"Он увидел щель и начал высасывать от туда деньги"

Дата публикации: 23 января 2008

Энергосбытовики пытались получить сверхприбыль, незаконно выставив омичам счета за «технические нужды». 

В минувшую среду Региональная энергетическая комиссия (РЭК) Омской области вынесла предписание Омской энергосбытовой компании (ОЭCК) устранить нарушения законодательства и отозвать выставленные в январе квитанции, в которые была включена новая строка «технические нужды». Под «техническими нуждами» подразумевается плата за электроэнергию, расходуемую на освещение мест общего пользования в многоквартирных домах. Вопрос законности действий ОЭCК обсуждался на прошлой неделе в мэрии и областном правительстве. 17 января к конфликту подключились депутаты Законодательного собрания. Чиновников мэрии подозревали в дестабилизации ситуации в городе накануне президентских выборов, энергетиков в лице исполнительного директора ОЭCК Николая ЛЯСКОВЦА — в самоуправстве. За день до этого депутат ЗС Валерий КОКОРИН обратился с официальным обращением в эфире собственного канала «Антенна-7» к городским властям и прокуратуре с требованием навести порядок с коммунальными платежами.

На тарифную «реформу» мэрия дала омичам 9 дней

На заседании комитета по экономической политике и инвестициям Законодательного собрания депутаты обратились к представителям мэрии с вопросом, почему при формальном увеличении тарифов на ЖКУ на 10-20% фактически коммунальные платежи из-за новой строки «технические нужды» выросли на больший процент. Директор департамента экономической политики Евгений ФРЕЗОРГЕР заявил, что вины мэрии в произошедшем нет. 22 ноября во исполнение ст. 154 Жилищного кодекса мэр Омска вынес постановление об исключении расходов на освещение мест общего пользования из расчета платежей за содержание жилья. Взимать с собственников плату за «технические нужды» по закону должны были УК (ТСЖ) либо при заключении УК соответствующих договоров и делегирования прав взимать плату энергетикам — ОЭСК.

— По состоянию на сегодняшний день договоров, заключенных между УК и ОЭСК, нет, — заявил Евгений ФРЕЗОРГЕР. — Поэтому не совсем правомерным было со стороны ОЭСК включать строку «технические нужды» в свою январскую квитанцию. Также не совсем правомерным было давать в квитанции ссылку на постановление мэра, которым утверждался размер платы для нанимателей муниципального жилья, а не для собственников. Никаких прав взимать эту плату энергетикам мэрия не давала.

В постановлении мэра от 22 декабря, упомянутом г-н ФРЕЗОГЕРОМ, устанавливался новый тарифный план для нанимателей муниципального жилья, который также рекомендовался для принятия собственникам многоквартирных домов. По логике администрации омичи должны были в период с 22-го по 31-е декабря провести собрания, установить порядок платы за освещение дома и прописать его в договоре с УК. В этот же срок все УК Омска должны были подписать дополнительные договоры с ОЭСК, делегируя энергетикам право самостоятельно взимать плату за «технические нужды» либо оговаривая порядок ее перечисления. Естественно, никто этого сделать не успел.

Логика энергетиков в сложившейся ситуации была проста — не упускать потенциальную прибыль и самим (без решения собственников и договоров с УК) собирать плату за «технические нужды».

— В конце декабря мы разослали копии договоров во все УК, — сообщил депутатам исполнительный директор ОЭСК Николай ЛЯСКОВЕЦ. — Однако ни одна УК нам не ответила. И мы включили в свою январскую квитанцию плату за освещение мест общего пользования. Сейчас мы получили предписание РЭК и рекомендуем жителям не оплачивать строку «технические нужды». В феврале, после заключения договоров с УК, мы сделаем перерасчет.

Кто дал отмашку?

Выслушав мнения сторон, депутаты задались главным вопросом: кто именно дал отмашку энергетикам на включение новой строки в квитанцию? Николай ЛЯСКОВЕЦ ссылался на некое разъяснение, которые было получено энергетиками от директора департамента ГХ Владимира ПОТАПОВА. Круг «подозреваемых» сузился, и председатель комитета Сергей ОРКИШ как следователь, обличающий преступника, почти закричал:

— С кем из администрации было согласовано решение, что вы можете начать собирать плату?

— Есть письма, подписанные вице-мэром... — замялся Николай ЛЯСКОВЕЦ.

— Кто дал команду: запускайте? — повысил тон Сергей ОРКИШ, обращаясь в зал, где сидели представители администрации.

Евгений ФРЕЗОРГЕР тоже на повышенных тонах объяснил, что без заключения договоров с УК энергетикам было запрещено выставлять плату за «технические нужды».

— Я понимаю, что Николай Васильевич прежде всего бизнесмен, — поучал энергетиков Сергей ОРКИШ. — Он увидел щель и начал высасывать оттуда деньги. Вложил в эту лазейку все, что у него копились годами. Не в обиду вам, Николай Васильевич, будет сказано. Вы запустили бумагу — и этой бумагой по голове людям!

Возможно, новую строку в квитанции мало бы кто заметил, если бы суммы в ней не были настолько существенными. Николай ЛЯСКОВЕЦ признался, что в 350 домах города плата за освещение мест общего пользования доходила до 400 рублей.

— После жалоб жильцов мы провели ревизию и выяснили, что в 41 доме УК и ТСЖ без согласия жильцов и уведомлений ОЭСК подключили к общедомовым счетчикам киоски, магазины, — сообщил Николай ЛЯСКОВЕЦ. — У нас нет договоров с этими юридическими лицами, поэтому показания счетчиков были разделены между жителями дома. Сейчас это, конечно, приводится в соответствие.

Порекомендуйте по-другому!

Валерий КОКОРИН, не являясь членом комитета, пришел на заседание специально по этому вопросу. Он молчал, пока выступали чиновники и энергетики, а после их выступлений попросил слово.

— Понятно, что надо было установить новый тарифный план, — начал г-н КОКОРИН. — Понятно, что надо было показать, что в городе Омске тарифы за содержание жилья выросли меньше, чем в других городах. Но так не получается! Тариф за содержание жилья вырос терпимо, но плату за освещение мест общего пользования, которая раньше туда входила, убрали. Посчитайте, что получилось!

Валерий КОКОРИН указал и на другую проблему — перерасход энергии, который до сих пор контролировался УК. Сейчас это обязаны делать сами жильцы. Он напомнил и о других действиях городских властей, создавших, по его мнению, проблемы для горожан. Например, решение горсовета взимать плату за пользование лифтом с жителей первых этажей или внедрение Единого расчетного центра.

— Может быть, нам, депутатам Заксобрания, выступить с каким-то документом законодательного характера, чтобы мэрия и горсовет прекратили раздувание конфликтов в городе? — заключил Валерий КОКОРИН.

— Спасибо вам, Валерий Михайлович, за переживание за жителей города, — вышел к трибуне Евгений ФРЕЗОРГЕР. — Но я попросил бы вас дать команду вашим помощникам, чтобы они правильно комментировали документы, которыми вы оперируете. Еще раз повторяю: постановлением мэра утверждена плата только за содержание муниципального жилого фонда. Для собственников и УК мы ее не утверждали, а только рекомендовали.

— Вы мне указали, чтобы я учился по букварю со своими помощниками, — заметил Валерий КОКОРИН. — Вот передо мной постановление мэра — рекомендовать собственникам и УК новую схему платежей. К нашей радости, УК еще прислушиваются к власти. Они приняли вашу рекомендацию к исполнению. Так вы порекомендуйте по-другому! Порекомендуйте УК взять на себя ответственность за энергосбережение в домах, не повышая платы для жителей.

В финале полуторачасового заседания комитет принял решение рекомендовать мэрии восстановить тарифный план 2007 года и оставить плату за освещение мест общего пользования в строке «содержание и текущий ремонт жилья». Евгений ФРЕЗОРГЕР, в свою очередь, предложил включить в решение комитета поручение минэкономики и РЭК проанализировать структуру тарифов и дать заключение о возможности внесения платы за расход электроэнергии в местах общего пользования в структуры расходов за содержание жилья.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/01/3/on_uvidel_shchel_i_nachal_visasivat_ot_tuda_dengi