Интернет-мошенники наживаются на чужих доменах,

Дата публикации: 07 мая 2008

Киберсквоттинг

Одна из опасностей. Этим занимаются люди, которые регистрируют домен с целью последующего извлечения прибыли, причем их основная цель — не создать бизнес или интернет-представительство существующей компании, а заработать деньги хитростью. Например, известная иностранная компания объявляет, что она собирается выйти на российский рынок. Киберсквоттер тут же регистрирует домен с названием этой компании, но в российской зоне .RU. Когда представители организации решат зарегистрировать домен для компании, окажется, что желаемое имя уже занято. Им придется либо выбрать другое доменное имя (а киберсквоттер может заблаговременно зарегистрировать все возможные подходящие имена), либо попытаться договориться с нынешним владельцем домена. Имя, приобретенное, например, за 20 долларов, мошенник может оценить в несколько тысяч евро.

— Например, в июне 2007 года Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск компании Skoda Auto Россия в отношении ЗАО «Меганет», наложив запрет на использование товарного знака «Skoda Auto» в доменном имени Skoda-auto.ru. ЗАО «Меганет» зарегистрировало домен в июле 2001 года и предложила компании Skoda выкупить его. В свою очередь, Skoda Auto подала иск о незаконном использовании товарного знака. Переговоры длились два года, затем полгода шли судебные разбирательства. Как писали СМИ, практически во всех странах название сайта Skoda выглядит как Skoda-auto, и только в России компания была вынуждена с 2004 года работать под доменным именем Skoda-avto.ru. Как заявляли в СМИ представители Skoda, ЗАО «Меганет» требовало выкуп за домен в размере, сопоставимом со стоимостью нового автомобиля Fabia — 13-22 тысячи долларов, — рассказал ВОРОБЬЕВ.

Бывают и другие случаи, когда конкурирующая компания регистрирует имя, похожее на домен конкурентов. Пользователь, неправильно набравший доменное имя, попадает на этот сайт-подделку и читает, например, что компания, в которую он собирался обратиться — банкрот. Конкуренты также могут сделать ссылку с такого сайта на свой, и потенциальный покупатель купит товар не там, где собирался первоначально. Многие организации осознанно выходят на рынок под именем, похожим на домен крупной компании. Они рассчитывают на то, что человек, заинтересованный в покупке у конкретной компании, попадет на их сайт и решит совершить покупку здесь. Часто такие компании-двойники даже сайт делают очень похожим на конкурента, чтобы окончательно запутать пользователя.

— Компании «МТС» пришлось изменить традициям и выбрать для своего портала на Украине домен третьего уровня, несмотря на то, что в других странах ей принадлежат красивые имена второго уровня — Mts.ru, Mts.by, Mts.uz. Домен, на который обратила внимание «МТС», — Mts.ua — с 2006 года принадлежит итальянской группе компаний МТС (MTS Group). В частности, права на домен принадлежат ООО «Мерлони Термосанитари Укр ЛЛС» (Киев), которая производит и продает водонагреватели, котлы и т.п. Попытается ли оператор связи купить домен Mts.ua у нынешнего владельца — пока неизвестно, — сообщил представитель RUcenter.

Киберсквоттеры не нарушают закон, но пользуются отсутствием четкого правового статуса доменного имени — в российском законодательстве оно соотнесено только с товарным знаком. В основном киберсквоттеры досаждают владельцам традиционных средств индивидуализации — товарных знаков, фирменных наименований, наименований мест происхождения товаров и т. п. Иногда правообладатели (владельцы товарных знаков) подают на киберсквоттеров в суд. Чаще — вступают с ними в переговоры, результатом которых становится покупка или продажа доменного имени по цене, в сотни и тысячи раз превышающей стоимость регистрации домена (600 рублей за один домен).

— Не случайно патентные поверенные, профессионально занимающиеся официальной регистрацией и защитой брендов, в пакет услуг для своих клиентов наряду с подачей заявки на регистрацию товарного знака предлагают одновременную регистрацию созвучного доменного имени. Причем сразу в нескольких зонах интернет-пространства и в различных вариантах написания. Например, если компания называется «Российские Акционеры», то лучше использовать все «очевидные» варианты написания названия в английской транслитерации: для слова «российские» — rossiiskie, rossijskie, rossiyskie, а для слова «акционеры» — aktsionery, akcioneri. Такой шаг поможет избежать неприятностей в дальнейшем, — пояснил ВОРОБЬЕВ.

Тайпсквоттинг

Еще один способ нажиться на доменах возможен благодаря вариативности написания того или иного домена (ru-center и rucenter), ошибкам в его написании (skoda и shkoda), неверному указанию домена верхнего уровня, только в расчете на то, что пользователь при наборе адреса сайта пропустит точку после www, в домене RU зарегистрировано несколько сотен доменов второго уровня.

— Экономический расчет прост — ошибки в наборе популярных доменов будут всегда, а значит, будет и устойчивая посещаемость доменов-двойников, на которых размещена реклама. Реклама на подобных доменах вполне способна не только окупить затраты мошенников на содержание доменных имен, но и приносить серьезный доход, независимо от того, удастся ли их когда-либо продать или нет, — утверждает представитель RUcenter.

Хайджекинг

По словам Андрея ВОРОБЬЕВА, представляет самую серьезную опасность для владельцев доменов. Это преступное присвоение доменных имен, по праву принадлежащих их законным владельцам. Похищение доменных имен зачастую является результатом ошибок при регистрации, несоблюдения правил передачи доменов, пренебрежения элементарными правилами регистрации и использования доменов регистраторами, их партнерами и самими владельцами доменов.

— Похищение доменов случается во многих зонах, в том числе и в зоне .RU, но чаще всего кражи имен происходят в домене COM из-за упрощенной процедуры регистрации и передачи прав на домен. Как и любые воры, похитители доменов выбирают для кражи самые дорогие объекты. Так, домен Sex.com был украден путем передачи поддельного факса и возвращен законному владельцу спустя семь лет после похищения. Правда, законный владелец тут же продал домен за 12 млн долларов, — привел пример ВОРОБЬЕВ.

Порой обладатели теряют свои домены из-за собственной халатности, забывая вовремя производить оплату за перерегистрацию на следующий срок. Чаще всего этим грешат, по словам представителя RUcenter, государственные и муниципальные учреждения, в том числе и потому, что своевременно не обновляют контактную информацию в базе Whois.

Меры безопасности

Андрей ВОРОБЬЕВ рекомендовал предпринимателям до тех пор, пока домен не будет документально закреплен за его владельцем, не разглашать информацию о выбранном доменном имени там, где его могут подслушать конкуренты или киберсквоттеры. Не использовать для проверки занятости домена сомнительные сервисы. Не разрешать регистрировать доменное имя другим людям (представителям интернет-провайдера, веб-студии, своему дизайнеру, программисту, бухгалтеру, или просто «хорошему человеку»). Домен должен быть зарегистрирован на владельца компании или на саму компанию — либо тот, либо другая должны быть указаны в качестве администратора домена, так как именно администратору принадлежат права на использование доменного имени.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/05/18/internet-moshenniki_nazhivayutsya_na_chuzhih_domenah__