Татьяна ХОРОШАВИНА, президент, председатель правления Омской торгово-промышленной палаты: Я умею говорить»нет». Это освобождает от необдуманных обязательств.

Дата публикации: 30 января 2008

Более 15 лет на региональном рынке работает Омская торгово-промышленная палата. О принципах работы этого бизнес-объединения, взаимоотношениях с властью и бизнесом, перспективах развития внешнеэкономических связей заместитель главного редактора «КВ» Елизавета КРИВОЩЕКОВА беседует с президентом Омской торгово-промышленной палаты (ТПП) Татьяной ХОРОШАВИНОЙ.

— Татьяна Александровна, в середине декабря состоялась встреча Владимира ПУТИНА с руководством российской ТПП. О чем там шла речь?

— Глава государства в деталях знаком с деятельностью торгово-промышленных палат. Например, по поводу делегирования нам ряда госфункций, он прямо сказал: продолжайте. Если мы сейчас, например, уже проводим экспертизу качества продукции, поставляемой по конкурсу для Министерства обороны, то теперь Президент предложил нам взять на себя контроль качества товаров, приобретаемых для МЧС, а также для государственных и муниципальных нужд. Также близка мне позиция Владимира ПУТИНА в подходе к решению социальных вопросов, которые бизнес должен решать, причем, в своих же фирмах. Не надо всем одновременно помогать, например, детским домам – вы сделайте для своих работников нормальную социальную подпитку. Платите достойную заработную плату не в конвертах (кстати, мы в Омской ТПП никогда ни «черную», ни «серую» не платили), организуйте питание для сотрудников, не забывайте про детей, которых они рожают. Если при этом от государства будут еще и финансовые льготы, так это вообще супер. В нашей палате мы детей боготворим, «мамочки» у нас рожают, и это нормально, хотя я знаю, что есть предприниматели, которые прямо говорят сотрудницам: «Уходите в декрет? Увольняйтесь!». На мой взгляд, пришло время нормальной предпринимательской культуры.

— На что региональные палаты ориентирует президент ТПП РФ Евгений ПРИМАКОВ?

— Евгений Максимович, вы знаете, человек умный: много не говорит, но много делает. Наша региональная палата участвует практически во всех мероприятиях, которые проводит российская ТПП. Если коротко, то мы должны помочь бизнесу научиться работать в рыночных условиях. Многим уже тесно в своем регионе, а потому еще одна наша задача — вывести бизнес на межрегиональные и внешнеэкономические рынки, что мы и делаем. Для этого существуют классические инструменты: это и обязательное участие в различных выставках-ярмарках, торгово-экономических миссиях, биржах контактов и т.д. Год мы завершили реализацией крупных проектов, к примеру, это участие в Российской национальной выставке, которая прошла в Ташкенте. Далее мы отправились в Ашхабад и там приняли участие в Российско-туркменском форуме. В Средней Азии мы стабильно фиксируем свое присутствие, там у нас подписаны соглашение практически со всеми ТПП. Зачем это нужно? Живой пример: НПО «Мостовик» участвует практически во всех тендерах Центральной Азии и выигрывает. Естественно, мы оказываем ему всяческое содействие, начиная от приглашения и оформления визы, организации встреч и т.д. Вот это наша работа – незаметная, но весьма емкая.

— Омская ТПП подписала договор о сотрудничестве с партией «Единая Россия». Вас обязали ее поддерживать?

— Вы знаете, нет. Если бы нас попросила о поддержке любая другая партия, мы также рассмотрели бы вопрос, но нас никто не просил, кроме «единороссов». «Единая Россия» заявила хорошие проекты, касающиеся внешнеэкономической политики и межрегиональных связей. Мы будем в них участвовать.

— Все члены палаты обязаны были поддержать «единороссов»?

— Конечно, нет. У каждого своя голова на плечах, но, думаю, что большинство примет участие во всех проектах палаты, которые будут реализовываться на этой платформе.

— Каковы, на Ваш взгляд, изменения в характере и объеме внешнеэкономических связей региона?

— В России наблюдается тенденция к расширению числа холдингов. Так вот, если «голова» в Омске — это суперхорошо. Тогда с этим холдингом можно напрямую решать все вопросы по выходу на рынки и т.д. Если «голова» в другом регионе, а омское предприятие находится на процессинге, то, как правило, оно не принимает участие в наших мероприятиях и зарубежных бизнес-встречах, потому что полномочий нет. Уходят интересные фирмы, и палата теряет прямые связи с ними. Предприятие получит прописку в другом месте и, тогда другая палата с ним работает, например, с «Газпром Нефть» – санкт-петербургская ТПП. К сожалению, такая тенденция есть, и омская палата поставила себе задачу, так как у нас большие предприятия можно по пальцам сосчитать, работать с малым и средним бизнесом. И когда вы посмотрите нашу членскую базу, а там сегодня 550 предприятий и фирм, так вот 414 из них – это малый бизнес. Крупный бизнес – он и так выйдет на внешние рынки, потому что у него целые отделы юристов, экономистов, маркетологов, а у малого бизнеса что? Руководитель предприятия, два-три человека персонала — и все. У него голова кругом идет: куда идти? Какой товар выпускать? Какие услуги оказывать? Каким стандартам они должны соответствовать? Мы должны малый бизнес научить выпускать конкурентоспособную продукцию и выводить ее на межрегиональные рынки. Кто готов на внешнеэкономические – выведем на внешнеэкономические.

— На каких внешнеэкономических направлениях предпочитают работать омичи?

— Вы знаете, в Европе все уже устоялось: кто торговал с ней, тот и торгует. Там преимущественно нужны углеводороды. Впрочем, сейчас Европа испытывает потребность в чистом экологическом питании, например. Молоко, масло, мясо у нас очень конкурентоспособны, но там очень сильно лобби, препятствующее преференциям на российские товары. Европа заинтересована и в экологическом топливе – тут мы могли бы быть им интересны своими предложениями по производству биоэтанола. С другой стороны, нас и пять лет назад, и сегодня интересуют Средняя Азия, страны СНГ. Мы, когда проводили мониторинг среди наших предпринимателей по поводу наиболее предпочтительных внешнеэкономических направлений, то 80 процентов опрошенных ответили: это Казахстан и другие страны СНГ. Все просто: сегодня наши товары конкурентоспособны там, в первую очередь. Придет время – будем активнее выходить на другие рынки. Есть у нас бизнес, который уже сегодня стремится в Китай, мы ему помогаем открывать там представительства. Пока самая большая наша поездка — на Российскую национальную выставку в Пекин, куда вылетал полный самолет-чартер. Думаю, что, может быть, лет через пять доля стран СНГ в обороте уменьшится, зато прибудут страны Юго-Восточной Азии.

— Участвуя в организации внешнеэкономических связей более десяти лет, вы уже составили представление о характере взаимоотношений. Каковы они, наши партнеры?

— Я очень люблю Азию, несмотря на то, что с европейцами легче договориться. С европейцем можно поговорить три-четыре ….и подписать контракт, а с азиатами можно полгода вести переговоры и ничего не подписать. Европейцы – они все хотят жить одинаково, и это правильно, да? Они хотят жить одинаково удобно и комфортно. А, к примеру, будучи в Индии, я столкнулась с таким философским суждением: если ты в этой жизни беден, то в другой жизни будешь богат. То есть они считают, что это нормально: если человек бедствует и недоедает сегодня, страшного ничего нет. Философия, история совершенно другие. Есть страны очень интересные. Тот же Китай развивается катастрофически быстрыми шагами, я думаю, что они сами этого не осознают. Я бы назвала Китай страной XXII века. То, что там строится сейчас к летней олимпиаде, кто видел, – это все огромное, современное. К слову сказать, в Пекине массово сносятся девятиэтажные здания, представляете? А мы здесь пятиэтажки боимся снести. Нет, Азию надо видеть. Мы недавно из Туркмении вернулись, из Ашхабада, так я бы сказала, что завтра это будут Объединенные Арабские Эмираты. Надо учитывать, что Азия для нас очень интересна тем, что, во-первых, логистика удобная – мы все-таки в центре континента. И если построят все коммуникации – автомобильные, железнодорожные и т.д. — особенно авиасообщение нас интересует, то нам просто сам Бог велел торговать с Азией. Есть, конечно, здесь и политика, которая не урегулирована…

— Татьяна Александровна, где вы учились технике ведения переговоров?

— Наверное, тот опыт, который я приобрела, участвуя в переговорах с европейцами, с азиатами – это самая хорошая школа, которую не найдешь ни в одном учебнике. Ну, а потом мы постоянно совершенствуем свои знания в палате – без этого нельзя, это наша работа.

— Вам приходилось блефовать?

— Однозначно – нет! Мне даже слово это не нравится. Я считаю, что если мы не готовы к продаже товара, оборудования или услуги, то лучше об этом сказать прямо. Вы поймите, что любая палата заинтересована проверить благонадежность потенциального партнера, чтобы информировать своего коммерсанта. Противоположная сторона хочет этого же, так что нас просят, иной раз, помочь: ваш коммерсант хочет нам экспортировать то-другое, а у нас нет данных о его благонадежности. И мы откровенно потенциальному контрагенту сообщаем, что собой представляет наш предприниматель, чтобы потом не было бессмысленных споров.

— Сталкивались ли Вы на переговорах с мужским шовинизмом?

— Честно говоря, что-то похожее было в Иране. Когда мы приехали официальной делегацией, и я в аэропорту подала руку одному из встречающих, то мне в ответ руку не подали. Я, конечно, знала: такие рукопожатия там не приняты, но предположила, что этот порядок не относится к деловым кругам… Мне сказали: «Татьяна Александровна, пожалуйста, извините, мы вам подадим руку, но только не здесь». И я, знаете, приняла этот формат, у меня и одежда была соответственная, и ездила я на отдельной машине, и в аэропорт входила через другой вход, предусмотренный только для женщин. Другая страна – другие нравы.

— Вы умеете говорить нет?

— Да, я умею говорить нет. Это трудно, и от этого потом болею, переживаю, но через два-три дня с облегчением отмечаю, что свободна от необдуманных обязательств.

— «Дружите» ли Вы с иностранными языками?

— Язык учу каждый день: у нас в палате есть преподаватель. Кстати, не только я, но и мои коллеги. Это непременная культура делового этикета, потому что к нам приезжает очень много иностранцев, нужно и поздороваться, и рассказать о себе, и пригласить на переговоры. Но, вы знаете, я недовольна своим английским. Хотя… по сравнению с некоторыми членами наших делегаций выгляжу вполне прилично. Иной раз думаю, ну, что ты – не можешь двести слов выучить, когда таможню проходишь, и заполнить декларацию? Омичи, иной раз, выезжая, свою фамилию не могут написать на английском языке. Кстати, согласно правилам, на переговорах нельзя быть без переводчика, а вот в кулуарах побеседовать – святое дело. Но, в общем-то, хотелось бы мне английский знать лучше.

— Как на Ваш взгляд, за последние десять-пятнадцать лет Омск за границей стали узнавать?

— В прошлом году спрашиваю специалистов ТПП маленького немецкого городка: вы знаете, где находится Омск? Нет. А Сибирь? Тоже нет. Но это не беда: если им надо будет прийти в Сибирь, они будут изучать этот рынок. И мы, когда выходим на другие рынки, мало, что о них знаем. В любом случае надо настойчиво презентовать себя, и это технологии известные. А вообще-то пятнадцать лет назад мы друг друга стоили. В 90-х годах приезжает к нам как-то в мае представитель германской фармацевтической фирмы. Жара – 30 градусов, а он одет как зимой и говорит, что в посольстве у него еще три чемодана с одеждой. Мы ему советуем, да оставьте в покое свои чемоданы. А он тогда демонстрировал свою продукцию и, в частности, растворимые шипучие таблетки. Наш эксперт решил одну их них протестировать: положил на язык и запил водой. Можете себе представить эффект.

— Что тормозит вашу работу?

— Административные барьеры. Правда, если пять-семь лет назад они были региональные, то теперь все ушли на федеральный уровень. Омские федералы подчиняются своим руководящим структурам в Москве, и, какая бы проблема ни была, решить ее практически невозможно. Что делаем? Обобщаем, что нам мешает, пишем в ТПП РФ резолюции с «круглых столов» и уже российская ТПП как-то смягчает или убирает эти барьеры, но это, сами понимаете, процесс очень длительный. Например, много лет мы убеждаем, что НДС нашим плательщикам не возвращают в установленные сроки. Мы много писали в различные органы, но устранить эти барьеры мешают различные «серые» и «черные» схемы, которые применяют-то всего 2-3% фирм, но это тенью падает на весь цивилизованный бизнес. Сейчас расчеты производятся более-менее своевременно, но проблемы еще остаются. Или, к примеру, не все таможенные посты в пределах области имеют статус многостороннего. Представляете, едут поляки-коммерсанты на своей фуре, подходят к одному посту, к другому, но безуспешно: их пропустить не имеют права. Им предлагают ехать в Черлак, а до него несколько сот километров. Примечательно, что этой информации нигде в принципе-то нет. И у злополучных поляков ее нет, чтобы они могли сразу отправиться в нужном направлении. Три года назад мы очень плотно занялись вопросом: можно ли все посты сделать многосторонними? Но это процедура очень не быстрая, потому что необходимы межгосударственные документы, современное оборудование для постов и т.д.

— На уровне территории вы с властью выстроили свои отношения?

— Да, например, при той же Омской таможне создан консультативный совет, в работе которого и мы участвуем. Другое дело, что надо разговаривать аргументировано, с помощью цифр, грамотно, тогда ваши предложения будут услышаны. Если говорить о региональном и муниципальном уровнях, то там те же самые изменения произошли. Мы принимаем участие в работе консультативных советов по предпринимательству при губернаторе Омской области, при мэре Омска.

— Предприниматели не раз высказывали свои претензии к городской власти. Вам труднее работать с мэрией?

— У нас с городом подписано соглашение о сотрудничестве, мы реализуем совместные проекты. Лет пять назад у нас были проблемы при размещении муниципальных заказов. Теперь договоренности достигнуты: мэрия открыта и каждый предприниматель, который хочет участвовать на муниципальных торгах, пожалуйста, участвует. Ну, по маршруткам, была проблема. Мэр нашу точку зрения не принял, хотя мы его убеждали, что зреет конфликтная ситуация. Что бизнес на маршрутках должен развиваться. Что нельзя его уничтожать, потому что люди вложили деньги. Что шутить с этим нельзя: горожане на остановках подолгу стоят. Ведь, если экономика региона требует, например, внести коррективы в какой-то бизнес, нужно предупредить его за три-пять лет и сказать: ребята, вы не развивайте бизнес в области транспортных услуг, потому что мы сами «закроем» это направление. А когда все предприниматели кредиты, купили «газели», им вдруг заявляют: уходите с рынка! Я считаю, что это было сделано неправильно. Думаю, мэр в душе тоже согласился, что был неправ.

— А как палата работаете с предпринимателями? Чем их завлекаете?

— Вы знаете, нас интересуют все. Все, кто обращается в палату, помощь получает, а уж кто не обращается, тот не получает. Если тебе нужна помощь палаты — приходи, мы тебе все расскажем: как начать дело, куда идти, где взять кредит, под какие проценты. Ведь сейчас можно не только в России взять кредит. Почему у нас на территории Чехия задержалась? Потому что продавать свое оборудование и модернизировать наши предприятия они приехали сразу со своими банками. Банк дает кредит, причем под 3-4 процента. Мы об этих технологиях рассказываем и поясняем, что, если здесь у нас дорогие кредиты, то мы научим вас брать кредиты в других европейских банках, например. Мы приглашаем на семинары, «круглые столы», рассказываем о перечне наших услуг и возможностей, но есть бизнес, который топчется и, что называется, супчик варит в своем мирке. Но думаю, что он выйдет из этого мирка, откроет про себя какие-то вещи и придет в палату. Некоторые, впрочем, боятся утечки информации, есть такое.

— Может быть, дорого за свои услуги берете?

— Да нет, не дорого. Прейскурант выставлен на нашем сайте, цены все открыты. Между прочим, практически у всех региональных палат цены одинаковые. Их же российская ТПП утверждает. Бюджет у нашей палаты небольшой, и мы в принципе прибыли не имеем. У нас работает около 50 человек персонала. Зарабатываем, платим людям зарплату, оплачиваем аренду, технику современную покупаем.

— Чем вы отличаетесь от других региональных палат?

— Вы знаете, в Сибирском федеральном округе, а мы все поддерживаем между собой тесные связи, скажу, что лучшими из шестнадцати являются Омская, Алтайская и Кузбасская ТПП. Можно сравнить по членской базе, объему и ассортименту услуг, по соответствию принятой системе стандартов. Пришел в палату молодой специалист — он читает этот стандарт и выполняет все, что ему положено. То есть мы приблизились к европейскому стилю оказания услуг. Упомянутые три палаты были первыми аккредитованы в системе российской ТПП, они поддерживают очень высокий имидж, их ценит бизнес. Когда наш бизнесмен выезжает в другой регион, то нередко ко мне приходит и просит: «Татьяна Александровна, напишите, пожалуйста, председателю этой палаты». Бизнес – он же не стоит на месте, он заходит в регионы, ищет там поддержку. Очень хорошо, если бы все палаты общепринятые форматы выполняли одинаково качественно: приехал бизнесмен в другой регион, пришел в местную палату и получил такую же помощь. К нам приходит, к примеру, молодой директор челябинской фирмы и говорит: ребята, помогите мою презентацию сделать, потому что я хочу выйти на ваш рынок, но не знаю ваши предприятия. Мы его раз — и на презентацию, куда наших приглашаем предпринимателей, человек двадцать-тридцать, не больше. Он через два дня делает то, на что потратил бы неделю, как минимум.

— В чем конкурентные преимущества Омской ТПП?

— Ну, к примеру, мы – лидеры среди региональных ТПП в реализации проектов по внешнеэкономическим связям. В чем наше достижение? В том, что мы первые в системе российских ТПП разработали методику проведения таких мероприятий и утвердили в федеральной палате. Мы шаг за шагом перенесли европейский формат в нашу действительность, и досконально прописали, как выходить на другие рынки. Ведь это же не просто: приехали, поучаствовали в мероприятии и все. Нужно заранее представлять себе всю процедуру, вплоть до подписания контракта. Наша методика приобрела значение стандарта и разослана по другим региональным палатам. Таково наше ноу-хау. Но опять-таки хочу подчеркнуть, что все региональные палаты должны быть одинакового уровня, чтобы предприниматель, приехав в любой регион, получил в ТПП полный формат услуг.
У нас в Палате внедрена и уже более пяти лет успешно работает система менеджмента качества на соответствие международным стандартам ИСО, что позволяет нам, во-первых, на равных вести диалог с западными партнерами, во-вторых, это гарантия международного качества оказываемых нами деловых услуг.

— Вступил в силу федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства». Что на Ваш взгляд, там важно и полезно?

— Прежде всего, хочу отметить, что новый закон – это плод многолетнего труда Торгово-промышленной палаты России по его разработке и продвижению. Сегодня без развития среднего класса невозможно прийти к устойчивому развитию регионов России. Если в странах с развитой экономикой малый бизнес дает до 80 процентов национального дохода, то в России этот показатель в несколько раз меньше – от13 до17 процентов.

Ключевая статья закона — «Категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
В новой трактовке субъекты малого и среднего предпринимательства должны соответствовать определенным условиям. Средняя численность работников предприятия не должна превышать предельные значения: от 100 до 250 человек включительно – для средних предприятий, до 100 человек включительно – для малых предприятий. И среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек. В статьях закона № 17 и 18 определены условия поддержки малого и среднего предпринимательства – финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка в области подготовки и квалификации кадров, инноваций, поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность и так далее. Всего в законе 27 статей, и каждая из них достаточно содержательна и в то же время требует комментариев, показывающих связь с другими законодательными документами, ориентирующих предпринимателей на полноценное использование и применение этого документа на практике.

Закон предполагает создание системы фондов поддержки малого бизнеса. В настоящее время начинается большая работа по формированию государственной поддержки малого бизнеса, которая в конечном итоге должна создать более благоприятные условия для деятельности малого бизнеса, чем это есть на сегодня. Мы уже провели первое организационное совещание, где наметили программу мероприятий, связанных и с федеральным законом, и с проведением «Года предпринимателя » в Омской области.

— В общем, если я вас правильно поняла, предприниматель, желающий получить поддержку, должен этот закон хотя бы, как минимум, изучить.

— Должен, а как же! Он должен читать «КВ», заходить в Интернет. Все, что касается ведения бизнеса, у него должно быть на столе. Предприниматель должен быть развитым, потому что сегодня ценятся мозги, и важна конкурентоспособность не только товаров, но и человека. Нужно создать ему условия? Да! И сегодня этих условий недостаточно, потому что предприниматели стали более грамотными, многие получили второе образование, но им нужно нормальные кредитование, причем длинные кредиты, а не те, что на год дают. Им нужна инфраструктура для развития, нужны хорошие правила, которые не душат, а наоборот создают условия для функционирования. И закон очень вовремя вышел, и «Год предпринимателя», объявленный губернатором, очень своевременен. Кстати, мы свои предложения вносили в проект федерального закона еще пять лет назад.

— Ваше бизнес-объединение – крупнейшее в регионе. Как растет база членов Омской ТПП?

— Мы прирастаем по сто членов в год: самое большое пополнение было в прошлом и позапрошлом годах. Мне кажется, что бизнес понял: если есть нормальная организация, которая может ему помочь, то он, конечно, мимо нее не пройдет.

— За годы существования Омской ТПП в ее устав вносились существенные изменения?

— Существенные нет, потому что у нас есть федеральный закон о ТПП, в соответствии с которым федеральная и, соответственно, региональные палаты приняли свои уставы. Сейчас мы прорабатываем возможность принятия областного закона о ТПП, чтобы усилить роль палаты в регионе. Раз мы уже на крыле, то можем обратиться к власти с просьбой передать нам некоторые функции, где нас уже можно считать профессионалами. Скажем, организацию внешнеэкономических и межрегиональных связей. Такой опыт в России уже есть, к примеру, в Кемеровской области Кузбасской ТПП такие функции переданы. Добавлю, что в европейских странах услуги по деловому образованию практически полностью делегированы палатам.

— Кадровой проблемы у вас нет?

— Как же, что вы! Вот сейчас нам нужен патентовед. Уже год не можем его найти, потому что в Омске есть всего три патентоведа со специальным дипломом. Нам нужны юристы в отдел, полгода держатся вакансии. А почему? Потому что требования на оказание услуг очень высоки, потому что наш юрист будет заниматься такими вопросами, которыми он не занимался ни в одной организации. Например, проводить аккредитацию инофирмы, обстоятельства форс-мажора оформлять … Те кадры, которые нам поступают из институтов – очень «сырые». Да, мы их принимаем и выучиваем до нужного уровня. Берем, что называется, с чистого листа, но обязательно с хорошим дипломом, и доучиваем. Очень хорошими специалисты становятся только через пять-десять лет.

— На ваш взгляд, кем бы сейчас стали, если бы не «перестройка»?

— Врачом. Я очень люблю читать книги по медицине. Считаю, что человек должен заботиться о своем здоровье и, если он здоров, тогда он нужен и обществу, и семье и себе не в тягость. Наша государственная медицина, к сожалению, сегодня стоит на месте и раздумывает, куда ей развиваться, так что, в принципе, каждый человек может составить собственное мнение о таких вещах. Есть и еще вариант: возможно, я стала бы юристом.

— Какие марки предпочитаете в одежде?

— Я вещизмом не страдаю и, считаю, что живу по европейским меркам, там одеваются очень скромно и качественно. Мне нравится, когда это хлопок, шерсть, например. И все должно быть удобным, а за марками никакими не гонюсь, хотя предпочитаю немецкую одежду и обувь.

— Какой алкоголь вы предпочитаете, если, конечно, употребляете его?

— Мы дома алкоголь не употребляем, но, откровенно скажу вам, что за последние три-пять лет полюбила бехеровку. Это чешская настойка на травах. Могу пригубить чуть-чуть, граммов 20-30, и ничего другого не пью, потому что потом некомфортно себя чувствую. Руководители фирм и приезжающих делегаций, а это в основном мужчины, часто дарят алкогольные напитки. Честно признаюсь –«горячительные» напитки приходится передаривать…

— Вам известно, что такое зимняя депрессия?

— Нет, хотя аккумуляторы нужно подзаряжать: больше бывать на солнце, дышать свежим воздухом. Недавно ногу подвернула, так что лыжи пока отложила, а так люблю прокатиться. Регулярно в зимнее время ездим с коллективом купаться в источнике возле Ачаирского монастыря, в бассейне под открытым небом в Стрельниково. С мужем мы живем за городом, приняли такое решение несколько лет назад, потому что там экология лучше. Я впервые увидела разных птиц, например, свиристелей, которые по полсотни за раз прилетают, надо их подкармливать. Но мало отдыхаю, мало очень. Раз в три-пять лет вырываюсь куда-то съездить. В декабре на десять дней была в Египте, два года назад – в Таиланде.

— Вам нравится нынешнее время?

— Очень. Это время, когда человек может позволить развиться своим талантам, раскрыться, если у него, конечно, есть к этому стремление.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/01/4/830747