ООО «Медея» — самая крупная омская компания, торгующая дикоросами. Год назад она вышла со своей продукцией в Чешскую Республику и пока остается единственным омским предприятием, работающем на этом рынке. Директор и соучредитель ООО «Медея» Александр МИТРОФАНОВ пока большую часть времени проводит в Праге – налаживает бизнес. Корреспондент «КВ» Олеся КУЗНЕЦОВА встретилась с ним, когда он на несколько дней приезжал в Омск, и расспросила об успехах и планах фирмы.
— Александр Борисович, почему связали свой бизнес именно с дикоросами?
— Свою компанию создали в марте 2006 года. Данная ниша в Омске, как два года назад пустовала, так и сейчас практически свободна, а спрос на экологически чистую лесную продукцию высок. Сначала мы попробовали торговать дикоросами через перекупщиков — алтайские, новосибирские и барнаульские компании. Потом пришли к выводу, что выгоднее работать непосредственно с заготовителями – цена на продукцию гораздо ниже, а качество выше. Сегодня сотрудничаем как с омскими заготовителями (Тара, Тевриз, Усть-Ишим), так и с алтайскими, карельскими, подмосковными. Вначале сезона инвестируем, а в конце — они привозят нам продукцию. Планируем создать крупную компанию, который бы работал в данном направлении.
— Каков ассортимент вашей продукции?
— Наша компания предлагает: мед разных сортов чистый и с добавками (с орехами), мед в сотах, грибы, замороженные, сухие и горько-соленые (белые, подосиновики, опята), ягоды (клюква, брусника, черника, калина) и папоротник. Орехами в чистом виде мы не торгуем, только в качестве добавок в мед — нам это не интересно из-за сложных и специфичных условий хранения. Вся продукция реализуется, как в весовом варианте, так и в упаковочном – стеклянной и пластмассой таре, вакуумных пакетах. Предпочитаем все-таки, торговать фасованным товаром, чтобы покупатели могли убедиться в его качестве.
— Сколько заготовителей на вас сегодня работают?
— Сложно сказать, потому что мы заключаем договор поставки с одним-двумя активными местными предпринимателями, которые потом нанимают себе, сколько нужно дополнительных работников для сбора урожая. Работаем по отлаженным схемам и договоренностям. А организовывать собственные постоянные заготовительные пункты – нерентабельно. В этом плане правительство и министерство сельского хозяйства Омской области оказали нам хорошую поддержку. Нас представили главам всех сельских районов и попросили их помочь наладить сотрудничество с местными пасечниками и заготовителями растений. Мы в свою очередь, объявили, что готовы закупать у них дикоросы не менее 50 тонн с предоплатой — для сельских жителей это хорошая возможность заработать. Связь с заготовителями в других регионах наладили с помощью Омской ТПП.
— Какова ценовая политика вашей компании?
— Прежде, чем устанавливать цены, мы проводим мониторинг стоимости этой же продукции в других регионах и выбираем золотую середину. Например, если в европейской части страны цена на грибы будет ниже нашей, то, естественно, у нас их никто не купит – клиентам выгоднее будет закупить товар у иногородних поставщиков. Среди наших клиентов есть и люди с небольшим достатком, и люди с доходами среднего и выше среднего уровня.
— Насколько это рентабельный бизнес?
— На торговле дикоросами зарабатывать хорошие деньги можно, но не столько, чтобы стать олигархом. Эта деятельность не приносит сразу больших денег, к тому же в ней много рисков. Но существенный ее плюс в том, что до нас в Омской области никто дикоросами серьезно не занимался, так как это требует глубокого изучения данной темы.
— Планы компании?
— Планируем запустить производство 50 наименований салатов из папоротника с различными наполнителями – креветками, кальмарами, курицей и т.п. Мы проводили анализ предпочтений омичей – им интересна такая продукция, и многие супермаркеты готовы у нас ее закупать. К тому же конкурентов у нас в этой нише нет, а корейские или китайские салаты – это совсем другая по рецептуре и качеству продукция. Во-первых, наши салаты будут сертифицированы. Во-вторых, к осени мы закончим строительство отдельного салатного цеха, где будут соблюдаться все санитарные требования. В-третьих, цена салатов будет очень конкурентоспособной – на 50% ниже, чем у корейцев и китайцев. Потому что мы работаем напрямую с заготовителями, например, весной инвестируем 1 миллион рублей, а сам папоротник получаем осенью в виде полуфабриката. Те же Япония, Корея и Китай, например, закупают себе папоротник по очень высоким ценам. Помимо салатов, его можно использовать в супах, как гарнир на второе, он очень колоритный. Для разработки рецептов салатов мы нанимали технолога, изучали опыт восточной кухни. Чтобы завоевать омский рынок продажи салатов, нашей компании понадобится около года. Именно за такой срок нам удалось убедить потребителей в том, что наш мед качественный.
— Как еще будите расширять ассортимент?
— Планируем восстановить старый рецепт меда с клюквой и брусникой, который нам рассказали таежники из Тевриза – они таким способом лечились от простудных заболеваний. ТУ для этого мы уже купили, теперь пытаемся их четко отладить, чтобы повысить срок хранения продукта. Также купили ТУ на мед с цукатами. Наладим выпуск варенья и джема из клюквы и брусники по домашним рецептам – чешские рестораны, кстати, тоже заинтересовались ими. Изучаем опыт иногородних фабрик по производству мюслей – ничего сложного в этом нет, может быть, через 2-3 года начнем их делать из северных ягод и орехов.
— Расскажите о своей производственной базе?
— Цех по фасовке и складские помещения расположены по улице Кемеровской. Дополнительно мы построили новое двухэтажное здание, площадью 500 кв. метров, где будут находиться цеха по изготовлению салатов из папоротника, варенья и джемов из ягод, склад для готовой продукции, а также офисы для менеджеров по продажам. Сейчас ведутся отделочные работы, а срок сдачи намечен на осень текущего года. У нас в штате 30 сотрудников – менеджеры, фасовщики, кладовщики, охранники, водители.
— Кто ваши клиенты?
— Среди них есть омские кондитерские предприятия, рестораны и кафе, например, «Гжель», «Пеликан», «Луговская слобода», «Base» и различные предприниматели. Около 120 магазинов города, например, супермаркет ТЦ «Омский», супермаркет «День и ночь», «Пятерочка». Причем, местные сетевики относятся к нам с пониманием – большие бонусы не устанавливают. Собираемся укреплять свои позиции на Тюменском Севере. В Новосибирск, например, или в Томск нет смысла выходить – там свои мощные игроки, которые уже лет 10 на рынке, к тому же там практически не возможно зайти в сети.
— Кто ваши конкуренты и чем от них отличаетесь?
— Безусловно, конкуренты есть, не смотря на то, что ниша практически не занята. В основном это омские индивидуальные предприниматели или небольшие фирмы, которые сами заготавливают и сами же продают дикоросы в небольших объемах, причем, каждый специализируется на отдельном товаре – только на ягодах или только на меде. Наша продукция отличается широким ассортиментом и разнообразными рецептурами. У нас цены ниже, так как работаем с большими объемами. К тому же мы не просто стремимся получить прибыль, но и заботимся об имидже своего предприятия. Омичам сегодня важны, прежде всего, безопасность и вкусовые качества продукции, а не просто низкая цена. Например, наше предприятие отходит от традиционной технологии фасовки меда – мы его не нагреваем до 40 градусов, как многие, чтобы не потерять полезных свойств. Выдерживаем мед несколько суток при температуре 25 градусов, а когда он сам оттаивает, механически размягчаем его и фасуем в ручную, так как мед – «живой» товар. Конечно, некоторые омские предприниматели сотрудничают с иногородними поставщиками, но закупают у них товар небольшими партиями, а серьезных крупных иногородних игроков в Омске нет.
— Есть ли у предприятия собственные точки продаж в Омске?
— Наши продавцы торгуют на каждом рынке города раз в неделю на губернской ярмарке. А своих фирменных магазинов пока нет, так как очень сложно найти в Омске подходящие помещения или участки земли под строительство.
— Назовите объемы продаж ООО «Медея» в России?
— Назову, сколько мы заготовили продукции в этом сезоне: меда — около 80 тонн, клюквы – около 100 тонн, брусники – 80 тонн, черники – 30 тонн, сушеных грибов – около 2 тонн (20 тонн свежих). Мед закупаем с июля по сентябрь, ягоды – с сентября по ноябрь, затем занимаемся реализацией запасов продукции до начала следующего закупочного сезона. Стараемся так распределять средства и складские площади, чтобы предприятие круглый год работало эффективно.
— Что делаете, если неурожай?
— Тогда цены на продукцию резко поднимаются, и мы вынуждены выходить на поставщиков из других регионов, чтобы не подвести наших клиентов. Естественно, что наши поставки тоже дорожают. Например, в этом сезоне в Омской области был неурожай клюквы, и цена на нее возросла в два раза, но нужный объем ягод нам все-таки удалось набрать. На случай неурожая у нас имеются некоторые собственные финансовые резервы, при крайней необходимости обращаемся в банки. В 2007 году наше предприятие немного подкосил мировой банковский кризис – затянулось строительство новой производственной базы, так как пришлось все средства, предназначенные для стройки, направить на закуп продукции.
— Как вышли на чешский рынок и зачем?
— Сначала провели переговоры с чешской делегацией, когда она приезжала в 2006 году в Омск. А в прошлом году я уже сам съездил в Прагу с образцами своей продукции. Официально зарегистрировал там представительство нашей компании – фирму «Дары леса» — это обязательное требование чешского законодательства для иностранных предпринимателей. А вышли на этот рынок, потому что хотим расти и развиваться.
— Насколько востребованы российские дикоросы в Европе?
— Европа сегодня очень серьезное внимание уделяет экологичности продаваемых на ее территории продуктов, не смотря на то, что американцы навязывают ей свои генномодифицированные продукты и убеждают в их безопасности. Например, если раньше европейцы закупали грибы и ягоды на Украине и в Белоруссии, то сегодня начинают отказываться – о возможности содержания в их продуктах радиационных примесей не говориться в слух, но предпочтение отдается теперь российским поставщикам. Продукцию нашей компании мы проверяем в омских лабораториях и получаем на нее сертификаты качества.
— Какими товарами заинтересовались чехи?
— Грибами и ягодами – прежде всего рестораны. Я возил образцы продукции по сетевым ресторанам и предлагал на пробу поварам. Чехи оказались в восторге от наших белых грибов – добавляются в 70% блюд национальной кухни, но их в последнее время заменяют китайскими шампиньонами. Я общался с посетителями ресторанов, они не довольны тем, что лесные грибы подменяют тепличными. Сейчас мы не можем сторговаться с рестораторами в цене. Чехи хотят, чтобы мы снизили стоимость продукции на первое время, чтобы они смогли с нами познакомиться, убедиться в качестве товара, но нам это невыгодно, так как мы несем слишком большие транспортные затраты. Также рестораторов заинтересовала брусника, они до этого о ней ничего не слышали – готовы делать из нее десерты и салаты.
— А с чешскими магазинами пытались договориться?
— Пытался, они предложили выделить нам в аренду полки, но сразу оплачивать товар отказались, пока мы не добьемся хороших продаж. Если работать с магазинами, то только с большими сетями, а для этого нужно привозить несколько тонн товара, что требует огромных затрат. Пока нам проще попытаться заинтересовать местное население нашей продукцией через рестораны. В мае Омская ТПП планирует организовать в Праге выставку предприятий Омской области, мы тоже будем в ней участвовать, чтобы привлечь больше клиентов и партнеров.
— Есть ли в Чехии какие-то меры поддержки для иностранных предпринимателей?
— Только для тех, кто открывает производство на их территории — платит налоги, создает рабочие места для чехов. А для остальных, наоборот, создаются дополнительные сложности, например, при получении сертификатов качества на продукцию – в России мы получаем результаты лабораторных исследований за неделю, а в Чехии это может затянуться на месяц-полтора.
— Рынки других стран собираетесь осваивать?
— Нашей продукцией, причем всем ассортиментом, уже заинтересовались российские эмигранты-предприниматели из Германии. Там живет большое количество наших бывших соотечественников, которые с радостью готовы покупать наши дикоросы в магазинах. Сейчас мы ведем переговоры с русскими владельцами сетевых магазинов в Германии, надеемся, что удастся наладить большие объемы поставок и за счет этого сократить транспортные расходы. С Германией будем работать в шенгенской зоне, поэтому все сертификаты качества, выданные на продукцию в Чехии, там тоже будут действовать, как и на территории всей Европы. Прежде чем выходить в какие-то другие страны, нужно изучить их рынок, выяснить, есть ли спрос на наш товар, установить контакт с местным бизнесом – будем над этим работать.
— На каком языке общаетесь с иностранными партнерами?
— В основном через переводчика, но многие чехи и немцы неплохо говорят по-русски. Хожу на курсы чешского языка.
— Как часто бываете в Омске, и кто руководит ООО «Медея» в ваше отсутствие?
— В Омске я бываю раз в полтора-два месяца. В мое отсутствие предприятием руководят мои партнеры.