26 февраля состоялась пресс-конференция председателя Омского областного суда Владимира ЯРКОВОГО. Он рассказал об итогах работы своего ведомства, районных судов и мировых судей в 2007 году, а также ответил на вопросы журналистов. «КВ» предлагают наиболее интересные моменты его выступления.
Объем дел, который переработан Омским областным судом в 2007 году, в принципе ничем не отличается от предыдущего года. Процент измененных или отмененных решений или приговоров не превысил 20% — такая работа суда считается удовлетворительной. Почти в 10 раз увеличилось количество исков о взыскании сумм по договорам займа, включая банковские кредиты — 13 тысяч удовлетворенных исков на сумму выше 2 миллиардов рублей. Пяти преступникам назначено наказание в виде пожизненного срока лишения свободы — в 2006 году таких суровых приговоров не было. Любопытны данные по взяткам — за их дачу осуждено 19 человек, а за получение 13. Все взяточники являлись государственными и муниципальными служащими, причем четверо из них — женщины.
Про кадры
Мы подошли к тому времени, когда нужно предъявлять повышенные требования к качеству правосудия и профессионализму судей. Поэтому самой главной своей задачей сегодня считаю работу с кадрами — необходимо отладить систему подбора мировых и федеральных судей. Хорошо, что уже назначен новый заместитель председателя областного суда — Сергей ВОЛКОВ — бывший председатель Центрального суда и бывший судья областного суда. Теперь будет, кому заниматься непосредственно кадровыми вопросами. У областного суда сегодня достаточно сложный период, так как наряду со сменой председателя суда происходит и смена всех заместителей — по закону руководящий состав может занимать свои должности не более двух сроков. Надеюсь, что к концу этого года мы будем полностью укомплектованы. Уже имеется кандидат в мои заместители по уголовным делам, который прошел квалификационную кадровую комиссию и сейчас находится, как у нас говорится, «на указе», но из-за предстоящих президентских выборов его утверждение пока затягивается. Закончился также срок подачи заявлений на должность заместителя по гражданским делам, потому что Владимир ЗАВРАЖНОВ, который долгое время занимал эту должность, вновь на нее не баллотируется. Его работа всех удовлетворяла, но по ряду личных причин он решил не заявляться на конкурс. Судебный корпус у нас неплохой, но мог бы быть лучше. К сожалению, формирование большей его части пришлось на не очень благоприятные годы для развития государства — тогда мы набирали в судьи любого, кто только изъявлял желание. Сегодня квалификационные экзамены на судью сдать очень сложно.
Про единый следственный комитет
Пока еще рано оценивать эффективность созданного полгода назад единого следственного комитета для прокуратуры, так как для становления самостоятельной следственной структуры необходимы годы. Но когда этот вопрос еще только обсуждался, я, честно говоря, полагал, что следственный комитет будет один для всех видов расследований и дознаний. Нововведения должны преследовать четкую практическую цель, а выделение следственного комитета только для прокуратуры мне не совсем понятно.
Про судью МАКАРОВУ
Квалификационная коллегия судей Омской области приняла решение о привлечении Марины МАКАРОВОЙ к дисциплинарной ответственности с прекращением полномочий судьи. МАКАРОВА лишена статуса неприкосновенности судьи и по нереабилитирующим основаниям освобождена от занимаемой должности. Генеральная прокуратура РФ обратилась с ходатайством в коллегию по уголовным делам Омского областного суда дать согласие на уголовное преследование МАКАРОВОЙ — коллегия из трех профессиональных судей такое согласие дала. Сейчас оба решения — наших квалификационной коллегии и коллегии по уголовным делам находятся на кассации в Верховном суде, который никак не может их рассмотреть, потому что МАКАРОВА все время сообщает, что находится на амбулаторном лечении. Свое отношение по поводу данной ситуации я высказывать не буду, даже если оно у меня есть — мне этого делать нельзя, да и вообще никому из судей.
Про сайт
К следующему году мы собираемся выкладывать на своем сайте информацию наподобие того, как это делает арбитражный суд. Сложность состоит в том, что в нашем суде, в отличие от арбитражного, судятся не организации, а люди, у нас поднимаются проблемы личной жизни, поэтому мы никак не можем решить, в каких пределах будем публиковать информацию о судебных делах. Для нас главное — освещать судебную практику для ее формирования, поэтому такая информация пригодится больше специалистам.
Про правовую определенность
На мой взгляд, мы получим многое, если реализуем в нашей стране принцип правовой определенности, который провозглашен Европейским судом, который мы до сих пор не выполняли. Это означает незыблемость судебного решения — оно не должно подвергаться бесконечным ревизиям. Сейчас существует такое положение, что судебное решение по уголовному делу может быть подвергнуто ревизии даже после того, как человек отбыл наказание и истекли сроки давности. По гражданским делам была такая же ситуация, например, меня крайне возмутила ситуация, когда шесть лет назад наш президиум отменил судебное решение по разделу квартир 24-летней давности. Наконец-то наш законодатель пошел на сокращение вмешательства в судебные решения — сначала срок для обжалования решений по гражданским делам в надзорном порядке сократился до одного года, а с 8 января 2008 года он уменьшился до 6 месяцев. Сократилось также количество надзорных инстанций — раньше в решение по гражданскому делу по жалобе одной из сторон мог вмешаться судья-надзорник, затем председатель областного суда, а только потом дело поступало в Верховный суд, а сейчас недовольная сторона может пожаловаться только председателю областного суда. На мой взгляд, принцип правовой определенности будет воспитывать в людях уважение к суду, ведь ничто так не бьет по авторитету судей, как бесконечная возможность отмены их решений. Думаю, что очень полезно будет, если Верховный суд введет еще ограничение на вмешательство в решения по уголовным делам — год в сторону ухудшения уже есть, нужен также год в сторону улучшения.