Лизинг как реальная альтернатива кредита
Лизинг — уникальный финансовый инструмент, который соединяет в себе элементы аренды, кредита и рассрочки, при этом обладая только ему присущими чертами. В заключении договора лизинга участвуют три стороны: поставщик или производитель оборудования, лизинговая компания и собственно клиент-арендатор. Лизинговая компания покупает оборудование или транспорт у поставщика и сдает в аренду своему клиенту. По истечении срока контракта это имущество переходит в собственность арендатора.
Лизинг зародился в США в 1954 году и всего за 54 года превратился в одну из значительных составляющих экономики любой развитой страны. Так в развитых странах доля лизинга в общем объеме капиталовложений составляет от 15 до 30%, а в ВВП европейских стран — около пяти-шести процентов. В России эти показатели более скромны: шесть и 0,9% соответственно. Правда, и развитие лизинга в России началось относительно недавно — самые старые компании были основаны в 1991 году.
В целом по России рынок лизинговых услуг динамично развивается: ежегодный прирост составляет около 30%. В отдельных регионах этот показатель выше, а где-то подобные компании только открываются. В инвестиционно привлекательные регионы приходят федеральные лизинговые сети, у которых ресурсы на покупку оборудования и транспорта неизмеримо выше, чем у местных игроков.
Лизинг — реальная альтернатива кредита. А в последние полгода набирает обороты кризис ликвидности: некоторые банки частично урезали кредитный портфель и ужесточили требования к заемщикам. Предложение сократилось, а спрос-то остался на прежнем уровне. Такое положение дел подтолкнуло развитие лизинга. И поэтому он начал развиваться более активно.
По мнению директора филиала лизинговой компании «Европлан» Евгения ЕЖОВА, причина популярности лизинга в его выгодности: уменьшается налог на дополнительную стоимость, происходит возврат НДС, есть возможность быстрой амортизации имущества (за два года происходит амортизация, рассчитанная на шесть лет). Фактически это экономия на налогах и оптимизация затратной части.
Конкуренция
По подсчетам экспертов, на омском рынке лизинговых услуг представлено около 30-38 лизинговых компаний и подразделений банков. Среди них только 10-15 активных игроков.
Директор омского представительства лизинговой компании «Carcade» Сергей СУХОВ, считает, что «насыщенность рынка лизинговых услуг в Омске по сравнению с Москвой в три раза меньше. Как выяснили наши аналитики, по осведомленности местных предпринимателей о том, что такое лизинг, мы отстаем на целый год даже от таких сибирских городов, как Екатеринбург и Новосибирск. Фактически сегмент еще далек от насыщения. На мой взгляд, если в Омск придет действительно профессиональная команда, то она сможет занять достойное место среди омских лизинговых компаний».
— Сейчас на рынке лизинговых услуг работают около восьми-девяти компаний, — добавляет директор лизинговой компании «ИТ Финанс» Олег КУЗНЕЦОВ. — Еще примерно столько же компаний присутствуют пока номинально, так сказать, обозначают свое присутствие. Конечно, это очень мало! По сути, количество лизинговых компаний не должно быть на порядок меньше в регионе, чем банков или страховых компаний. Конкуренция между лизинговыми компаниями в нашем городе пока выражена слабо. Присутствующие игроки имеют разную специализацию, по-разному ориентированные продукты. Лизинг находится на начальной стадии развития.
А когда игроков на рынке мало, то и конкурентная борьба проходит вяло. Ведь зачем тратить деньги на рекламные кампании и маркетинговые ходы? Особенно это касается местных лизинговых компаний. «Федералы» следуют общероссийской рекламной концепции, поэтому у них достаточно продуманная рекламная концепция и методы привлечения новых клиентов.
— Нельзя сказать, что сейчас между лизинговыми компаниями Омска идет серьезная конкурентная борьба, — считает Сергей СУХОВ. — Хотя, конечно, какие-то элементы привлечения клиентов все-таки есть.
Но у директора омского филиала «НОМОС-лизинг» Дмитрия СЕЛИЩЕВА по поводу конкуренции в Омске иной взгляд: «Бытует мнение, что лизинговый рынок еще не полностью охвачен и конкуренции почти нет, однако на собственной практике я постоянно убеждаюсь, что это не так. К нам часто приходят клиенты, побывавшие уже в других лизинговых компаниях. Люди становятся разборчивее и ищут наиболее выгодные для себя условия. Конкуренция уже сейчас достаточно высока и будет продолжать расти, поскольку далеко еще не все крупные и успешные компании пришли в Омск. Я слышал о том, что скоро в город придет еще один федеральный игрок — »РТК-Лизинг".
За последний год в на город пришло несколько федеральных лизинговых компаний и в том числе — «Европлан» и «Элемент Лизинг»:
— В прошлом году наша компания предприняла движение на восток. И уже открыты филиалы в Новосибирске и в Омске. Местный филиал был открыт в сентябре 2007 года, — рассказывает Евгений ЕЖОВ.
— «Элемент Лизинг» является общефедеральной компанией и представлен в 84 городах по всей России, есть филиал на Украине, — говорит руководитель омского представительства «Элемент Лизинг» Александра СОЛОВЬЕВА. — Наш офис продаж в г. Омске начал функционировать в апреле 2007 года. Что касается финансирования наших сделок, то большинство финансируется банком «СОЮЗ», который также входит в наш холдинг «Базовый Элемент».
Среди инструментов конкурентной борьбы почти все управленцы выделяют варьирование сроков рассмотрения заявки (от нескольких часов и до несколько недель), размеров ежегодной процентной ставки (от нуля до 26%) и авансового платежа (от нуля и до 59% от стоимости имущества), разработка специальных программ (как правило, для автолизинга). Также имеет значение и специализация компании.
— Если клиенту нужна не только грузовая машина, но и оборудование, офис, — ему будет удобнее обратиться в универсальную организацию, которая сможет предоставить и то и другое, а не работать с двумя разными компаниями, — утверждает Дмитрий СЕЛИЩЕВ.
Директор омского филиала лизинговой компании «УралСиб» Алексей ЦАРУК согласен с ним: «Мы занимаемся лизингом автотранспорта, спецтехники, оборудования и недвижимости. У нас уже сложился круг постоянных клиентов. Приобретя сегодня через нас в лизинг автотранспорт, завтра клиент обращается к нам за приобретением, например, недвижимости».
Самые перспективные кандидаты
Безусловным лидером среди лизинговых направлений является транспорт: абсолютно все директора лизинговых компаний сходятся во мнении, что примерно 60-70% всех омских лизинговых сделок приходится на транспорт (легковые автомобили, грузовики, автобусы и прочее). Та же ситуация наблюдается и на общероссийском уровне.
На все остальные лизинговые сделки приходятся оставшиеся 30-40%. Но, по мнению специалистов, ситуация изменится в ближайшее время. За последний год у клиентов появился интерес к лизингу оборудования, коммерческой недвижимости, спецтехники. Поэтому, вполне возможно, в лидеры выйдут другие направления лизинга.
— Среди всех направлений лизинга одним из самых перспективных я считаю коммерческую недвижимость, — утверждает Дмитрий СЕЛИЩЕВ. — Уже сейчас это направление востребовано, а в будущем спрос будет только расти. Оно выгоднее для клиента, чем аренда, и зачастую выигрывает по различным параметрам у банковского кредита.
— Среди перспективных направлений в Омске можно выделить грузовой транспорт, легковой транспорт, спецтехника и оборудование, — считает Евгений ЕЖОВ. — Именно в такой последовательности, потому что Омск — это промышленный регион, где больше востребован грузовой транспорт. Интерес к легковому транспорту больше в западной части России.
Кстати, нужно отметить, что удельный вес лизинга грузового транспорта, по данным аналитиков, составляет 26% от всего сибирского лизинга. А это довольно серьезный показатель.
— Автолизинг и лизинг оборудования считаются перспективными направлениями в будущем, потому как смена автопарка на предприятиях происходит постоянно, открываются новые предприятия, рынок растет и развивается, — таково мнение Александры СОЛОВЬЕВОЙ.
— Если говорить о перспективных направлениях лизинга, то это предоставление всевозможного оборудования. Вскоре это будет очень востребовано. Еще один сегмент — коммерческая недвижимость. Ведь обычная аренда не дает права собственности. В то время как при лизинге предприниматель со временем выкупает эти квадратные метры. Но самый популярный сегмент в Омске да и в России в целом — автотранспорт (легковой и грузовой). На него приходится более половины всего рынка лизинговых услуг, — констатирует Сергей СУХОВ.
— Недавно мы запустили программу лизинга коммерческой недвижимости, которая предусматривает срок лизинга до 15 лет с авансом от 10%, — рассказывает Алексей ЦАРУК. — Длительный срок лизинга коммерческой недвижимости позволяет добиться того, что лизинговые платежи будут сопоставимы, а зачастую значительно ниже арендной платы.
Впрочем, далеко не все управленцы уверены, что лизинг коммерческой недвижимости получит широкое распространение — всему виной большие проблемы, которые могут возникнуть до, во время и после сделки.
Евгений ЕЖОВ придерживается такого мнения: «Лизинг недвижимости растет меньшими темпами, чем автолизинг. В первую очередь на это влияет то, что не все лизинговые компании отработали всю процедуру — от оформления лизинга недвижимости до передачи предмета лизинга лизингополучателю. Также важным препятствием развития лизинга недвижимости является то, что ее рыночная стоимость значительно превышает балансовую, что создает трудности для продавцов. В то же время положительный налоговый эффект при лизинге недвижимости и его превосходство над кредитом дают нам основание полагать, что лизинг недвижимости будет развиваться в ближайшие годы высокими темпами. У нас есть подобные проекты, однако нашим приоритетным направлением все-таки является лизинг транспорта».
Тенденции и перспективы
Среди основных тенденций специалисты в сфере лизинга называют увеличивающуюся грамотность клиентов, повышенные темпы роста лизинга и приход новых игроков, ужесточающуюся конкуренцию и недостаток квалифицированных специалистов.
— Одна из главных положительных тенденций — увеличивается финансовая грамотность клиентов, — считает Олег КУЗНЕЦОВ. — Многие уже не в первый раз заключают договор лизинга.
— Многие наши потенциальные клиенты не знают, что такое лизинг, — возражает Евгений ЕЖОВ. — И мы сейчас стараемся довести до них все преимущества наших услуг с помощью консультаций и рекламных акций.
— Причиной создания нашей лизинговой компании стало стремительное развитие рынка лизинговых услуг в России, — говорит Алексей ЦАРУК. — Если еще несколько лет назад лизинг был в новинку, то сейчас он стал достаточно популярным инструментом финансирования приобретения основных фондов. За 2007 год рынок лизинговых услуг вырос в два раза. В развитых странах более 50% основных фондов приобретается через лизинг.
— Среди трудностей, характерных не только для Омска, можно выделить недостаток квалифицированных специалистов в сфере лизинга, — констатирует Александра СОЛОВЬЕВА. — Пока в вузах нет такой специальности, как «эксперт в сфере лизинга», поэтому сами проводим тренинги и обучение принятых сотрудников.
Неуязвимость лизингодателя
Ситуация в сфере лизинга, по мнению специалистов, сегодня более благоприятна, чем в банковском секторе.
— Что касается недобросовестности клиентов и сокрытия своего истинного финансового состояния, я бы не назвал это проблемой, — говорит Олег КУЗНЕЦОВ. — Это обычные рабочие вопросы любой финансовой организации. Надо быть более разборчивым в выборе клиентов и партнеров. К тому же лизинговая компания менее уязвима с точки зрения недобросовестности клиентов, нежели, например, банк при выдаче кредита. Предмет лизинга находится в собственности лизинговой компании на протяжении действия договора лизинга. При просрочке платежей мы просто изымем свою собственность и продадим ее, покрыв свои издержки по сделке.
Евгений ЕЖОВ говорит, что минимизация рисков любой лизинговой компании обеспечивается, во-первых, правом собственности на передаваемое имущество и, во-вторых, авансовым платежом, который клиент выплачивает при заключении сделки.
Получается так, что лизингодатель почти неуязвим. Так, в подавляющем большинстве случаев арбитражные суды выигрывают именно лизинговые компании. Например, 23 января 2008 года Арбитражный суд Омской области удовлетворил иск немецкой лизинговой компании «Каргобулл Лизинг — унд Хандельс ГмбХ» против омской компании «Диманн — Интеркарго» о взыскании почти 59 тысяч евро и изъятии лизингового имущества (трехосных прицепов). Местная компания полностью остановила регулярные выплаты еще в 2005 году. За это время сумма пени составила свыше 7 тысяч евро. В середине декабря 2007 года омская лизинговая компания «Сиб Лизинг-3» выиграла в первой инстанции суда дело о взыскании с индивидуального предпринимателя Натальи БАРДИНОЙ долга за неуплату лизинговых взносов в размере свыше 30 тысяч рублей и изъятии переданного имущества.
Василий КРАДИНОВ