинговыми платежами. Но действие пунктов 3 и 4 статьи 34 этого закона в 2003-2004 годах было приостановлено законом «О бюджете РФ», и мы вынуждены были срочно искать дополнительные средства на растаможку импортного оборудования. И такие неожиданности встречаются сплошь и рядом. И зачастую — по вине законодателя. Приходится перестраиваться по ходу, искать средства или сдаваться без боя.

— А вы в Германии часто бываете?

— В Омске по работе я нахожусь 300 дней, остальное время провожу в Германии. Моя семья живет в Кельне. Сам я имею двойное гражданство — российское и германское. Старшая дочь окончила в Омске педагогический институт, факультет иностранных языков, работает сейчас редактором в частной фирме, занимается консультационными услугами в области биржевой торговли. Младшая дочь окончила Дюссельдорфский университет, в прошлом году стажировалась в дирекции Чикагского международного кинофестиваля в США. Сейчас работает в Сиднее в Австралии на телевидении. Может быть, еще вернется работать и в Россию. Владеет в совершенстве пятью языками. Закончила, кстати, омскую гимназию №115. Внуку 12 лет — учится в Германии в частной школе, с 5 лет серьезно занимается футболом. Как и дедушка, любит горные лыжи и сноуборд.

Сергей ЧЕРНАКОВ 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/12/49/591043