Мэров заставили отчитываться перед губернаторами

Дата публикации: 07 мая 2008

по 30 показателям, утвержденным указом президента РФ. 

Спустя почти год после выхода Указа президента РФ об оценке эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти Владимир ПУТИН подписал аналогичный указ в отношении органов местного самоуправления городов и районов. В документе, подписанном 28 апреля, содержится перечь из 30 показателей, по которым мэры городов и главы районов будут ежегодно отчитываться перед губернаторами. Особо отличившихся региональные власти должны будут поощрять грантами.

Напомним, что Указ об оценке эффективности деятельности региональных властей был подписан президентом 28 июня 2007 года. Перечень показателей, по которым субъекты РФ обязаны ежегодно отчитываться перед комиссией, созданной при президенте РФ, состоит из 46 пунктов. Многие из них пересекаются с показателями, которые определены для оценки работы городских и районных властей. Например, размер среднемесячной заработной платы населения, уровень смертности, доля медицинских и образовательных учреждений. Однако у мэров больше критериев, касающихся жилищно-коммунальной и строительной сфер и земельных отношений (таких пунктов в перечне больше половины). В указе дается задание правительству РФ до 1 сентября утвердить перечень дополнительных показателей, в том числе необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов. Региональные власти тоже могут внести свою лепту — ввести критерии, касающиеся сбора и утилизации мусора, благоустройства, озеленения и освещения улиц.

Согласно указу отчеты о своей деятельности мэры и главы районов должны сдавать ежегодно до 1 мая в высший исполнительный орган власти субъекта РФ. В отчете должны содержаться не только показатели, достигнутые в предыдущем году, но и прогноз их значений на трехлетний период. Все отчеты подлежат обязательной публикации на официальном городском (районном) сайте.

Аналитики отмечают, что президентский указ устанавливает определенную подчиненность мэров губернаторам. То, что главы регионов, назначаемые президентом, должны в той или иной форме отчитываться перед ним о своей работе, вполне логично. Оценка, полученная за эффективность работы региональной власти, может послужить если не причиной, то благовидным поводом для отстранения губернатора. Мэры же пока избираются населением, а не назначаются сверху, поэтому идея их подотчетности губернаторам не совсем понятна. Официально это объясняется тем, что отчеты глав городов и районов помогут региональным властям отследить недостатки на местах, исправить их и улучшить таким образом свои собственные показатели. Однако единственное, чем региональные власти могут исправить или наказать «неэффективных» мэров, — сократить финансирование городов или перераспределить доходные источники в свою пользу. Президентский указ таким образом в какой-то степени легализует экономическую удавку, которую региональные власти периодически применяют для укрощения неугодных градоначальников.

Корректно умалчивая о мерах наказания городских и районных властей за неэффективную работу, указ вводит механизм их поощрения. Согласно документу регионы обязаны ежегодно выделять из областных бюджетов гранты городам и районам «в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения» ими наилучших результатов. Однако рассчитывать на какие-то дополнительные деньги городу вряд ли стоит — под видом грантов область может финансировать все те программы, которые существовали ранее.

Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов


1. Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций городского округа (муниципального района).

2. Доля населения, охваченного профилактическими осмотрами.

3. Число случаев смерти лиц в возрасте до 65 лет:

на дому — всего, в том числе от инфаркта миокарда, от инсульта;

в первые сутки в стационаре — всего, в том числе от инфаркта миокарда, от инсульта.

Число случаев смерти детей до 18 лет:

на дому;

в первые сутки в стационаре.

4. Доля амбулаторных учреждений, имеющих медицинское оборудование в соответствии с табелем оснащения.

5. Доля детей в возрасте от трех до семи лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности в общей численности детей от трех до семи лет.

6. Доля детских дошкольных муниципальных учреждений от общего числа организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства, оказывающих услуги по содержанию детей в таком учреждении, услуги по дошкольному образованию и получающих средства бюджета городского округа (муниципального района) на оказание таких услуг.

7. Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене.

8. Число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения.

9. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций.

10. Доля отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, в отношении которых произведен:

капитальный ремонт;

текущий ремонт.

11. Доля автомобильных дорог местного значения с твердым покрытием, переданных на техническое обслуживание немуниципальным и (или) государственным предприятиям на основе долгосрочных договоров (свыше трех лет).

12. Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района).

13. Год утверждения или внесения последних изменений:

в генеральный план городского округа (схему территориального планирования муниципального района);

в правила землепользования и застройки городского округа (муниципального района);

в комплексную программу развития коммунальной инфраструктуры.

14. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, — всего, в том числе введенная в действие за год. Число жилых квартир в расчете на 1000 человек населения — всего, в том числе введенных в действие за год.

15. Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, — всего, в том числе земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства.

16. Средняя продолжительность периода со дня принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) по предоставлению земельных участков до получения разрешения на строительство.

17. Объем жилищного строительства, предусмотренный в соответствии с выданными разрешениями на строительство жилых зданий:

общая площадь жилых помещений;

число жилых квартир.

18. Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых со дня принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию:

объектов жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства — в течение трех лет;

иных объектов капитального строительства — в течение пяти лет.

19. Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, от общей площади территории городского округа (муниципального района).

20. Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, в том числе:

непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

управление муниципальным или государственным учреждением или предприятием;

управление управляющей организацией другой организационно-правовой формы;

управление хозяйственным обществом с долей участия в уставном капитале субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) не более 25 процентов.

21. Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо-, энергоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, от общего числа организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа (муниципального района).

22. Доля организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и (или) оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, от общего числа организаций, осуществляющих данные виды деятельности на территории городского округа (муниципального района), кроме товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов.

23. Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет.

24. Доля объема отпуска коммунальных ресурсов, счета за которые выставлены по показаниям приборов учета.

25. Уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.

26. Отношение тарифов для промышленных потребителей к тарифам для населения:

по водоснабжению;

по водоотведению.

27. Доля муниципальных автономных учреждений от общего числа муниципальных учреждений (бюджетных и автономных) в городском округе (муниципальном районе).

28. Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, переведенных:

на нормативное подушевое финансирование;

на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат.

29. Доля муниципальных медицинских учреждений:

применяющих медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи;

переведенных на оплату медицинской помощи по результатам деятельности;

переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат;

переведенных преимущественно на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования.

30. Удовлетворенность населения:

медицинской помощью (процент от числа опрошенных);

качеством дошкольного образования, общего образования и дополнительного образования детей (процент от числа опрошенных);

деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района), в том числе их информационной открытостью (процент от числа опрошенных).



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/05/18/merov_zastavili_otchitivatsya_pered_gubernatorami