Зулькарнай ШАКИРЗЯНОВ, муфтий Духовного управления мусульман Сибири: "Когда "ястребы" в решающем матче проиграли московскому "Динамо" от досады две пиалы дома разбил"

Дата публикации: 19 марта 2008

С 10 по 12 марта в Омске проходил съезд Духовного управления мусульман Сибири, на котором был переизбран муфтием Зулькарнай ШАКИРЗЯНОВ. Сразу после съезда с ним встретился корреспондент «КВ» Андрей КОЛОМИЕЦ и побеседовал о том, как живется омским мусульманам.

— Как вы восприняли то, что вас переизбрали муфтием?

— На съезд Духовного управления мусульман Сибири приезжали 42 представителя мусульманских общин из 9 сибирских регионов. На пост муфтия были выдвинуты три кандидатуры. Первые два претендента взяли самоотвод, я тоже хотел снять свою кандидатуру, но мне сказали: «Раз сумел сохранить Духовное управление в тяжелые времена разброда и шатания в душах людей — будешь работать муфтием дальше». Честно сказать, я хотел дать дорогу более молодым, но раз мне вновь оказали доверие, придется работать, пока сил хватит.

— Сколько мусульман находится под вашим началом как муфтия?

— В 1995 году из Духовного управления мусульман Сибири и Дальнего Востока выделилось Духовное управление мусульман Сибири, я был против отделения, но ко мне не прислушались. Под нашим управлением находятся мусульмане 9 сибирских регионов, мы работаем в тесном контакте с Центральным духовным управлением мусульман России. За духовную сторону деятельности нашего управления отвечаю я как муфтий, а за прочее — председатель Духовного управления мусульман Сибири Рашид БАЯЗИТОВ.

— А как обстоят дела с мусульманством в Омске?

— При советской власти в Омске была единственная мечеть на ул. Сажинской, 33 в здании, где когда-то были конюшни. Когда началась перестройка, я стал обивать пороги, чтобы нам разрешили построить новую соборную мечеть, которая стала бы украшением города. Муниципальная власть пошла навстречу и выделила место на 20-й Линии, омские мусульмане собрали на мечеть 6,8 млн советских рублей, и в 1991 году строительство началось. Но инфляция 1992-го «съела» собранные средства, строить стало не на что.

В 1996-м московский бизнесмен Рашид БАЯЗИТОВ безвозмездно выделил около миллиона долларов на достройку мечети, и 5 сентября 1997 года в новой мечети прошло первое богослужение. Сейчас, кроме нашей Сибирской соборной мечети, в Омске пять мечетей, но из них под нашим началом только мечеть на ул. Гусарова, остальные работают автономно.

Я немного завидую православной церкви, которой удалось сохранить строгую иерархию с советских времен. А вот в исламе из одного Центрального управления мусульман СССР с развалом страны возникло около 40 духовных управлений. Вражды между управлениями нет, но и особой дружбы тоже, а в результате мусульманам приходится выбирать, какое же из них более правильное. Я не люблю показухи, мы никого на свою сторону не перетягиваем, но больно смотреть, как в некоторых мечетях откровенно искажают каноны ислама ради сиюминутной выгоды.

К сожалению, для отдельных служителей культа важнее отнюдь не возрождение ислама, а личное обогащение. Таких я называю саранча-мулла. Нельзя делать бизнес на религии, нужно отдавать свои силы, чтобы мусульмане знали и чтили традиции и любили Россию.

— Есть какие-то предпосылки к объединению омских мусульман?

— Если духовные управления будут объединяться, мы первыми сделаем шаг в эту сторону, но пока личные амбиции руководителей препятствуют объединению. Я не раз предлагал руководителям других омских мечетей, чтобы в нашей мечети, которая строилась на деньги омских мусульман, по пятницам читали проповеди муллы из разных мечетей по очереди, но понимания так и не нашел.

Любая религия не может существовать без культуры. Сейчас в Омске работают несколько мусульманских культурных центров: татарский, казахский и другие. Я постоянно призываю создать единый татарско-казахский культурный центр, чтобы не разделять мусульман по национальным квартирам, однако этот процесс движется очень медленно.

В Омске живут более 60 тысяч этнических мусульман. Но даже наша мечеть, которая по праву считается центральной в городе, по пятницам заполняется только наполовину, а что говорить про остальные! В то же время мусульманские традиции начали возрождаться. Так, в последние годы в нашей мечети в каждую субботу-воскресенье проводится по пять обрядов бракосочетания. Правда, обряды приходится проводить на русском языке, но сам факт, что мусульманская молодежь потянулась в мечеть, не может не радовать.

— Какие направления ислама присутствуют в Омске?

— Среди омских мусульман нет деления на шиитов и суннитов, нет у нас и последователей ваххабизма — это жесткая ветвь ислама, которая проповедует распространение мусульманства любыми средствами. Именно ваххабиты развязали войну в Чечне и других «горячих точках». Хотя в Омске нет ваххабитов, но я бы не сказал, что к нам не проникает эта тенденция. К нам регулярно приезжают те, кто нахватался идей ваххабизма в медресе на Ближнем Востоке, и пытаются проповедовать. В нашей мечети для таких «эмиссаров» нет возможности сеять среди мусульман семена вражды, но они находят другие места.

— Из-за чеченской войны в обществе появилась нетерпимость к мусульманам, особенно к выходцам с Кавказа. Не сказалось ли это на отношении к омским мусульманам?

— Из-за чрезмерного усердия по поводу борьбы с терроризмом омские милиционеры задерживали по подозрению в ваххабизме нашего имама и студентов нашего медресе. А киргизов и таджиков, приходящих к нам помолиться на ночь, не раз прямо у мечети задерживали сотрудники милиции из-за того, что у них не были до конца оформлены документы на проживание в Омске. Меня самого однажды чуть не задержали.

По поводу задержаний иногородних мусульман я обращался к руководству Октябрьского УВД и обычнонаходил понимание. А если возникали вопросы, то обращалсяк начальнику УВД Омской области Виктору КАМЕРЦЕЛЮ и весьма благодарен ему за то, что любые проблемы он решал оперативно. А вообще, к большому сожалению, в милиции сейчас работает немало недостойных людей, которые не только не стоят на страже закона, но и сами преступают его. Будь моя воля, я бы принимал на работу в милицию через детектор лжи, чтобы туда попадали только порядочные люди.

— Как складываются отношения омских мусульман с другими конфессиями?

— Для меня нет разницы между людьми, будь они мусульманами, христианами или иудеями, нет плохих религий, как и плохих наций, но плохие люди могут быть в каждой. Пока все священослужители не осознают, что нужно действовать сообща, возрождения величия России не будет. Именно к этому нужно призывать с трибун храмов и мечетей. Тем более что священные книги всех конфессий — из одного корня, только пророки разные, а все народы произошли от одних и тех же праотца и праматери.

Я много общаюсь с людьми, вижу, что много еще бед и грязи в жизни. И главное дело мусульманства, как и любой другой религии, постараться сделать так, чтобы мир стал лучше и чище. А у нас из-за ложно понятой демократии не кончаются разброд и шатание. Если ветра нет, дерево не качается. Все начинается с воспитания детей, а у нас толком не воспитывают ни в семье, ни в школе. Первыми и главными воспитателями должны быть папа с мамой, именно к этому мы призываем наших прихожан.

— У омских евреев в прошлом году появилась своя школа для прививания детям иудейских традиций, а когда у мусульман появится своя школа?

— При нашей мечети вот уже восемь лет работает медресе, сейчас в нем обучаются 18 студентов. Но мы даем духовное образование, а светская школа для изучения национальных традиций и культур — это не наша миссия. Президент автономии омских татар Хаким САДЫКОВ не раз заявлял о необходимости открытия в Омске школы с национальным уклоном, но пока не нашел отклика в этом вопросе.

— А на что существует Духовное управление мусульман Сибири?

— Мы существуем только на добровольные пожертвования, причем не только от мусульман, но и от русских бизнесменов. Собранных денег нам едва хватает на оплату коммунальных услуг, содержание аппарата управления из пяти человек и обучение студентов медресе. Всем, кто жертвует нам деньги, говорим спасибо и молимся за них.

В последнее пятилетие в районах Омской области ежегодно открываются мечети или молильные дома, всего их уже 10. Денег на постройку новых зданий у нас пока нет, поэтому переделываем под них старые, предоставленныеместными администрациями.

— Много ли омских мусульман совершают паломничество в Мекку?

— В этом году хадж в Мекку совершили 10 наших прихожан и еще двое омичей из других мечетей. В отдельные годы хадж совершают и по 40 омских мусульман. Кроме того, двое молодых омичей учатся в Высшем духовном медресе в Стамбуле, после окончания учебы вернутся в Омск и станут муллами.

— Кроме служения аллаху, на что тратите свое свободное время?

— Хотя я и слуга аллаха, но ничто человеческое мне не чуждо. У меня есть дача в четыре сотки, на которых я тружусь по мере сил и выращиваю неплохой урожай, который приношу в мечеть, чтобы кормить студентов медресе. Люблю ездить на машине, каждый год с женой отправляемся в месячное автомобильное путешествие, пол-России уже проехали.

А еще люблю с друзьями попариться в сауне. В ходе съезда всех делегатов сводил помыться в сауну, некоторые аксакалы признались, что никогда не видели таких бань. Но главная моя страсть — смотреть спортивные состязания. Если по телевизору показывают хоккей или бокс, все дела оставляю. Ночью встаю по будильнику, чтобы не пропустить интересный матч, и могу «проболеть» до утра. Чтобы смотреть побольше хоккейных матчей, даже спутниковой тарелкой обзавелся.

— А когда «Авангард» не вышел в четвертьфинал, наверное, сильно переживали?

— Когда «ястребы» в решающем матче проиграли московскому «Динамо», от досады две пиалы дома разбил. Но признаюсь, когда «Авангард» играет с «Ак Барсом» или «Салаватом Юлаевым», болею за иногородние команды, а во всех остальных матчах — за омичей.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/03/11/827654