иначе их владельцам грозит штраф от 3 до 30 тысяч рублей.
26 ноября текущего года Федеральная налоговая служба России окончательно решила вопрос о применении контрольно-кассовой техники в легковых такси. Об этом ФНС оповестила всю страну специальным письмом «О применении ККТ в легковом такси». В письме говорится о том, что при оказании услуг по перевозке пассажиров легковым такси организациям необходимо использовать контрольно-кассовую технику.
Основанием такого решения стал Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Согласно закону контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Не освободил закон от применения ККТ и организации, предоставляющие услуги такси.
Однако, как часто у нас бывает, закон вышел, а инструментов для его исполнения не оказалось. В частности, не нашлось таксометров. С момента принятия закона до сентября 2007 года потребители таксометров не имели возможности приобретать их по причине отсутствия в Государственном реестре ККТ.
Так, 16 июня 2004 года правительство Российской Федерации издало Постановление № 285, по которому функция ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники была возложена на Федеральное агентство по промышленности (Роспром). Только через три года, 20 сентября 2007 года, Роспром издал приказ № 407 «О Государственном реестре контрольно-кассовой техники». В Государственный реестр Роспром включил сведения о двух моделях ККТ («Стайер-02К» и «Электроника 505К»), предназначенных для осуществления наличных денежных расчетов при оказании услуг такси. Эти таксометры на кассовом чеке должны печатать полный набор реквизитов, пробега в километрах и сумму оплаченного пробег, простой и стоимость простоя (при покилометровом тарифе), время проезда (при почасовом тарифе), цену проезда (при фиксированном тарифе).
Несмотря на то, что федеральный закон был принят в 2003 году, не все организации, занимающиеся услугами такси, знают об этом документе.
Юрий ШАЛЫГИН, директор ООО «РосАвтоТранс» («Твое такси», «VIP-такси») признался, что о необходимости установки в такси ККТ он слышит впервые. По его словам, ни УФНС по Омской области, ни другие госорганы предписания об использовании ККТ не посылали.
Такую же информацию «КВ» сообщил Рамис ИСМАИЛОВ, директор ЧП «Леди -Тaxi».
В УФНС по Омской области пояснили, что все таксисты должны были оборудовать автомобили ККТ сразу после принятия ФЗ от 22 мая 2003 года. Однако только в текущем году Роспром определился с ККТ, которую можно использовать в такси. Соответственно, и контроль за выполнением этого закона начался в текущем году.
Как сообщили в УФНС по Омской области, отсутствие ККТ в такси приравнивается к административным правонарушениям и карается штрафом. Индивидуальные предприниматели наказываются на 3 тыс. рублей, а юридические лица — на 30 тысяч.
— К использованию таксометров я отношусь отрицательно. У нас уже был опыт установки аппаратов в маршрутных такси. Не очень надежная техника, часто ломается, поэтому приходится нести затраты по ремонту ККТ. Но по мере необходимости в такси аппараты мы поставим, — сказал Рамис ИСМАИЛОВ.
По словам Юрия ШАЛЫГИНА, с 1 января 2008 года таксисты, с которыми работает ООО «РосАвтоТранс», будут оформлены как индивидуальные предприниматели. С ними планируется заключить договоры, по которым ООО «РосАвтоТранс» будет предоставлять только информационные услуги, то есть услуги диспетчера. Поэтому исполнение ФЗ ляжет на таксистов.
— К использованию ККТ в такси я отношусь положительно. Будет меньше обсчетов, а соответственно, меньше жалоб от клиентов.