Евгений ХОДУЛЕВ, директор Омского судоремонтно-судостроительного завода:"Завод за деньги клиента готов выполнить любой судостроительный каприз, в пределах разумного"

Дата публикации: 14 мая 2008

В прошлом году Омский судоремонтно-судостроительный завод перебазировался с Красного пути на Левобережье, на территорию, где раньше размещалась РЭБ флота. А в апреле на заводе появился новый директор, которому предстоит наладить судостроительное производство на новом месте. О том, какой ценой дался переезд, как обосновались на новом месте и какие ближайшие перспективы у завода, корреспондент «КВ» Андрей КОЛОМИЕЦ побеседовал с его директором Евгением ХОДУЛЕВЫМ.

— А за какие заслуги вас, занимавшегося снабжением, назначили директором завода?

— Отдел снабжения Иртышского пароходства работал не только нужды флота, но и на обеспечение судоремонтно-судостроительного завода. Занимаясь поставками материалов, комплектующих и оборудования, я хорошо узнал все заводские нужды и узкие места. Прошлым летом руководство пароходства возложило на меня ответственность за перебазирование промышленного комплекса с правого на левый берег. С поставленной задачей я справился успешно, в короткие сроки удалось перевезти заводское оборудование и частично установить его на новом месте.

— Говорят, один большой переезд равен пожару. Как удалось справиться со «стихийным бедствием»?

— На территории промышленного комплекса было более 70 единиц оборудования, часть которого весьма крупногабаритная средний вес станков колеблется от 5 до 35 тонн. Передо мной поставили условие, чтобы при демонтаже и перевозке оборудования стены заводских цехов остались целыми. Пришлось применять смекалку, использовать маленькие краны-манипуляторы. К примеру, у 300-тонного пресса только весил 27 тонн, чтобы его вынести из цеха, пришлось прорыть канаву, проложить рельсы и тянуть тракторами. То, что можно было разобрать, перевозили в разобранном состоянии, а вот с неразбираемым оборудованием пришлось помучиться.

В работах по перебазированию были задействованы все работники промкомплекса. Летом отправляли по 2-3 груженых КамАЗа в день, кроме того, в перевозке были задействованы три баржи мощностью 3000 тонн и пять менее мощных барж. Со старой территории не успели вывезти только портальный кран «Ганс», он в разобранном виде дожидается начала новой навигации и будет перебазирован уже в мае. А на новой территории до сих пор две баржи стоят неразгруженными, так что работы еще непочатый край.

— Как разместились на новой территории?

— Бывшая РЭБ флота вот уже несколько лет была составной частью завода. На Красном пути был промышленный комплекс, а здесь — ремонтный. Исторически так сложилось, что РЭБ обслуживала только флот Иртышского пароходства, а завод выполнял и сторонние заказы.

На новой территории установили портальный кран, он уже в работе на всю катушку. Для повышения управляемости организовали производственно-диспетчерский отдел. После переезда проблем стало гораздо больше, так, объем токарных работ возрос вдвое. Тяжело, но справляемся. Сейчас на заводе около 350 работников, из них больше 100 перешли территории промышленного комплекса. К сожалению, многие работники, всю жизнь проработавшие на заводе, отказались переезжать на новое место. А те, кто остался, не жалеют — к месту работы доставляем на своих автобусах, существует своя недорогая столовая, трудящимся вредных профессий выдаются талоны на бесплатное питание, зарплата повысилась, работать на новом месте интереснее.

В РЭБ не было своего дизельного цеха, с момента переезда начали его создавать и к августу полностью закончим, после чего будем делать капитальный ремонт судовых двигателей, как дизельных, так и быстроходных. В этот межнавигационный период на 15 судах требовалось провести серьезный ремонт двигателей. Поскольку цеха не было, пришлось проводить ремонт прямо в корпусах судов. Там, прямо скажем, тесновато, но справились.

— Не помешал ли переезд полноценно подготовить суда Иртышского пароходства к навигации?

— Нынешняя навигация официально стартует 14 мая, но несколько судов уже отправились в плавание. По ремонту судов мы идем с опережением графика, срывов не будет, все суда уйдут в навигацию вовремя. Начиная с 12 мая с завода будут выпускаться в плавание по 2-3 полностью отремонтированных теплохода в день. Согласно графику до середины июня весь флот выйдет в навигацию.


— А чем будет заниматься завод в навигационный период?

— Когда все суда пароходства уйдут с завода в навигацию, вплотную займемся сторонними заказами. В принципе, мы выполняем ремонт чужих судов и в межнавигационный период. Так, для ИП Анатолия ДАВЫДОВА отремонтировали баржу-сухогруз, а для компании «Реском-Тюмень» будем заканчивать ремонт буксира-толкача с 2000-сильной силовой установкой. Омский речной порт обратился к нам по поводу ремонта своих теплоходов, в общем, сторонних заказов хватает.

У завода хорошие перспективы по переоборудованию судов. Недавно вышел запрет на использование на реках судов с одним дном, так что у нас впереди много работы по переоборудованию судов с установкой второго дна. Красноярский судоремонтно-судостроительный завод за три года оборудовал вторым дном полтора теплохода. А мы на теплоходе проекта Р77 «Георгий Усиевич» второе дно сделали меньше чем за год. Если бы не ремонт двигателей, мы бы уже в июне его на воду спустили, но в августе он согласно графику уйдет в плавание. На модернизацию судов вторым дном уходит вагон металла, так что это уже не ремонт, а судостроение.

— Генеральный директор Иртышского пароходства Иван ЯНОВСКИЙ не раз заявлял, что на новом месте возродится омское судостроение. Когда же оно возродится?

— Мы готовы с нуля и в сжатые сроки изготовить любые малые баржи, буксиры-толкачи, понтонные причалы. Если нам закажут суда длиной до 50 метров, сделаем быстро и без проблем. А если будет заказ на большое судно до 100 метров, возьмемся, но быстро сделать не получится. Все дело в том, что, для того чтобы модернизировать или изготовить судно, его нужно идеально ровно выставить на слипе — специальной земляной площадке. С выставлением малых судов проблем нет, а вот с большими придется немало повозиться. Корпуса малых судов варим без проблем, а вот с выставлением судов длиной 100 и более метров на площадке есть трудности.

Если к нам придет заказчик и закажет большое судно, мы его сделаем, наши кадры и мощности это позволяют. Но будет очень тяжело. Нам предстоит усилить технический отдел и КБ, поскольку ни модернизацию, ни новое строительство без техзаданий, чертежей проекта проводить невозможно, а у нас пока с этим бывают задержки.

— А готовы ли на заводе делать шикарные яхты для бизнесменов?

— Омский ИП Сергей БАЖЕНОВ заказал нам прогулочный катер. Корпус сделали еще на промкомплексе, остальное доводим здесь, но внутреннюю отделку судна заказчик будет делать сам, по своему вкусу. Завод за деньги клиента готов выполнить любой судостроительный каприз в пределах разумного. Прогулочная яхта длиной 20-30 метров с каютой, ванной, можно даже сауну сделать, обойдется заказчику до 10 млн рублей, все зависит от комплектации. Сумма, конечно, немалая, но и состоятельных людей у нас все больше.

— Какие первоочередные задачи поставлены перед заводом и велика ли конкуренция на судоремонтно-судостроительном рынке?

— Первоочередная задача — установить на новом месте все перевезенное с промкомплекса оборудование и развивать производственные мощности. Наш станочный парк хотя и не новый, но нас вполне устраивает, его хватит на многие годы. Современные станки с ЧПУ нам не подходят, поскольку рассчитаны на серийный выпуск, а у нас все детали штучные. В процессе перебазирования предложений купить наши станки, чтобы потом перепродать за границу втридорога, было более чем достаточно, но, как говорится, «такая корова нужна самому».

В советское время судоремонтно-судостроительные заводы были практически в каждом областном центре. Но за годы развала промышленности большинство из них обанкротилось и прекратило существование. Кроме нашего, сохранились заводы в Красноярске, Астрахани, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. Так что тем, кто остался, теперь, когда на государственном уровне поставлена задача возродить речной флот, работы хватает. Мы готовы начать активное судостроение, были бы заказчики.

— А как проводите свое свободное время?

— В ходе перебазирования и обустройства на новом месте приходилось работать допоздна и выходные прихватывать. Да и раньше работы был с избыткомо, так что у меня накопились неиспользованные отпуска, да и отгулов хватает. Удастся ли отдохнуть этим летом, загадывать не хочу.

В свободное время люблю прокатиться по городу, у меня свой легковой автобиль. Иногда хочется съездить на машине куда-нибудь подальше, развеяться, но все упирается во время, которого у речников вечно недостает.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/05/19/656649