Государство отнюдь не гарантирует софинансирование пенсионных накоплений рубль к рублю,

Дата публикации: 21 мая 2008

Было

По данным Федеральной службы государственной статистики, среднероссийская пенсияв первом квартале текущего года составила 3 823 рубля. Кот наплакал. Государство гарантирует гражданам лишь базовую пенсию, хочешь получать больше — накапливай. Для этого и появилась в 2002 году накопительная часть пенсии, куда в обязательном порядке поступает доля единого социального налога. Эту часть россияне вправе передать в управление управляющей компании или Негосударственному пенсионному фонду. Правда, подавляющее большинство граждан не распорядились своими накоплениями, и их средства автоматически попали под управление государственному Внешэкономбанку (Банку развития). К тому же мужчинам 1953 — 1966 годов рождения и женщинам 1957 — 1966 годов рождения накопительная часть пополнялась лишь в 2002 — 2004 годах, а потом они были исключены из данной системы. А люди более старшего возраста изначально и не включались в систему накопления.

Декларации

Долгосрочная цель государства — переложить часть заботы об их будущих пенсиях на плечи самих трудящихся. Так, впрочем, уже давно происходит во всем остальном мире. Простимулировать смену психологии и призван новый закон. Во всех комментариях его механизм расписан так: гражданин может добровольно перечислять в Пенсионный фонд часть своей зарплаты, не меньше двух тысяч рублей в год, а государство обязуется в течение десяти лет вносить на его накопительный счет аналогичную сумму, но не более 12 тысяч рублей в год. Причем деньги должны быть не работодателя, а самого человека. Работодатель тоже, конечно, вправе вносить средства на накопительный пенсионный счет своего работника, но в таком случае государственное софинансирование не предусмотрено. Но есть некоторые послабления: освобождение от уплаты ЕСН в размере произведенного работодателем софинансирования (не более 12 тысяч рублей в год) и разрешение включать эти средства в расходы на оплату труда. (№55-ФЗ «О внесение изменений в отдельные...»).

Участвовать в программе софинансирования вправе любой человек, еще не вышедший на пенсию. Если же момент выхода на пенсию наступил, а гражданин не обратился «за установлением ни одной из частей трудовой пенсии», то на каждый его добровольно вложенный на свой накопительный счет рубль (опять же таки не менее двух тысяч в год) государство обязуется софинансировать четырехкратную сумму, но не более 48 тысяч рублей в год. Так говорится, повторяю, во всех комментариях к Закону «О дополнительных страховых взносах...».

На самом деле

Проблема о том, что в самом Законе №56-ФЗ несколько иная формулировка: «Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12 тысяч рублей в год» (ч.1.ст.13). Аналогичным образом говорится о достигших соответствующего возраста и не обратившихся за установлением пенсии: «определяется исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов...» (ч.2. ст.13).
Но «исходя из» совсем не значит, что сумма софинансирования должна быть равной, аналогичной, такой же, как сумма добровольного взноса. Закон об этом не говорит. «Исходить из суммы» можно и с коэффициентом три четверти, или две трети, или даже 10%.

Не зря же в той же статье 13 есть часть 3, где сказано: «Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений рассчитывается Пенсионным фондом Российской Федерации с у четом условий предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений». Надо полагать, если поддержка будет полноценная, то и софинансироваться добровольные взносы будут рубль к рублю, а если бюджет вдруг оскудеет, то может появиться понижающий коэффициент софинансирования. Закон уже сегодня это предусматривает.

Цифры

Есть ли смысл участвовать в системе софинансирования? Трудно сказать. Если, скажем, условный Иван Иванович Иванов будет откладывать ежемесячно в течение десяти лет по тысяче, а государство, допустим, добавит ту же самую сумму, то накопления составят 240 тысяч рублей. Размер ежемесячной прибавки к пенсии рассчитывается исходя из так называемого коэффициента дожития — количества лет, которые в среднем должен прожить пенсионер после выхода на пенсию. На данный момент этот коэффициент равен 19 годам. Соответственно, 240 тысяч надо разделить на 19, а потом еще и на 12 месяцев. Так что прибавка составит 1052 рубля в месяц.

Но эти расчеты не учитывают процентов, которые заработает для будущего пенсионера управляющая компания, и основаны на том, что в указанные 10 лет Иван Иванович назаслуженный отдых не выйдет.

Возьмем другой пример: у Петра Петровича Петрова наступил срок выхода на пенсию, но он решил ее не оформлять, а поучаствовать в программе софинансирования. В течение года, например. И тоже стал отчислять ежемесячно по тысяче рублей. За год вместе с государством он накопит 60 тысяч рублей, которые необходимо разделить на 19 и на 12. В итоге прибавка к пенсии составит 263 рубля (если коэффициент дожития уменьшится на год — до 18 лет, то 277,7 руб.). При этом за тот же год Петр Петрович добровольно расстанется с 57 876 рублями (средняя пенсия 3 823 руб. х 12 месяцев + 1 тысяча рублей х 12 месяцев). Если гр-н ПЕТРОВ решит поучаствовать в программе два года, то получит ежемесячную прибавку к пенсии в 526, 3 руб., но откажется от кровных 115 752 рублей. Стоит ли игра свеч?

Нюансы

Заявления на участие в программе софинансирования будут приниматься с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года. «Действующие» пенсионеры в программе софинансирования участвовать не вправе.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/05/20/452991