Александр КУЗЬМИН, председатель комитета предпринимателей филиала "Торговый город" МУП "Муниципальные рынки": "Перспектива всех рынков — уйти в частные руки, поэтому мы ждем своего инвестора"

Дата публикации: 09 апреля 2008

— Когда мы говорим о филиале «Торговый город» МУП «Муниципальные рынки», какую территорию комплекса ТГ мы имеем в виду?

— В комплекс ТГ входят вещевой, строительный, продуктовый и автомобильный рынки. Муниципальным является только вещевой — это филиал МУП «Муниципальные рынки». Все остальные рынки — частные предприятия. Вещевая служба — самая большая по площади. Это 4,5 тысячи торговых мест, плюс 600 вакансий, то есть свободных мест, которые сегодня не востребованы. На территории вещевой службы находятся две частные территории — несколько рядов, которые были выкуплены около 5 лет назад. Китайский рынок «Шанхай», который находится напротив ТГ, — тоже частная территория.

— Обсуждая ваше обращение в горсовете, депутаты были удивлены незначительной суммой прибыли МУПа, которая с годами не увеличивается. Вы как-то просчитывали доходность ТГ и ее динамику?

— Еще до реорганизации рынков, когда нашим директором был Борислав ПИДГОРОДЕЦКИЙ, наша доходность была выше, чем сегодня. Но тогда и востребованность рынка была на пике. Когда нас объединили в МУП, мы сравнивали весовую категорию ТГ и остальных рынков: наша доходность была больше, чем у всех рынков вместе взятых. Экономических исследований мы не проводили, но то, что предприниматели уходят с рынка из-за возросших сборов, наверно, влияет на экономику. Даже с учетом того, что поступления от аренды и налогов растут.

— Вы сказали о возросших сборах. Если конкретно в цифрах — какую сумму сегодня в месяц выплачивает один предприниматель и какую прибыль получает?

— Если брать все выплаты — арендную плату, услуги по охране рынка, ЕНВД, то с торговой точки в 4 квадратных метра, для которой вмененный налог не изменился, эта сумма без заработной платы продавца составляет около 4 тысяч рублей. Базовая доходность для нас определена в 9 тысяч рублей. Реальный доход выше, но не намного. Предприниматель может зарабатывать для себя около 15-18 тысяч в месяц в зависимости от месторасположения торговой точки, характера товара, времени года. Повышение аренды и ЕНВД в первую очередь сказалось на тех, кто арендует 10-20 кв. метров. Это строительные рынки, продуктовые. На нашем продуктовом рынке, например, сегодня около 30% свободных мест. На это, конечно, повлияло открытие «Ленты». Вообще с появлением торговых комплексов, которые растаскивают между собой потребителей, покупательский наплыв у нас уменьшился. Тем не менее у наших услуг есть и всегда будет свой стабильный потребитель. Это социально незащищенные слои населения, которые не могут себе позволить одеваться по таким ценам, которые выставлены в «Континенте». Плюс живое общение с продавцом, возможность торга — вот из этого складывается привлекательность рынка.

— Вы обратились в горсовет не только с просьбой снизить налог. Речь идет вообще о дальнейшем существовании рынка...

— Правильно, наверно, на заседании комитета Евгений ФРЕЗОРГЕР сделал мне замечание, что надо читать прессу, чтобы знать о судьбе территории, которую мы занимаем сейчас. Но он меня не совсем правильно понял, а я, может быть, не совсем правильно выразил свою мысль. Меня интересовало, что будет с нами после 2010 года. 271-й ФЗ о розничных рынках, по которому уличная торговля должна уйти под крышу, это руководство к действию. В течение нескольких лет после того, как вышел 271-й ФЗ, мы разные проекты моделировали. Но у нас самый большой открытый рынок в городе и закрыть такую территорию невозможно. Это футбольное поле, и даже не одно. Строительство грандиозное. Мы понимаем, что уличная торговля как-то должна трансформироваться. Но такая форма торговли как блошиные рынки есть везде, поскольку востребована определенными слоями населения. Ее нельзя аннулировать. Она может возникать стихийно, но лучше ее брать под контроль. Мелкие рынки город мог бы как-то модернизировать. Например, у Центрального рынка есть крытое помещение, которое можно расширить и завести всех предпринимателей под крышу. Но их там десятки, а нас здесь — тысячи!

— Какой выход из ситуации вы видите?

— Пригласить инвесторов на строительство комплекса. Часть предпринимателей ТГ готовы выступить соинвесторами. Это, например, может быть строение ангарного типа, где можно организовать торговлю по группам. Другой выход — уйти в торговые комплексы. Но это, во-первых, могут позволить себе единицы, учитывая, что аренда там составляет 50-80 тысяч рублей с места. Во-вторых, если нас растащить по углам, то смысл ТГ как рынка, в котором нуждаются определенные слои населения, просто умирает.

— МУП как ваша управляющая компания, которая собирает сейчас с вас аренду и извлекает прибыль, или сам муниципалитет какие-то варианты дальнейшего существования вам предлагает. Участие в строительстве, например?

— Когда мы задаем этот вопрос руководителям МУПа, они пожимают плечами, говорят, что проявление инициативы не входит в их функции, что они подчиняются муниципалитету, который, как мы понимаем, особого энтузиазма в отношении нас не испытывает и строить что-либо не собирается. Наверно, перспектива всех рынков — уйти в частные руки. Это ответ на вопрос, почему «Шанхай» — рынок через дорогу от нас — развивается. Это частная территория, и собственник заинтересован в ее развитии. Летом, насколько я знаю, у него начинается первый этап строительства четырехэтажного торгового комплекса на месте «Шанхая». Он не ждет 2010-го года, сам проявляет инициативу. У нас хозяин — город, но инициативы у него, получается, нет. И мы начинаем всерьез беспокоиться, потому что 2010 год не за горами.

— Выступить полностью инвесторами строительства для себя какого-то комплекса вы не можете?

— Нет. Я уверен, что предприниматели готовы были бы выступить соинвесторами в строительстве не слишком дорогостоящих объектов, но на что-то большое основная масса предпринимателей не способна. Плюс вопрос земли. Дадут нам землю в Муромцеве, и что делать? Когда аннулировали Чкаловскую барахолку, переселили предпринимателей на картофельное поле, которое в итоге превратилось в ТГ. Но сейчас снова поехать куда-то и все начинать сначала — так не получится. Нам, конечно, мешает то, что мы не объединены во что-то единое. Есть комитет предпринимателей ТГ, но это общественное объединение. ТГ распадется, и его не будет. Есть «Содружество предпринимателей рынков Омска», но радикальной роли оно не играет. Создавать какое-то ООО или АО, куда бы можно было объединить несколько тысяч мелких предпринимателей, имеющих точки в 4-5 квадратных метров, наверно, невозможно. Мы консультировались со специалистами, говорят, дело безнадежное. Другое дело, если бы появился один человек, который бы нас объединил. Но пока никаких предложений нам не поступало.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/04/14/806335