* Владимир Филиппович, как складывался ваш бизнес и каких результатов удалось достичь?
* Начинал свое дело в 1993 году, когда бизнес еще развивался дико и стихийно — киоски горели тут и там. Выбрал канцтовары, потому что чем-то более серьезным и выгодным в то время было просто страшно заниматься — в конкурентной борьбе можно было лишиться не только бизнеса, но и собственной жизни. Насыщенность ниши канцтоваров тогда была нулевой. Начал работать с компанией «Движение», президентом которой являлся Геннадий КНОЛЬ. Сначала освоили оптовое направление, а затем начали развивать розницу. С 1993-го по 1995 год фирма стремительно выросла с 30 до 300 человек, поэтому нам пришлось срочно менять методы управления — ситуационный или бригадирский способ уже не подходил. В 1996 году решили с партнером, что выгоднее разделить фирму на два самостоятельных предприятия, несмотря на то, что для нас этот процесс будет довольно болезненным. Так появились две самостоятельные фирмы под торговыми марками «Движение-К» и «Азимут-М». Я решил полностью переключиться на розницу. Первый мой магазин под маркой «Азимут-М» появился в 1994 году на улице Химиков — выделил под него в офисе своей фирмы отдельную комнату, поставил туда кассовый аппарат и выложил часть товара на стол. Помещение фирмы я арендовал. Постепенно сеть разрослась до 16 магазинов в разных частях города — в 2003 году выручка составила 18 млн за год.
* Что же привело вашу сеть к банкротству?
-Сегодня, к сожалению, от сети осталось всего три магазина — остальные все как временные сооружения были снесены, так как землю под магазинами моя компания арендовала у города и по существующим тогда правилам аренду приходилось продлевать каждые три месяца. Например, на том месте, где сейчас стоит ТК «Флагман», более 10 лет находился мой центральный магазин площадью 200 кв. метров. В марте 2004 года магазин снесли, так как он находился в зоне строительства торгового комплекса. До этого в течение трех лет администрация города предлагала мне найти другое место под магазин, но мне, к сожалению, так и не удалось найти подходящего места по оптимальной цене. В мае 2004 года господин ФРИДМАН-младший выкупил универсальную базу, где я шесть лет арендовал 1000 кв. метров под склад, мелкооптовый и розничный магазины. Новый хозяин недвижимости предложил мне выкупить помещение за шесть млн рублей. Денег таких мне негде было взять, а с моим товарооборотом ни один банк не хотел выдавать кредит, поэтому пришлось сократить площади до 140 кв метров и арендовать их у нового владельца уже по совершенно другой цене. В августе 2004 года был снесен мой магазин на Комарова — сейчас на этом месте стоит магазин «Астор», причем никакой компенсации мне снова не выплатили. У меня было состояние шока. В октябре 2005 года снесли мой магазин, площадью 50 кв метров, на остановке у ж/д вокзала — в этом случае город выделил мне аналогичный участок на Маршала Жукова и перевез туда мой магазин за счет городского бюджета. На новом месте магазин проработал около года — ежедневная выручка уменьшилась с 8500 рублей до 2500 рублей, что не покрывало прямых затрат магазина. Был утерян покупательский поток, который обычно нарабатывается три-четыре года. Мне пришлось продать этот магазин за долги, чтобы оставшиеся могли удержаться на плаву. Закрытие в течение одного года главных торговых точек сети, приносящих 50% моей выручки, нанесло непоправимый удар по всему бизнесу. Занято у меня во всей сети было 150 человек — сократить их сразу я не мог, так как не имел дополнительных ресурсов на компенсационные выплаты, чтобы платить им зарплату, как это положено по закону, еще и два месяца после увольнения. Издержки оставались прежними, а выручка уменьшилась — пришлось залезть в долги.
— Текущий год объявлен в нашем регионе годом предпринимателя, введено в действие множество государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса, на ваш взгляд, это хоть как-то облегчило сегодня жизнь предпринимателям?
* С трибун и в СМИ у нас сегодня очень много говорится о поддержке малого и среднего предпринимательства, о беспроблемном кредитовании предпринимателей и т. п. Тем не менее я считаю, что в нашей стране сегодня не созданы условия для развития малого бизнеса. Во-первых, противоречива законодательная база. Например, несмотря на то, что предприниматель платит единый налог на вмененный доход, ему еще приходится устанавливать и кассовый аппарат (минимум за 15 тысяч рублей) и ежегодно менять чип к нему (6 тысяч рублей), что является косвенным налогообложением. Зачем, спрашивается, нужен этот кассовый аппарат, если налог от него не зависит и рассчитывается от площади помещения? Во-вторых, чрезмерен контроль со стороны проверяющих органов. В-третьих, у начинающих бизнесменов нет ни опыта, ни реальной поддержки. Например, читал год назад в «КВ» про молодого человека, который приходил в Бизнес-инкубатор с проектом по созданию сети канцелярских магазинов. Так вот он планировал, что в день у него одна торговая точка, расположенная на втором этаже в магазине «Астор» по улице Степной, будет приносить 5000 выручки — мне чуть плохо не стало, парень абсолютно не знает омского рынка. Этот магазин до сих пор не открыт. Почему? Давайте посчитаем. Чтобы открыть такую торговую точку площадью 30 кв. метров, нужно минимум 150 тысяч рублей. Их можно взять на год в кредит в банке под 18% годовых. В эту сумму входят следующие затраты: 50 тысяч рублей — на товарный запас, 40 тысяч рублей — на скромное торговое оборудование, 30 тысяч рублей — на аренду помещения в месяц (1000 рублей за кв. метр, если очень повезет), 15 тысяч рублей — на кассовый аппарат, 3 тысячи рублей — единый налог на вмененный доход в месяц (ориентировочно), 7 тысяч рублей — ежемесячная зарплата одному продавцу, 2 тысячи 250 рублей в месяц — ежемесячный процент банку, 12 тысяч 500 рублей — ежемесячное погашение кредита, 2 тысячи 100 рублей — ежемесячное налоговое отчисление в бюджет. Итого: 151 тысяча 750 рублей. А теперь посчитаем будущие ежемесячные доходы предпринимателя. Он предполагает, что ежемесячный доход при выручке в 5 тысяч рублей в день составит 150 тысяч рублей. Но ведь нужно еще ежемесячно пополнять товарный запас в закупочных ценах на сумму 80 тысяч рублей, а где же взять эти дополнительные деньги? Снова идти за кредитом в банк? Вот поэтому предприниматель и не смог открыть свой магазин. В популярной деловой литературе такая ситуация называется «крысиные бега». Практика показывает, что выручка одного магазина канцтоваров в Омске в течение первого года работы не превышает двух тысяч рублей в день. Помню, когда открыл свой магазин в «Континенте», то почти год шел к тому, чтобы ежедневно иметь с него выручку хотя бы в 1000 рублей. Нужно также учитывать, что в Омске сегодня около 600 розничных точек и магазинов канцтоваров.
* А какие, по-вашему, нужно создать условия для развития малого и среднего бизнеса в Росии?
* Ничего особенного не нужно. Надо сделать, чтобы зарплата чиновников, которые занимаются вопросами малого и среднего предпринимательства, официально напрямую зависела от того количества налогов, которое они соберут. А чтобы собирать хорошую сумму налогов, нужно создать условия для предпринимателей — основных налогоплательщиков. Пока не будет в России четкой взаимозависимости бизнеса и власти — ни о каком развитии бизнеса нельзя будет говорить.
— В прошлом году вы проводили встречу участников омского рынка канцтоваров, как изменилась ситуация на рынке с тех пор?
— Для сетевиков произошел ряд положительных изменений. Во-первых, местные оптовики увеличили максимальную сумму закупа, при которой розничные торговцы могут получить максимальную скидку (18%) — с 25 тысяч рублей до 75 тысяч рублей. Это даст преимущество розничным сетям — раньше они оказывались в неравных условиях с мелкими палаточниками — сезонниками, так что закупали товар на большую сумму, несли большие издержки, а скидку получали такую же. Во-вторых, участники рынка стали больше общаться между собой. Но, к сожалению, дальше общения дело не идет — нет культуры предпринимательства, у каждого свое понятие регулярности бизнеса, никто из участников рынка не пытается совместно внедрять новые, современные методы управления на своих предприятиях, чтобы можно было хоть как-то конкурировать с федеральными сетями.
— Омские канцелярщики как-то уже ощутили на себе приход в Омск федеральных сетей?
* Пока не совсем, так как прошло еще слишком мало времени. Но, например, тот же Торговый дом «Канцелярские товары» самую низкую цену за один прозрачный файл давал — 41 копейку, а «Метро» сейчас продает по 36,5 копейки — от 100 штук без всяких скидок. Самое интересное, что все омичи, с которыми я общался, разного возраста и достатка, — все в один голос говорят, что делать покупки в «Метро» им неудобно, но почему-то в выходные дни на парковке около данного гипермаркета просто машину некуда поставить. Этот факт легко объяснить: люди идут за покупками в «Метро», потому что там используются нормальные современные технологии продаж и грамотная логистика.
* Какие именно технологии?
* Например, возьмем телефоны — в «Метро» в каждом ценовом сегменте будет представлена только одна, но самая ходовая, самая проверенная модель, которая будет продаваться при любых раскладах в любом городе, — дорогая, средняя и эконом-класса. Так как «Метро» является глобальной сетью, то у него есть статистика — какие фирмы и модели во всех видах товаров наиболее востребованы в мире, например, какого производителя и какую модель принтеров предпочитают покупать большинство людей в мире. Успех сети «Метро» и объясняется как раз тем, что она продает только самые хитовые позиции товаров, а они, как известно, и дают 50% всей выручки. Так же дела обстоят и с канцтоварами. Сейчас участники омского розничного рынка еще не заметили изменений, которые начались с приходом в город крупных сетей, но на самом деле эти сети, и прежде всего «Метро», уже забрали себе ежегодный прирост рынка канцтоваров — 15-20%. Конечно, сети уступают местным игрокам по ширине ассортимента и по качеству сервиса, но зато по объему продаж намного превосходят.