Олег ГИЛЬБУРД, директор по регионам ООО "Саптел Регион Телеком": "Сотовая связь не может предложить высокоскоростной Интернет, так что у проводной связи есть преимущества"

Дата публикации: 16 января 2008

Когда в июле прошлого года компания «ВымпелКом» объявила о смене руководства в Омском филиале, рынок встретил эту новость с некоторым недоумением. Бессменный директор филиала федерального сотового оператора Олег ГИЛЬБУРД тогда пояснил, что покидает свой пост добровольно, чтобы реализовать другой бизнес-проект в телекоммуникационной сфере. И вот полгода спустя он согласился дать свое первое интервью в новой должности обозревателю «КВ» Николаю ГОРНОВУ.

— Олег Лазаревич, летом вы говорили, что уходите, чтобы реализовать собственный бизнес-проект. Другой причины действительно не было?

— Нет, причина была именно той, о которой я и говорил. Я понял, что региональный проект московского ООО «Саптел Регион Телеком» мне интереснее и ближе, чем сотовый бизнес, поэтому и ушел в эту компанию на должность директора по регионам.

— Чем занимается ООО «Саптел Регион Телеком»?

— Эта компания оказывает услуги зоновой телефонной связи. Если говорить коротко, то согласно требованиям Федерального закона «О связи» должно быть три вида операторов. Первые — это операторы дальней связи, то есть междугородней и международной. В основании пирамиды — операторы местной связи, которые оказывают услуги непосредствено абонентам. А между ними — операторы зоновой связи, осуществляющие деятельность в пределах субъектов РФ. И если раньше любой местный оператор мог напрямую присоединяться к операторам дальней связи, то сегодня присоединение должно производиться только через зоновых операторов, которые осуществляют транзит трафика и контролируют его качество. Именно этим и занимается в Омской области ООО «Саптел Регион Телеком».

— В какой стадии сейчас ваш проект?

— В августе был запущен первый пусковой комплекс — город Омск и заключены договоры со всеми операторами дальней связи. На тот момент с тремя: Ростелекомом, некогда монопольно работавшим на этом рынке, МТТ и «Голден Телекомом». Сейчас заключаем договоры с «ТрансТелеКомом» и «Эквантом». Закон требует, чтобы зоновый оператор был присоединен ко всем операторам дальней связи. Еще одно требование закона к зоновому оператору — наличие точек присоединения во всех муниципальных образованиях Омской области. На сегодняшний день мы выполнили и его. В настоящее время ведутся работы по строительству следующих пусковых комплексов.

— Раньше «Сибирьтелеком» был один. Он и местный, он и зоновый оператор. А теперь, значит, на омском рынке появилась альтернатива?

— Раньше на омском рынке действительно все операторы местной связи вынужденно работали через «Сибирьтелеком». А сегодня они могут маршрутизировать свой трафик как через «Сибирьтелеком», так и через нашу компанию.

— А у сотовых операторов тоже появился выбор?

— Конечно. Все звонки с любого сотового телефона на номера городской телефонной сети должны тоже проходить через зонового оператора. И на сегодняшний день мы оказываем сотовым компаниям такие услуги. У нас заключены договоры с «Tele2 Омск», «МТС в Омске» и «ВымпелКомом». Ведем переговоры и с «МегаФоном».

— Получается, настал момент, когда в инфраструктуре рынка связи появилась реальная конкуренция. И какова же реакция «Сибирьтелекома»?

— «Сибирьтелеком» как занимал, так и занимает доминирующее положение на рынке связи. У нас масштабы другие, естественно. Но появление альтернативных операторов зоновой связи — это важный этап развития рыночной инфраструктуры. Если говорить о наших отношениях с «Сибирьтелекомом», они, скажем так, нормальные. Но если сравнить рынок проводных телекоммуникаций и сотовый рынок — я достаточно долго отработал и в ЗАО «Сибирская сотовая связь» и много лет возглавлял Омский филиал «ВымпелКома», то могу сказать, что между сотовыми операторами, несмотря на жесткую конкуренцию, отношения гораздо теплее.

— Что представляет собой ваша сеть в материальном, так сказать, выражении. У вас ведь своя сеть?

— Сеть будет, когда мы завершим всю работу. Пока есть только одна ячейка этой сети — омская, где установлен зоновый телефонный узел, на который сходится по транспортной сети весь трафик от всех точек присоединений. Вообще же лицензия оператора зоновой связи получена нашей компанией для трех регионов — Омской, Томской областей и Алтайского края. Есть еще лицензия на предоставление цифровых каналов связи, а в перспективе мы планируем выйти и на рынок местной телефонной связи. Компания уже получила лицензию на оказание таких услуг, и в настоящий момент мы занимаемся оформлением разрешения на получение номерной емкости.

— Значит, вы пользуетесь сетью «Сибирьтелекома»?

— Тут ситуация не совсем простая. Поскольку «Сибирьтелеком» является мощнейшим оператором местной связи, то мы к нему, естественно, присоединены. Но поскольку эта компания одновременно и зоновый оператор, то весь исходящий трафик от своих абонентов к операторам дальней связи она пропускает сама. Мы же делаем ставку на альтернативных операторов.

— А как развивается сегодня инфраструктура рынка связи в других регионах?

— В Москве операторов зоновой связи уже 19. В Екатеринбурге пока шесть, в Красноярском крае их четыре и в Иркутске три. В Омске только мы и «Сибирьтелеком». Но этот рынок сегодня развивается очень быстро. Лицензий было выдано много. Так что вполне возможно, в Омске появятся скоро и другие альтернативные операторы зоновой связи.

— Это отразится на тарифах для потребителей?

-Чем больше будет зональных операторов на рынке, тем выше конкуренция. И больше будет возможностей для операторов местной связи сэкономить. А снижение затрат, я уверен, отразится и на тарифах для абонентов. Это главный закон рынка. Если на каких-то направлениях абонент может сэкономить, то он будет пользоваться услугами тех операторов, которые дадут ему возможность это сделать. Но темпы снижения тарифов будут зависеть еще и от того, насколько быстро будут развиваться операторы местной связи.

— Похоже, что каждый федеральный оператор сегодня пытается выйти на рынок зональной и местной связи. Вот и ваша компания тоже...

— Рынок развивается, и многие операторы действительно захотят расширить свою сферу деятельности. Этого не миновать. Другой вопрос — целесообразность. Тут каждый решает для себя. Не думаю, что есть смысл вкладывать деньги, если инвестиции не окупятся.

— В «Сибирьтелекоме» говорят, что спрос на рынке фиксированной связи снижается. На что тогда рассчитывают остальные операторы?

Согласен, что ажиотажа уже нет. Как нет и тех очередей на подключение телефонов, которые были еще десять лет назад. Тем не менее у этого рынка есть возможности для роста. Сейчас появились интересные решения в области беспроводных технологий. Если раньше оператору местной связи нужно было непременно тянуть кабель к каждому абоненту, то сегодня можно обойтись и без таких затрат. А можно еще арендовать цифровой канал и пропускать по нему свой трафик. Сегодня на омский рынок интернет-услуг заходят крупные федеральные игроки, которые практикуют комплексный подход. Некоторые начинают предлагать услуги и местной телефонной связи.

— Радиодоступ сегодня уже предлагают, но установка такого телефона, насколько я знаю, обходится существенно дороже...

— В данном случае опять вступают в силу законы рынка. Если количество операторов, предлагающих такую услугу, ограничено, то можно поставить любую цену и говорить, что таковы реальные затраты. Но если предложений станет много, то цены неминуемо упадут. И пример такой есть. Можно вспомнить, как развивалась ситуация на рынке сотовой связи в последние годы. Думаю, что по такому же сценарию будет развиваться и рынок местной телефонной связи. И абоненты будут выбирать из всех операторов того, который предлагает максимально широкий спектр услуг — и Интернет, и кабельное телевидение, и все остальное в одном кабеле. Всегда удобнее работать с одним оператором, чем с несколькими. Хотя бы с точки зрения удобства оплаты этих услуг.

— Были прогнозы, что с развитием сотовой связи проводная отомрет. А как на ваш взгляд?

— На сегодняшний момент сотовая связь не может предложить альтернативу высокоскоростному Интернету, так что у проводной связи есть свои преимущества.

— А голосовой трафик?

— Объем передачи голосового трафика внутри операторов сотовой связи действительно растет. Особенно, насколько я знаю, сотовые операторы стали серьезными конкурентами фиксированной связи в районах Омской области. Там многие уже задумались: а имеет ли смысл приобретать фиксированный телефон и еще ежемесячно платить абонентскую плату, условно говоря, в 300 рублей, если дешевле купить сотовый телефон, подключиться по дешевому тарифу и за те же 300 рублей разговаривать весь месяц?

— Когда ваша компания планирует начать освоение омского рынка местной телефонной связи?

— Примерно через год. Вся сложность даже не в сроках строительства и не в деньгах. Очень много времени уходит на получение необходимых разрешений, которые оформляются централизованно, в Москве.

— В соседних регионах как обстоят дела?

— В Алтайском крае скоро начнем строительство. В Томской области проект только готовится к реализации. В любом случае там все будет реализовано быстрей, чем в Омске. Потому что опыт уже есть.

— Чем запомнились последние полгода?

— Работая в «ВымпелКоме», я не занимался техническими проблемами настолько плотно, как сейчас. Узлы связи, требования к построению сети — этими вопросами ведал технический директор. А сейчас всем приходилось заниматься самому. Так что за последние полгода я узнал много для себя нового.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/01/2/733642