Процесс принятия тарифа на технологическое присоединение к электрическим сетям, вызывавший много споров и затянувшийся на долгие два года, близится, похоже, к завершению. Практически все разногласия между городом и энергетиками позади, на этой неделе инвестиционная программа развития электросетевого комплекса города Омска будет завершена и пакет документов поступит в горсовет. Но «КВ» тем не менее, продолжают следить за развитием событий и на прошлой неделе за круглым столом собрали представителей двух омских сетевых предприятий: заместителя директора по экономике и финансам Омскэнерго Павла ЛУКЬЯНОВА, заместителя главного инженера Омскэнерго Андрея НАУМКИНА и главного инженера Омского предприятия филиала ОАО «ФСК ЕЭС» — Магистральные электрические сети Сибири Анатолия ХАРИТИНА.
«КВ»: В какой стадии находится сегодня вопрос с принятием тарифа на технологическое присоединение?
ЛУКЬЯНОВ: Близкой к завершающей. На прошлой неделе мы встречались с вице-мэром города Омска Евгением ФРЕЗОРГЕРОМ. По инвестиционной программе, которую мы обсуждали, противоречий с городом нет. Скоро инвестпрограмма будет представлена горсовету. Ее рассмотрит сначала рабочая группа, и тогда уже документ будет вынесен на утверждение и получит официальный статус. Следующий этап — непосредственно утверждение тарифа на технологическое присоединение постановлением мэра. Если говорить о сроках, мы рассчитываем получить утвержденный тариф к началу июня, но, к сожалению, не все здесь зависит от нас. Что касается заявок на технологическое присоединение, то юридические и физические лица могут их подавать в департамент новых технологических присоединений Омскэнерго. Телефон департамента: 24-21-08.
«КВ»: Напомните основные параметры городской инвестиционной программы. На каком варианте остановился муниципалитет?
ЛУКЬЯНОВ: С 2008-го по 2010 год Омскэнерго построит три ключевые подстанции 110/10 кВ в городе Омске — «Прибрежная», «Метро», «Заречная», а также распределительные сети для этих подстанций. В целом инвестиционная программа оценивается в 3,6 млрд рублей. Не заложены в программу, к сожалению, общесистемные мероприятия и затраты на присоединение к федеральным сетям. Но если учесть, что мы пытаемся сдвинуть эту проблему с 2006 года, мы согласны сегодня на любой вариант. Нужно принять хоть что-то, а потом мы уже будем выходить в горсовет с предложениями по корректировкам инвестпрограммы.
«КВ»: Наиболее часто задают вопрос о том, кто же будет владеть построенными по инвестпрограмме электросетевыми объектами. Уверен, это же спросят и депутаты...
ЛУКЬЯНОВ: Да, у нас с городом остаются еще некоторые противоречия по собственности. Муниципалитет хотел бы видеть новые электросетевые объекты в своей собственности, а мы считаем, что этому требованию нет обоснования ни юридического, ни корпоративного. Думаю, что и эти противоречия мы урегулируем в ближайшее время. Вообще, если говорить о праве собственности, варианты решения проблемы могут быть различными. Они все обсуждаются сегодня и в Правительстве РФ, и в Федеральной службе по тарифам (ФСТ РФ). Не так давно в прямом эфире на одной из радиостанций нам задавали вопрос: если предприятие платит за техприсоединение, а деньги идут на развитие электросетевого комплекса, то почему соинвестор не может получить некую долю акций вашей энергокомпании? Отвечаю всем: такой вариант, как считает ФСТ, тоже возможен. Но для начала правительство должно принять решение о том, чтобы внести изменения в законодательную базу. Без изменения законодательства возникнут сложности в корпоративных процедурах. Согласования с советами директоров, подготовка и размещение допэмиссии и так далее. В общем, все это может растянуться на несколько лет.
«КВ»: Много споров вызывал и размер платы за присоединение. Что включает в себя тариф?
НАУМКИН: Давайте рассмотрим этот вопрос чуть шире, и тогда вы поймете, что мы имеем в виду, когда говорим о тарифе на технологическое присоединение. Вот есть у нас омская энергосистема, которая существует давно, она существует со своими уже сложившимися мощностями и электросетевыми объектами, которых вполне достаточно для обеспечения надежного электроснабжения уже существующих потребителей. Средств Омскэнерго хватает для поддержания электросетевого комплекса в нормальном состоянии. Эти затраты предусмотрены тарифом. Но для того чтобы подключать новых потребителей, нужно развивать электрические сети. Как именно развивать? Это зависит от количества новых потребителей. Если у нас уже сегодня принято заявок от новых потребителей более чем на 700 МВт, а максимальная нагрузка, зафиксированная в омской энергосистеме в прошлом году, 1700 МВт/час, то масштаб задачи вы можете оценить сами. По сути дела, рост нагрузки только в ближайшие годы предполагается почти вполовину. Да еще и центр нагрузок смещается с правого берега на левый, чего существующая схема энергоснабжения просто не предполагает. Значит, нужно не только строить новые распределительные сети и новые подстанции, но еще и обеспечивать общесистемные перетоки по Единой национальной электрической сети, предусмотреть развитие подстанций и линий электропередачи 220 — 500 кВ, которые находятся в ведении Федеральной сетевой компании. Все необходимые для этого технические мероприятия мы оценили, подсчитали затраты и получили в итоге тариф на технологическое присоединение, который обеспечит подключение заявившихся потребителей. Понятно, что дополнительные затраты не нравятся никому, но, для того чтобы развиваться, нужны средства. И другого варианта обеспечения подключения новых потребителей (мощности), кроме платы за техприсоединение, у Омска, как и у других муниципальных образований и территорий, нет.
ЛУКЬЯНОВ: В принципе мы можем деньги за техприсоединение вообще не собирать, новых объектов не строить и только поддерживать в рабочем состоянии уже существующие сети. И что тогда? В таком случае не будет в Омске ни нового жилья, ни новых социальных объектов, а отсутствие развитой инфраструктуры затормозит и развитие бизнеса в регионе. Я понимаю, что есть сегодня некое озлобление на энергетиков, многим кажется, что это мы во всех бедах виноваты, но в том, что страна быстро развивается, а оборудование стареет, нашей вины точно нет. Надежность существующего оборудования снижается по объективным причинам. В электросетевом комплексе Омской области износ сегодня составляет чуть менее 60%, и по этому показателю, кстати, мы еще лучшие среди сетевых предприятий МРСК Сибири.
ХАРИТИН: Ничего принципиально нового в тарифе на технологическое присоединение нет. Если вспомнить всеми часто вспоминаемые советские времена, то Омскэнерго точно так же выдавало техусловия и так же все предприятия за свой счет строили новые подстанции и сети. Разница только в том, что не было тогда такого понятия, как собственность. Все было общее, а значит, ничье. Линия, например, от подстанции Таврическая до Московки была построена ПО «Полет», а потом передана на баланс Западных электрических сетей. Сегодня схема стала даже проще, поскольку предприятия строят не сами, а вносят плату за технологическое присоединение к сетям, и на эти деньги энергетики сами строят новые энергообъекты. Нам бы и самим, поверьте, было бы проще развиваться за счет прибыли, но нет у нас такой возможности.
«КВ»: А как насчет обоснованности затрат на реализацию инвестпрограммы?
ЛУКЬЯНОВ: Энергетика — жестко регулируемая отрасль. Государством регулируется все: и тарифы, и затраты, и прибыль. В отличие от любой коммерческой организации, мы не можем потратить самостоятельно даже прибыль. Она тоже заранее расписана на финансирование мероприятий, список которых тоже согласован регулятором отрасли — Региональной энергетической комиссией Омской области. Естественно, многократно проверены и перепроверены и затраты на реализацию инвестиционной программы. Уже изначально все технические мероприятия согласовывались с Омскгражданпроектом, после чего расчеты оценил регулятор. Причем кроме достоверности включаемых затрат регулятор проверил, чтобы этих же затрат не было в тарифе по передаче электрической энергии. После чего все расчеты еще раз перепроверил департамент городской экономической политики, и только после этого был сформирован тот пакет документов, который попадет к депутатам городского совета для утверждения. Так что депутаты будут иметь полноценные экспертные заключения от множества специалистов, и они могут быть совершенно уверены в обоснованности каждого рубля, заложенного в инвестпрограмму. Не стоит беспокоиться и о застройщиках. На стоимость строительства жилья затраты на технологическое присоединение отразятся незначительно. При сегодняшней себестоимости одного квадратного метра жилья от 15 тысяч рублей до 20 тысяч рублей затраты на присоединение составят менее 10%. То есть удорожание произойдет примерно на полторы тысячи рублей. А средняя рыночная стоимость одного квадратного метра в омской новостройке в первом квартале 2008 года, по данным Омскоблстата, составила 35,5 тысячи рублей. Маржа у застройщиков, как нетрудно заметить, существенная.
«КВ»: В Омске ситуация более жесткая или в таком положении оказались все регионы?
ХАРИТИН: Разница между Омском и другими регионами довольно существенная. В нашей стране всего две таких области — Омская и Калининградская, которые связаны с единой энергосистемой за счет линий соседних государств. Омск получает электроэнергию через Казахстан, это дружественная страна, и вроде бы никаких проблем нет. Но все же Казахстан — это другая страна, которая развивается по своим законам. А тот прирост мощности, который планируется в Омске, означает и прирост объема электроэнергии, которая будет поступать в регион по сетям ЕНЭС, ведь собственная генерация обеспечить такую выработку пока не может. Летом по сетям ЕНЭС в регион поступает до 70% необходимой электроэнергии, а в среднем по году — 42%. Резерва нет даже без учета роста потребления, и сегодня Федеральная сетевая компания вынуждена тратить собственные немалые средства на то, чтобы обеспечить энергобезопасность Омского региона. В прошлом году была введена линия 500 кВ «Заря — Барабинск -Таврическое», что позволило хоть немного зацепиться за единую энергосистему с востока. К 2013 году планируется ввод в строй линии на Ишим и подстанции «Восход» в Кормиловке, и только после этого мы сможем сказать, что регион обеспечен электроэнергией надежно. Если бы не эти проблемы, то и тариф на техприсоединение был бы, наверное, меньше. Но мы сегодня имеем то, что имеем, и альтернативы просто нет. Даже если мы и построим ту же подстанцию «Прибрежная», то все равно она не получит ни электроэнергии, ни мощности, если мы не выполним определенные технические мероприятия, направленные на развитие единой энергосистемы. Сегодня почти все энергоснабжение города идет через ПС 500 кВ «Таврическая», которая перегружена, и пока мы не достроим линию, которая позволит ее разгрузить и перебросить часть негрузки на ПС 500 кВ «Иртышкая», то Левый берег развиваться не сможет.
«КВ»: Какие нужны средства?
ХАРИТИН: Более миллиарда рублей стоит линия от «Таврической» до «Иртышской». И эти средства тоже должны быть заложены в инвестиционную программу, поскольку без этих затрат и новые подстанции на Левом берегу строить не имеет смысла. В энергетике все проблемы нужно решать комплексно, и если чего-то не будет, все остальные затраты будут бесполезны, и никакими, поверьте, распоряжениями и приказами эту ситуацию не изменить. Присоединение — это комплекс услуг. Причем многие из них вообще не видны потребителю. Можно увидеть, условно говоря, провод или подстанцию, а как увидеть, например, противоаварийную автоматику на Саяно-Шушенской ГЭС? Без нее — хотим мы этого или нет — никак не обойтись. В Федеральной сетевой компании понимают сложности, с которыми столкнулась Омская область, и будут заниматься привлечением федеральных средств, чтобы решить этот вопрос в кратчайшие сроки. Ведь, к сожалению, уже сегодня мы иногда вынуждены отказывать в присоединении к сетям крупным предприятиям, которые планируют строиться в Омской области. Понятно, что собственники ждать не будут. Они реализуют свой проект в другом регионе, а Омск лишится рабочих мест, налогооблагаемой базы и так далее. Когда власть говорит, что мы сейчас этих энергетиков немного поправим и тариф на техприсоединение станет меньше — это, в некотором смысле, тоже лукавство. Да, можно не принимать тариф в тридцать тысяч рублей, а утвердить сумму поменьше — восемнадцать тысяч. Но это будет значить, что объекты, которые могли быть построены в 2008 году, будут сданы в эксплуатацию только в 2010 году. И трехлетнюю программу мы выполним за семь лет. Думаю, что никому от этого лучше не станет.