Аркадий МИХАЛЬКОВ, директор ООО "АЗС-Сервис": "При АБРАМОВИЧЕ было лучше, чем при Газпроме"

Дата публикации: 23 января 2008

В 2007 году владельцы мелких омских сетей АЗС оказались на грани выживания из-за регулярного повышения оптовых цен на нефтепродукты. О том, с какими проблемами столкнулись независимые заправщики, корреспондент «КВ» Андрей КОЛОМИЕЦ побеседовал с директором ООО «АЗС-Сервис» Аркадием МИХАЛЬКОВЫМ.

— Какая ситуация сложилась на омском рынке АЗС в последнее время?
— Наш бизнес оказался под угрозой из-за резкого повышения оптовых цен на нефтепродукты. В ноябре «Газпром нефть-Омскнефтепродукт» трижды повышал оптовые отпускные цены, а в декабре — семь раз, при этом розничные цены практически не повышались. В результате наша наценка при продаже на АЗС снизилась по АИ-98 до 1%, по АИ-96 до 4,7%, дизтопливу до 5,4%. Выживаем за счет АИ-92, наценка на который 17,4%, но в целом рентабельность нашего бизнеса не позволяет предприятию развиваться.

Что особенно неприятно, отпускные цены Омскнефтепродукта для местных владельцев сетей АЗС намного выше, чем иногородним. Оптовые цены для наших коллег из Алтайского края, Новосибирской и Тюменской областей меньше на 2 -3тысячи рублей за тонну. А нам говорят, что для омских заправщиков стоимость и дальше будет повышаться, хотя по некоторым позициям мы и без того превысили розничные мировые цены на топливо.

— Чем вам объясняют постоянное повышение цен?

— В Омскнефтепродукте объясняют, что новые цены им спускают из Москвы из «Газпром нефти». А чем уж руководствуются менеджеры головной компании, понять сложно. Почему слова президента о необходимости создания благоприятных условий для малого бизнеса расходятся с реальными делами компании, которая контролируется государством, тоже непонятно. При АБРАМОВИЧЕ было намного лучше, чем при Газпроме. Когда Сибнефть не контролировалась Газпромом, в зимний период отпускные цены снижались на 30 — 40%, а летом поднимались на 15 — 20%, но и объемы реализации резко возрастали.

У нас нет претензий к Омскнефтепродукту, там только выполняют указания сверху. За реализацию в Омскнефтепродукте отвечает заместитель генерального директора Людмила СИДОРОВА, честный и принципиальный человек. Если бы не она, частников на заправочном рынке вообще задавили бы. Но и ей не удается убедить московское руководство, что нельзя постоянно задирать отпускные цены.

— Вы как-то пытались бороться?

— У нас с Омскнефтепродуктом заключен джобберский договор, в котором цены не обговариваются. А бороться с монополистом невозможно. Мы пытались выйти на Уфимский НПЗ, но цена с учетом доставки получается выше, чем здесь. А в ЛУКойле нам прямо заявили, что согласно договоренности с «Газпром нефтью» в Омскую область бензин поставлять не будут.

— Говорят, что повышение цен вызвано дефицитом бензина. А вам отпуск нефтепродуктов ограничивали?

— Когда мы начинали в 1995-м заниматься заправочной деятельностью, то, кроме Омскнефтепродукта, получали топливо с Пермского и Уфимского НПЗ. Но после дефолта нефтяные компании поделили российские регионы на сферы влияния, после чего ЮКОС из Омска ушел, а мы стали получать топливо только в Омскнефтепродукте. Проблем с отпуском нефтепродуктов по нашим заявкам раньше никогда не было, но в декабре начались перебои. Мало того, что цены регулярно повышали, так еще и наши заявки удовлетворяли не в полном объеме.

— Несмотря на трудности, собираетесь ли развивать свою сеть АЗС?

— У нас пять АЗС в Омске и одна в Калачинске, открывшаяся в прошлом году. Мы не стремимся к резкому увеличению сети, банковские кредиты принципиально не берем, строим только на собственные средства: накопили — построили. Но чем больше АЗС у Омскнефтепродукта, тем меньше наша прибыль, поэтому сама жизнь заставляет развивать свою сеть АЗС. Хотя проблем со строительством хватает. Так, нам регулярно отказывают в заявках на строительство АЗС различными мотивировками: «на этом месте АЗС не предусмотрена архитектурными планами» или «эта территория зарезервирована губернатором под строительство жилья». А потом вдруг на месте, в котором нам отказали, появляется очередная АЗС Омскнефтепродукта. В последний раз, к примеру, это произошло на ул. Ватутина в 12-м микрорайоне.

Кроме того, требования к АЗС постоянно меняются, приходится каждый раз переделывать и приводить в соответствие действующие станции. Новые требования предъявляют и пожарные, и экологи, и Ростехнадзор. Сначала АЗС принимают в эксплуатацию, а через два года требования меняются и нас заставляют все переделывать за свой счет. Конечно, безопасность прежде всего, но хотелось бы какой-то стабильности.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/01/3/237809