Отношения владельцев приборов учета тепла и энергетиков регулируются, естественно, договором. Я и мои соседи заключали договор еще с Энергосбытом АК «Омскэнерго» в 2001 году, но не думаю, что с тех пор произошли какие-то кардинальные изменения. Согласно тому договору мы, абоненты, были обязаны снимать показания со своих систем учета тепла и сообщать их письменно или по телефону не позднее 1 числа месяца, следующего за расчетным. Также мы должны были обеспечивать беспрепятственный допуск представителей Энергосбыта к узлам учета для контроля соблюдения договорных условий. И если по каким-то причинам мой прибор учета выйдет из строя, то меня обязали на это время оплачивать некий договорной объем тепловой энергии, который зафиксирован тем же договором и распределен по месяцам. В летние месяцы, согласно этому документу, я должен платить совсем мало, только за нагрев горячей воды. С началом отопительного сезона плата увеличивается, а в зимние месяцы договорной отпуск тепла становится максимальным.
И что в итоге? Мой счетчик ни разу не вышел из строя, я снимаю с него показания ежемесячно уже семь лет. И за эти семь лет на отопление квартиры всегда уходило в несколько раз меньше тепла, чем по расчету, который был сделан энергетиками. Возьмем, для примера, зиму. За декабрь 2007 года, согласно показаниям прибора учета, для отопления квартиры мы потребили 2,95 Гкал. А если бы прибор вдруг вышел из строя, то мне бы пришлось заплатить за 9 Гкал. Разницу подсчитать нетрудно, да? И аналогичная ситуация по другим месяцам. В феврале 2003 года мой прибор учета показывал расход 2,83 Гкал, а расчетная величина — 8 Гкал. В марте 2003 года по расчету энергетиков я должен был потребить 7 Гкал, а по показаниям прибора учета — 1,7 Гкал. В ноябре 2005 года за отопление квартиры я заплатил за 0,72 Гкал, а по договорной нагрузке пришлось бы оплатить 6 Гкал. И какой месяц ни возьми — результат один и тот же. По счетчику потребление получается в три-четыре раза ниже, а в отдельных случаях разница еще больше.
Как рассчитывают энергетики этот договорной отпуск тепла — я могу только догадываться. Видимо, по какой-то очень сложной формуле. Зато я точно знаю, что в квартире у меня не холодно. Да, стены утеплены, есть качественные стеклопакеты, в некоторых комнатах установлена эффективная система теплого пола, которая тоже вносит свою лепту в отопление квартиры. А еще у меня на каждой батарее установлен терморегулятор, и если, например, мы уезжаем всей семьей куда-то надолго, то температуру в квартире устанавливаем более низкую. Я допускаю, что я бережливее, чем среднестатистический россиянин. Но показания по счетчику все равно не могут в четыре раза отличаться от расчетных.
Нетрудно догадаться почему энергетикам не хочется, чтобы приборы учета тепла ставились массово. Сначала они заставляют пройти желающих пройти через весьма сложную бюрократическую процедуру согласований, а для тех, кто ее все же одолел, создают максимальные трудности. Мне, например, приходится ежемесячно заполнять какие-то специальные справки, которые до недавнего времени я должен был лично или через представителя, которому выдавалась доверенность, относить эти справки на улицу Жукова, а теперь на улицу Партизанскую. При этом мне обязательно нужно было приходить в определенный день и в определенные часы, каждый раз выстаивать в длинной очереди вместе с юридическими лицами и еще выслушивать от принимающей стороны массу претензий по поводу того, как плохо я разбираюсь в теплотехнике.
А два месяца назад требования ужесточились еще. Теперь, по мнению энергетиков, мы, владельцы тепловых счетчиков, обязаны вести журнал наблюдений, ежедневно снимать показания и фиксировать на бумаге такие параметры, как температура теплоносителя на входе и выходе, мгновенный расход в кубометрах, объем теплоносителя и так далее. А что делать, если я куда-то хочу уехать на полмесяца? Я вообще-то физическое лицо и имею полное право отправиться, например, в зимний отпуск. И я действительно не разбираюсь в теплотехнике и вовсе не обязан иметь какие-либо специальные знания, чтобы пользоваться бытовым прибором. Или мне нужно теперь нанимать специального теплотехника, который бы занимался обслуживанием теплового счетчика в моей квартире в мое отсутствие?
Я не против контроля, естественно. Пусть специалист периодически приходит и сверяет мои данные с данными из фискальной памяти прибора учета. Именно для этого она и предусмотрена. Я только не понимаю, зачем этот тотальный контроль, если между моим домашним счетчиком и энергетиками ко всему прочему стоит еще прибор учета нашего кондоминиума, который тоже фиксирует все параметры теплоносителя. А что если завтра и другие поставщики коммунальных услуг возьмут пример с энергетиков? Кто запретит, например, Омскводоканалу потребовать от нас журнал учета водопотребления и водоотведения? А если послезавтра и Сибирьтелеком потребует от своих клиентов журнал учета телефонных разговоров с обязательным его ежедневным заполнением? Вы скажете — абсурд? Но ведь и требования энергетиков, на мой взгляд, не меньший абсурд. Все это, как мне кажется, делается для того, чтобы люди не устанавливали тепловые счетчики и платили за тепло существенно больше, чем они его реально получают.
Владимир ВОЛКОВ