Леонид ПОЛЕЖАЕВ, губернатор Омской области: "Это результат не очень принципиального, или даже очень непринципиального отношения городской власти ко всему, что делается в Омске"

Дата публикации: 07 мая 2008

— На областном градостроительном совете у вас было очень жесткое выступление. С чем это связано?

— На градостроительный совет выносятся очень серьезные, сложные вопросы, касающиеся развития города, строительства уникальных объектов, инфраструктуры и т.д. Многие горожане, кто смотрит телевидение, наверное, задают вопрос: почему губернатор все время горячится, напрягает и себя, и аудиторию по поводу многих вопросов, которые возникают с этим делом. Нет ни одного такого объекта, ни одной проблемы, которую не приходилось бы буквально прорубать топором в городе. Уходят годы. Два года мы, например, убили на согласование площадки для метрополитена. Еще два года — только на перенос депо, потому что площадка оказалась занятой. А впереди у нас очень широкий разворот работ. И тратить время, годы на размещение, на согласование, на предложения — это непозволительно. У меня иногда возникает чувство, что на самом деле те, кто ответственен за развитие города, за его архитектурный облик, вообще не любят Омск. В штыки воспринимается ну буквально все, что ты предлагаешь. Мы предлагаем сетевую гостиницу Hilton, брэнд мирового гостиничного хозяйства — скептические, понимаете, возражения по поводу того, что она Иртыш закроет, Иртыш не видно будет. А его видно сейчас из-за свалок?! И так вот во многом. Поэтому я и нарекаю эти стройки губернаторскими. Потому что по-другому они просто не родятся в этом городе.

— Ни один застройщик на сегодняшний день не выполняет сроки сдачи жилья. У меня, например, в 5-м микрорайоне задержка уже около двух лет. Все это время нам приходится снимать квартиру, а это дополнительные расходы, которые несет наша семья. Мы поверили в ипотеку, пошли на это и сегодня не знаем, как заставить застройщика выполнять свои обязательства.

— Я думаю, мы совместными усилиями — и административным, и судебным ресурсом — сумеем ускорить сдачу домов. Не надо терять только веру в ипотеку. Самое страшное в ипотеке и опасное, что происходит на других территориях, в Москве и Московской области, — это банкротство организаций, которые ведут строительство за счет ипотечных кредитов. На мой взгляд, Омская область от этого избавлена. А значит, человек, участвующий в ипотеке, не потеряет свою квартиру и не будет ходить потом с плакатами в рядах демонстрантов: «Верните нам наше жилье или наши деньги». Особенности задержки в 5-м микрорайоне понятны. Есть там причины, может быть, в большей степени инвестиционной компании и строителей, но есть и причины, связанные с замедлением развития инфраструктуры микрорайона, — там есть, безусловно, и наши долги. Могу только гарантировать, что жилье вы не потеряете. А вот такие вопиющие сроки задержки мы, конечно, постараемся в дальнейшем устранять.

— Известно, что у строительства аэропорта Федоровка — большая история. Правительство региона много делает, чтобы у Омска появился современный аэропорт, отвечающий всем международным требованиям. На какой стадии реализация этого проекта?

— До тех пор, пока имущественный комплекс омского аэропорта не будет передан в собственность области, говорить о поисках серьезного инвестора для строительства нового аэропорта просто нереально, если вообще не бессмысленно. Этой работой мы сегодня заняты. У нас были серьезные тормозящие факторы, связанные с согласованием нового аэропорта со стороны Минобороны, ФСБ, МЧС, но теперь эти вопросы сняты, и нами подготовлен проект указа президента, который, я надеюсь, если не подпишет Владимир Владимирович, но, наверное, подпишет новый президент. А дальше уже постановлением правительства эта процедура будет запущена и мы сможем реально говорить с инвесторами о строительстве нового аэропорта, о возмещении затрат, которое должна получить инвестиционная компания, и о других условиях. Мы не ставим целью нового аэропорта только пассажирское обслуживание, он никогда в этом случае не получит рыночной привлекательности и не будет представлять коммерческого интереса. Для нас важно превратить Федоровку в хаб, связанный с переброской грузопотоков воздушным путем. Воздушные перевозки растут очень стремительно. Россия, к сожалению, не лидер здесь — ни самолетов грузовых нет, ни соответствующей инфраструктуры транспортной авиации. И нам нужно поторопиться попасть в эту нишу, которая будет иметь весьма перспективное значение, особенно для такой огромной территории, как Россия. А для нас, расположенных в южном подбрюшье Западной Сибири, перспективно перенацеливание грузопотоков в Казахстан, Узбекистан и далее с выходом на Китай и другие страны Юго-Восточной Азии. Вот цель, которую мы ставим. Вы видите, что старый аэропорт изживает себя. Через два месяца вырастут стены ИКЕА до проектных отметок и вы увидите, что наши самолеты садятся в коридоре буквально жилых и производственных объектов. Поэтому нам нужно поторопиться независимо от того, хотят этого сегодня владельцы действующего аэропорта или не хотят.


— Хотел вступить в проект «Южные ворота», но прочитал в газете, что вы отрицательно относитесь к массовым застройкам в Омском районе. Стоит ли мне рисковать?

— Я вообще не хочу, чтобы люди, которые хотят приобрести жилье в микрорайоне «Южные ворота», или в «Кристалле», или в 5-м микрорайоне, рисковали. Я уже отвечал на очень неприятный вопрос, когда человек, внесший деньги на строительство жилья в 5-м микрорайоне, два года его не может получить. Избавь нас бог от всех этих дел. О «Южных воротах» речь идет в другом плане. Дело в том, что этот проект позиционируется как городская застройка, хотя он предполагает возводиться на угодьях сельскохозяйственного назначения. Во-первых, их надо вывести из категории земельного фонда сельхозназначения и обратить их в земли, возможные для застройки. Во-вторых, застройщики позиционируют этот проект как часть города. Но сегодня это сельский район, а следовательно, человек, принимающий решение купить там жилье, должен понимать, что он покупает квартиру сегодня на селе, а не в городе Омске, и он будет лишен определенных льгот, которые имеет житель города. Вот в этом смысле нам нужно быть осторожными или, по крайне мере, информированными. Что же касается застройки, то никаких у меня сомнений или опасений нет. Да, мы будем отчуждать часть земель Омского района для развития жилой застройки города по периферии. Но это, во-первых, не должны быть такие полукриминальные схемы, которые сочиняются на неоформленных землях и по сути дела противоправны. А следовательно, подставляют тех наивных людей, которые собираются там купить жилье, и тех строителей, которые возводят это на неоформленных землях. Вот в этом дело обстоит. Мною дано поручение сегодня министерству имущественных отношений, Главному управлению земельных ресурсов провести полный аудит всех земельных участков Омского района, которые кем-либо подписывались под строительство.

— Недавно одна строительная компания вырубила на Левом берегу целую березовую рощу. Нередки случаи в центре Омска, когда из-за несоблюдения строительных технологий страдают памятники архитектуры. Не считаете ли вы в связи с этим, что необходимо ужесточить требования к застройщикам и повысить меру их ответственности за подобные действия?

— Считаю. Я не знаю, давалось ли разрешение на вырубку этих деревьев, — это мы будем еще проверять. Но варварское отношение ко всему наследию в городе существует и присутствует. Такое, знаете, денежное затмение необъяснимо с точки зрения здравого смысла. Готовы вырубить все на свете ради того, чтобы построить какой-то дом, срубить бабки, как теперь говорят, независимо от того, к месту не к месту, площадка детская ли не детская, стадион не стадион. По данным прокуратуры, сотни объектов строятся в Омске, не имея даже разрешения на строительство. Это результат не очень принципиального или даже очень непринципиального отношения городского совета, мэрии ко всему, что делается в Омске.

— Несмотря на все попытки реформировать разрешительную систему в строительстве, чтобы получить все документы на застройку жилого дома, надо года два или платить взятки. Практически ни одно здание не строится у нас с полным комплектом документации. Когда будет наведен порядок?

— Я уже частично отвечал на этот вопрос. Наверное, мой резкий тон во время градостроительного совета, других совещаний связан как раз с этим. Если уж мне, губернатору, приходится прорубаться сквозь джунгли чиновничьих преград, то представляю, сколько усилий нужно затратить человеку, который бы хотел оформить площадку. Борьба с этим идет. Я не скажу, что она безуспешна. Мы все равно сделаем эту систему нормальной, понятной и, по возможности, прозрачной для всех. Это не будет полигоном для нечистоплотных людей в решении своих материальных вопросов.

— Наши газеты и журналы устраивают целые акции в защиту пострадавших от регенерации, а мы, застройщики, в 100% случаев сталкиваемся с махинациями, когда в 30-метровой насыпной завалюхе прописано по три семьи и каждой нужно предоставить пентхаус в центре города. Кто защитит нас, застройщиков?

— Если бы три семьи! Во время строительства метромоста на Левом берегу мы долго не могли снести старую развалюху, сражались с собственницей, в доме которой были прописаны 24 семьи. И кто-то же давал разрешение на прописку в этом доме. И, наверное, не бесплатно. Это тоже серьезная проблема. Многие люди, видя, что интенсивная застройка идет, идут под снос целые микрорайоны индивидуальной застройки на Амурских, Северных, стараются подзаработать, заламывая огромные цены за жилье, которое этого не стоит. Появляются мифически прописанные люди. Все есть в этой жизни. В этой ситуации мы будем защищать застройщиков.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/05/18/218166