автобусов и торговых точек больше 5 кв. метров задним числом
Администрация города наконец вынесла на рассмотрение горсовета долгожданный проект изменений в решение о едином налоге на вмененный доход. Понижение «вмененки» ждет владельцев автобусов средней и большой вместимости, газозаправочных станций (АГЗС) и торговых точек (киосков, палаток, лотков), площадь которых превышает 5 кв. метров. Для маршруток выросший с начала года в три раза ЕНВД мэрия решила оставить без изменений. Этого документа налогоплательщики ждали еще в 2007 году. Из-за нерасторопности городских властей они вынужденны были заплатить в первом квартале налог по ставкам, выросшим с начала года в десятки раз. Правда, часть этих денег им обещают вернуть — представленный мэрией проект решения вносит изменения задним числом — с 1 января 2008 года.
Как пояснила на заседании горсовета 14 мая первый заместитель директора департамента городской экономической политики Ольга ЛАРЕНКОВА (главный разработчик документа — вице-мэр Евгений ФРЕЗОРГЕР был в этом время в Москве), подготовленный документ снижает налоговую нагрузку только для тех предпринимателей, которых коснулись изменения налогового законодательства. Так, с 1 января 2008 года на ЕНВД были переведены АГЗС. Если раньше по упрощенной системе налогообложения газозаправочная станция, расположенная, к примеру, на участке в три га, платила около 20 тысяч рублей в месяц, то с переходом на «вмененку» плата составила более 800 тысяч рублей. По подсчетам департамента, для некоторых АГЗС налог вырос в 100 и более раз в зависимости от занимаемой площади (базовая доходность, которая лежит в основе расчета ЕНВД, одного квадратного метра составляет 1,8 тысячи рублей). Чтобы смягчить этот налоговый удар мэрия ввела два понижающих подкоэффициента: по виду товарной группы («газ, реализуемый через стационарные автозаправочные станции») — 0,1 (это снизит налог в 10 раз) и по площади торгового места — от 0,9 до 0,3 (дает снижение налога от 10% до 70%).
Налог снизится и для предпринимателей, торгующих через киоски, палатки, лотки и другие объекты, не имеющие торговых залов. В такой просьбой в начале года в горсовет обращались предприниматели «Торгового города». С 1 января 2008 года «вмененка» выросла в 2-3 раза для владельцев тех торговых точек, площадь которых превышает 5 кв. метров. В проекте решения, предложенном администрацией города, для них вводится понижающий коэффициент: чем больше торговая точка, тем больше скидка. Так, для контейнера площадью от 20 до 30 кв. метров выросший с начала года налог упадет в два раза (понижающий коэффициент равен 0,5), а для точки от 30 кв. метров до 5 тысяч кв. метров — на 60% (коэффициент равен 0,4).
Пожалуй, самым интригующим в разработанном мэрией документе было решение, касающееся снижения налога для автоперевозчиков. Как известно, федеральное законодательства в корне изменило для них сам принцип расчета ЕНВД. Если раньше все предприниматели, осуществляющие пассажирские перевозки, платили одинаковый налог, рассчитанный исходя из базовой доходности в 6 тысяч рублей на одну единицу транспортного средства, то с 1 января 2008 года они платят налог из расчета 1,5 тысячи рублей за одно посадочное место. Эти изменения никак не коснулись таксистов — для них налог остался на прежнем уровне. Зато владельцы маршруток ибольших автобусов теперь должны платить в разы больше. Примечательно, что в своем докладе Ольга ЛАРЕНКОВА упомянула только автобусы с количеством посадочных мест от 20 и более.
— Для них произошло резкое увеличение налоговой нагрузки в 5 — 17 раз, что в конечном итоге может привести к вытеснению с рынка транспортных услуг автобусы большой вместимости, — заявила г-жа ЛАРЕНКОВА. — Введение понижающих коэффициентов в границах от 0,11 до 0,27 позволит обеспечить дальнейшее развитие рынка автотранспортных услуг для перевозки пассажиров.
О вытеснении с рынка транспортных услуг Омска маршрутных такси, для которых налог с начала года вырос в три раза, в докладе первого заместителя директора депэкономики умалчивалось. В итоге предложенный мэрией документ устанавливает парадокс: налог с одного маршрутного такси в три раза превышает плату за автобус большей вместимости и большей, соответственно, доходности. Сегодня, под подсчетам экспертов, в городе работает около 200 единиц частных крупногабаритных автобусов, которые занимаются в основном междугородними перевозками. Установленный мэрией налоговый дисбаланс, впрочем, вполне отвечает проводимой в городе политике по укрупнению пассажирского транспорта. По условиям конкурса все газелисты обязаны были пересесть на автобусы большей вместимости еще 1 января 2008 года, однако до сих пор никто этого не сделал.
Депутаты приняли документ к рассмотрению, однако их не устроило то, что в подготовленных мэрией материалах не было расчетов изменения налоговых поступлений в бюджет города.
— Все коэффициенты, мне кажется, достаточно условные, и говорить о том, что у нас бюджет от этого выиграет, преждевременно, — выступил депутат Владимир ГЕРЧИК. — А мы должны все-таки строить свою работу так, чтобы бюджет выиграл. У вас торговый зал в 5 кв. метров и зал в 20 кв. метров приравниваются к одному коэффициенту. На мой взгляд, это немножко неправильно. В то же время для каких-то предпринимателей, может быть, нужно сделать коэффициенты еще более низкими, чтобы развивался тот или иной сектор экономики.
Ольга ЛАРЕНКОВА пообещала депутатам, что для работы в комитетах им будут предоставлены все аналитические расчеты. Судя по боевому настрою депутатов, которые еще месяц назад пытались оспорить налоговую льготу для автоматов по продаже горячих напитков, чиновникам горадминистрации и, возможно, самим налогоплательщикам еще придется повоевать за предложенные в документе понижающие налоговые ставки.