Два года назад частники испытали настоящий шок. Суммы в квитанциях за отопление превысили в несколько раз размер их месячного дохода.
«Бабулька в нашем районе в больницу попала с инфарктом, — рассказывает Любовь БРЫЛИНА, жительница Центрального округа. — Сердце не выдержало такого стресса. В ее квитанции, помимо возросшей цифры за тепло, имелась еще одна — долг по оплате каких-то теплопотерь за шесть месяцев 2006 года: 12 тысяч рублей. Мой нежданно-негаданно всплывший должок составлял чуть более восьми тысяч рублей. С тех по к ним каждый месяц приплюсовывается еще от одной до полутора тысяч рублей. Тоже за теплопотери. Чиновники ссылаются на федеральное постановление за подписью ФРАДКОВА. Именно в соответствии с этим документом местная власть подсчитала: дома, возведенные в 1998 году и ранее, потребляют тепла почти в три раза больше, чем, к примеру, коттедж, выросший по соседству на год позже. Так уж вышло, что закон ударил в первую очередь по карману малообеспеченных семей, пенсионеров. Ведь именно они составляют большинство населения частного сектора, возведенного в Омске до вышеуказанной даты. Сегодня их дома, по подсчетам чиновников, потребляют 0,0337 Гкал/кв.м, в то время как фазенды их немногочисленных соседей — 0,0142 Гкал/кв.м. Таковы нормативы, утвержденные мэром. Сегодня они правильны, по словам представителей различных структур, осуществляющих надзор за соблюдением закона.
Однако если пройти по улице вдоль трубы, подводящей тепло к частному сектору, нередко можно увидеть практическое отсутствие изоляции на отдельных участках. То есть потери тепла от собственной нерадивости такой владелец пытается переложить на жителей индивидуальных домов.
Что-то похожее Омская энергосбытовая компания попыталась сделать с многоквартирными домами, введя в квитанцию строчку „технические нужды“. Об этом омские СМИ много писали. Как пишет 24 января газета „Четверг“, в заметке „Пока можно не платить?“.
Один из читателей пожаловался: суммы оплаты технических нужд распределяются между жильцами несправедливо. Он живет в двухкомнатной квартире, в квитанции в строке „технические нужды“ была указана сумма 181 рубль. А соседу, что живет в точно такой же квартире, но этажом ниже, придется заплатить только 93 рубля. Льгот нет ни у того, ни у другого, оба живут в квартире одни.
И в самом деле: почему суммы оказались разные? Свою версию ответа на данный вопрос дала 23 января газета „Красный путь“ в статье „Тарифный туман похож на обман“ (речь идет о домах, снабженных общим счетчиком затрат здания на электроснабжение):
»Казалось бы, методика расчета освещения в подъездах проста: берутся показатели расхода электроэнергии — во всем доме и в квартирах. Из первого вычитается второе — вот и получается расход тока в подъездах, который затем делится на всех жильцов дома (пропорционально занимаемой жилплощади, разумеется). Но по телефону некий энергетик приоткрыл несколько иную методику: берется показатель потребления тока домов и сколько это стоит — допустим, 5 тысяч рублей. Затем берется иной показатель — сколько реально заплатили жильцы за электропотребление в квартирах. Допустим, 3 тысячи рублей. Затем недостающие 2 тысячи рублей попросту делятся на количество квартир в доме и, в соответствии с их площадью, подгоняются и киловатты. Таким образом энергетики чудесным образом получили все, что хотели, даже несмотря на то, что кто-то из недобросовестных жильцов не заплатил за свет в квартире — проблема взимания долгов решена без всяких скандалов и судов за счет принудительной круговой поруки".