Номинация "Юрист 2007 года в потребительском праве"

Дата публикации: 21 февраля 2008

— Я занимаюсь разными направлениями потребительских взаимоотношений, но в основном защитой прав потребителей страховых и банковских услуг. Самыми сложными из них являются страховые правоотношения. Если другие сферы деятельности регулируются нормативными актами, утвержденными Постановлениями Правительства (Правила торговли, Правила бытового обслуживания и т.д.), то в страховании нет стандарта потребительского поведения. Кроме обязательного страхования гражданской ответственности, все остальные правила страхования разрабатывают сами компании, а потом их без особых замечаний утверждает Росстрахнадзор. Не редко, правила страхования изобилуют двусмысленностями, оговорками, порой один пункт прямо противоречит другому, чтобы в случае судебного спора ссылаться на наиболее выгодный. А в результате страхователь — самый незащищенный потребитель.

Это особое искусство — писать правила страхования. Есть правила более лояльные к потребителям, бывают и очень жесткие, но маленькие хитрости у страховщиков присутствуют повсеместно. Страхователю практически невозможно заключить паритетный страховой договор, а при отстаивании его интересов в суде из-за этого возникают сложности. В 2007 году мне удалось выиграть в Омске больше двадцати дел, два из которых привлекли внимание не только региональной, но и центральной прессы, и, возможно, именно благодаря им мне удалось победить в конкурсе.

По обоим делам пришлось судиться с компанией «АльфаСтрахование». В первом случае удалось разрушить не очень благовидную схему, по которой страховщик через брокерскую компанию «Золотой век» заключал договоры долгосрочного страхования жизни. Одна омичка, поддавшись на очень выгодные условия, обещанные ей брокерами, застраховала в «АльфаСтраховании» свою жизнь и внесли взнос порядка 2 000 долларов, Платежи за следующие 9 лет действия договора якобы обязался вносить «Золотой век». А через год моей клиентке предложили либо платить самой по 2000 долларов ежегодно, либо расторгнуть договор и получить обратно выкупную сумму в 400 долларов.Мы просили признать договор недействительным, т.к. он был заключен под влияние заблуждения, но проиграли в мировом и в районном суде. Однако Президиум омского областного суда отменил принятые решения и вернул дело на повторное рассмотрение, и со второго раза Центральный районный суд признал договор страхования недействительным. В результате моя клиентка смогла вернуть свои деньги.
Во втором деле «Альфа-страхование» отказалось выплатить 2,5 млн рублей страхового возмещения по факту хищения владельцу «БМВ» и просила признать страховую сделку частично недействительной. Однако суд не только обязал компанию исполнить условия договора, но и оштрафовал ее на 1,4 млн рублей за отказ удовлетворить законные требования потребителя. По информации газеты «Ведомости», это самый большой штраф в нашей стране в отношении нарушителей прав потребителей.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/02/7/nominatsiya__yurist_2007_goda__v_potrebitelskom_prave