Евгений ВДОВИН, первый заместитель председателя правительства Омской области:"Меняем идеологию работы с производителями молока: с карательной на поощрительную"

Дата публикации: 26 марта 2008

Правительство Омской области утвердило новый порядок предоставления субсидий производителям молока, увеличив размер компенсаций и определив условия не только их получения, но и расходования. Оба документа направлены на увеличение показателей по сбору молока в области, которые до сих пор считались весьма скромными. Один проект предполагает поддержку крестьян, другой — посредников между производителями и переработчиками. По выражению губернатора Леонида ПОЛЕЖАЕВА, проект рождался в муках. Министерству сельского хозяйства и продовольствия помогали три ведомства — минэкономики, минфин, и министерство государственно-правового развития, а курировал проект первый заместитель председателя правительства Евгений ВДОВИН в целях реализации мероприятий в рамках целевой программы развития АПК. Руководствовались поручениями ЛКП о повышении эффективности вложения бюджетного рубля в отрасль. Был изучен российский опыт в части затрат на субсидирование производства молока в лпх.

В результате принимаемых мер объемы закупа молока у населения в текущем году должны значительно возрасти, что позволит сделать текущий год переломным в вопросах заготовки молока с личных подворий.

Субсидии крестьянам

В 2007 году с личных подворных хозяйств (ЛПХ) было собрано 46 тысяч тонн литров молока из 853 тысячи тонн, произведенных всеми категориями товаропроизводителей области. С введением нового порядка поддержки крестьян у них планируется закупить минимум на четверть больше, то есть около 600 тысяч тонн. За каждый литр молока крестьянин будет получать из областного бюджета 70 копеек, причем эта субсидия будет меняется в зависимости от объемов проданного молока. При реализации в месяц до 100 литров молока применяется базовая ставка в 70 копеек, до 120 литров увеличивается на 5%, до 150 литров — на 10%, свыше 150 литров — на 30%.

— Для стимулировании труда заготовителя предусмотрено возмещение части затрат на услуги по сбору, хранению, первичной обработке и транспортировке молока на промышленную переработку, — пояснил министр сельского хозяйства и продовольствия Николай ГУЩА. — Ставка колеблется и зависит от сложившейся средней цены закупки молока заготовителя к средней цене закупки у всех ЛПХ в данной природно-климатической зоне.

Субсидии будут выдаваться не напрямую производителям, а муниципалитетам, ответственным за сбор и подготовку документов и заявок на предоставление субсидий.

— Органы местного самоуправления несут ответственность за предоставление недостоверной информации и нецелевое использование субсидий, — пригрозил министр.

Глава минпрома Александр ЛУППОВ поинтересовался качеством закупаемого у крестьян молока, в частности, уточнил, планируется ли оснастить все пункты сбора молока лабораторным оборудованием. Николай ГУЩА пояснил, что порядок предусматривает обязательное проведение анализа молока, и в настоящее время уже заключается договор на поставку в область компактных экспресс-лабораторий «Клевер».

— Этот документ рождался с таким мучительным трудом, как ни один другой документ, — выступил после доклада губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ. — Думаю, так бы и не родился, если бы не огромное давление. Но считаю, что это оправданно. Если мы определяем в бюджете сумму поддержки АПК 1,2 млрд рублей, мы должны знать, что область получит от вклада этих денег. Это деньги налогоплательщиков, и они должны быть адресные. А не так, чтобы бросить их и откупиться от АПК, сказать, что мы политическую задачу выполнили. Смысл этого документа в экономическом эффекте.

Однако, по мнению губернатора, этот проект не будет работать, если одновременно с его введением не расширять сеть пунктов сбора молока.

— Мне кажется, это слабое место, и нужно обратить на это внимание с точки зрения привлечения малых форм бизнеса, — отметил губернатор. — Нужно находить посредников, которые вложат средства в строительство приемного пункта, организуют транспорт для вывоза молока на молзавод. 33 пункта для области — это капля в море.

...и предпринимателям

Второй документ касался субсидирования сельхозорганизаций, фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и реализацию молока на переработку. Нормативная величина субсидии за литр молока для этой категории товаропроизводителей возрастает по сравнению с прошлым годом в четыре раза и составляет 1 рубль. Стимулирующие коэффициенты зависят от прироста поголовья коров: при обеспечении роста поголовья свыше 10% сумма компенсации увеличивается на 30%.

Правительство установило не только механизм выдачи субсидий, но порядок их расходования. Получатель вправе потратить бюджетные средства в первую очередь на погашение задолженности по заработной плате работников и погашение долгов по налогам и иным обязательным платежам в областной бюджет. В перечень необходимых для получения субсидий документов входит справка о поставке на налоговый учет и договор с предприятием-переработчиком на поставку ему молока. Кроме того, для применения повышающего коэффициента фермер обязан ежемесячно предоставлять в минсельхоз справку об изменении поголовья коров из уполномоченного органа государственной статистики, которая, понятное дело, дается не даром. Если минсельхоз обнаружит, что сведения недостоверны или деньги израсходованы не по оговоренному порядку, товаропроизводитель обязан будет в течение 10 дней вернуть необоснованно полученную субсидию.

По расчетам минсельхоза, субсидии в размере 1 тысячи рублей за тонну молока позволит производителям не только повысить рентабельность заготовки молока до 30%, но и стабилизировать поголовье коров. Благодаря введению стимулирующего коэффициента министерство рассчитывает получить в 2008 году не менее 1,2 тысячи голов племенных коров дополнительно.

На реализацию двух проектов потребуется увеличение расходов областного бюджета. Изначально в бюджете на 2008 год на субсидии производителям молока было предусмотрено 100 млн рублей, сейчас эта сумма может возрасти вдвое.

— Установив новый порядок субсидирования, мы сократили документооборот, зафиксировали центры ответственности со смещением в сторону поселений и районов, которые должны этим заниматься, — отметил в финале заседания куратор проекта первый вице-губернатор Евгений ВДОВИН. — Меняется идеология работы: с карательной на поощрительную. В документах идет отказ от наказаний, но вводятся поощрительные меры для того, чтобы люди могли получать дополнительные источники для развития своей материально-технической базы, закупок скота. Уводится понятие «посредник», он становится необходимым элементом цепи, организующим сбор и проводящим продукт к последующему этапу переработки.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/03/12/257115