Юрий РОДЫГИН, начальник Омского почтамта УФПС Омской области — филиала ФГУП "Почта России": "Если пришедшая на их счет сумма хоть на копейку отличается от начисленной, деньги не распределяются"

Дата публикации: 13 февраля 2008

— Когда омская почта начала собирать коммунальные услуги?

— С 1994 года. Сначала в виде эксперимента принимали платежи за электроэнергию в Куйбышевском районе. А с января 1995-го и в других районах. В 1996 году освоили деление платежей, что, кстати, очень понравилось энергетикам. До этого Омскэлектро и ПТСК спорили с Омскэнерго, на чей счет должны первоначально прийти деньги, чтобы их потом разделить. А мы начали напрямую делить платежи между ними сразу же после получения денег от населения. Тогда же в 1996 году заявили о готовности свести все платежи в единый расчетный документ, так как принимали к тому моменту до десяти разноформатных квитанций. В июле 1997 года по решению администрации города совместными усилиями жилищников, почтамта и компании «Инсофт» на территории Первомайского района первая такая квитанция наконец появилась. В октябре того же года на единую квитанцию перешли все районы. Результат был налицо: резко увеличились регулярность платежей и их собираемость.

— Говорят, очереди у вас?

— Это не совсем корректное заявление. В календарном месяце максимальная нагрузка на почтовое отделение — дней 15. Во все остальные дни в почтовых отделениях спокойно и свободно. К тому же сегодня два городских отделения связи работают круглосуточно ежедневно и без обеда, семь отделений — ежедневно без обеда с 8 до 20 часов и 74 отделения — шесть дней в неделю с 8 до 20 часов (в субботу разве что закрываются на час раньше). Во всех этих отделениях 177 касс, которые принимают коммунальные платежи. Мы, кстати, принимаем и другие платежи: в адрес сотовых компаний, спутникового телевидения. Для этого у нас работают восемь автоматов и 123 кассы — и это другие кассы, не входящие в число названных мною 177. Причем за МТС, Билайн, Мегафон, НТВ+ с населения мы не берем ни копейки.

— То есть если сто рублей заплатил, то эти сто рублей и поступают на твой счет?

— Именно так.

— Но у энергетиков через несколько лет появилась отдельная квитанция. Когда это произошло?

— В августе 2004 года.

— А почему энергетики выделились? В чем экономический смысл этого? Ведь население продолжает им платить через ту же почту.

— Насколько я знаю, у них были претензии к жилищникам из-за начислений по статьям Омскэнерго. А может быть, это было связано с их реорганизациями.

— То есть проблема была не в вас, а в муниципальных (на тот момент) жилищных управлениях, которые и выдавали для населения исходные цифры в квитанциях?

— Конечно. Мы продолжаем принимать их платежи. Для нас квитанция Омскэнерго — единая, так как она сформирована по тем же ранее разработанным принципам.

— А что изменилось?

— Изменилось то, что жилищные организации перестали получать от энергетиков плату за начисление платежей, за изготовление квитанций, за их доставку. К нам претензий не было. Да и неоткуда. В 2003 году омский опыт в числе десяти других региональных опытов изучала Почта России. И наш опыт был признан уникальным, как наиболее простой, дешевый и понятный. Когда в Омске несколько лет назад обсуждалась система электронных платежей «Город», рабочая группа при мэрии, куда входил и почтамт, предложила форму взаимоотношения со всеми заинтересованными организациями, которые эти платежи хотят принимать — банки, крупные супермаркеты, Интернет, наконец. Эти предложения позволяли работать в одной связке, не мешая друг другу. Но тогда все закончилось на стадии рекомендаций и рабочих документов. Между тем свою систему мы отработали до автоматизма. За все время ни один поставщик услуг свои деньги не потерял ни во время дефолта 1998 года, ни во время разного рода финансовых кризисов.

— Насколько я знаю, переговоры с ЕИРЦ начались еще в октябре прошлого года. В чем были ваши нестыковки?

— К любому договору прикладывается технический регламент. Когда мы работаем, скажем, с Омскэнерго, мы четко понимаем: где отвечают они, а где мы. В первом проекте договора с ЕИРЦ мы не смогли определить: где чья ответственность. Плюс к этому непонятно: как быть с постановлением правительства № 307 о порядке оплаты жилищно-коммунальных услуг, которые предусматривает исправление квитанций? В квитанциях Информационного центра написано: исправлению не подлежит. Мы просим, чтобы нам этот вопрос разъяснили. В переговорах с ЕИРЦ, как и с любым другим заказчиком, преследуем одну цель — хотим работать хорошо. Пока же существуют технические и технологические проблемы, требующие программных доработок с обеих сторон. Ну, и конечно, вопрос тарифа. Ведь мы государственное предприятие. На первую их редакцию от октября 2007 мы просто направили свою — столько было вопросов и разногласий. В конце декабря, после январских каникул, снова встречи. И только с 4 февраля пошли более конструктивные переговоры.

— А почему, собственно, исправление в ЕИРЦ запрещены?

— У них такой программный продукт. Насколько я понял, если пришедшая на их счет сумма хоть на копейку отличается от начисленной, то распределение денег попросту не происходит. Поэтому они и говорят населению: приходите в консультационные пункты, чтобыможно было изменить начисленную сумму. Они долго нам не могли сформулировать критерии отбраковки квитанций.

— А как у вас решается аналогичная проблема?

— Есть входной контроль. Есть базы для проверки. Если отбраковываются две — три квитанции из 30 — 40 тысяч, то именно с ними совместно с клиентом и работаем, уточняем цифры, плательщика. Вообще без ошибок не бывает, везде же работают люди.

— Насколько я понимаю, ЕИРЦ заинтересован в договоре с вами, но с условием, что вы будете только агентом по приемке денег, а уж распределять со своего счета будут они.

— Да.

— Ну а чем мэрию не устраивает уже сложившаяся система?

— Это вопрос к мэрии.

— Может, в ЕИРЦ более понятно, где какие деньги задерживаются или теряются?

— Мы еще в 2002 году предложили мэрии показывать финансовые потоки их собственных муниципальных предприятий. Сделали презентацию, где разложили картину платежей по обслуживанию жилья округов, где были указаны даже своевременность и процент оплаты. Кроме, естественно, платежей энергетикам и другим немуниципальным организациям, от которых необходимо было получить прежде разрешение на такого рода информацию. Однако администрацию города тогда это не заинтересовало. Мы готовы работать как по отдельным, так и по единым квитанциям, как с делением принятых сумм, так и без деления. В месяц принимаем 1 200 000 квитанций, 500 тысяч из них — отдельные.

— Это какие организации?

— Межрегионгаз, Электросвязь, Теле-2 и так далее.

— Какова стоимость услуг почты, которая располагается внутри тарифа?

— Когда мы начинали вводить в 1997 году единую квитанцию, тариф был 4,3%, включая НДС, за 2007 год средневзвешенный тариф по городу составил 1,62% плюс НДС. Так что наблюдается отчетливая динамика снижения стоимости наших услуг.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/02/6/865851