Борис МЕЛЬНИКОВ, председатель археологической комиссии Омского отделения Русского географического общества"За десятки лет выданы сотни незаконных разрешений на землеотводы, которые могут быть оспоренны в суде"

Дата публикации: 28 мая 2008

— Сколько охраняемых археологических памятников насчитывается на территории региона?

— На сегодняшний день по официальным данным на государственной охране в Омской области находится 1 250 памятников археологии. Они представлены стоянками, поселениями, городищами, крепостями, острогами, грунтовыми могильниками, курганами и культовыми местами. Около 80% памятников истории и культуры расположены вдоль реки Иртыш. Здесь расположены все древнейшие стоянки, известные на территории области, относящиеся к эпохе палеолита (12-10 тысяч лет до нашей эры), уникальные стоянки эпохи мезолита (9-7 тысяч лет до н. э.), поселения и могильники эпохи бронзы, раннего железного века и средневековья, крепости, остроги и поселения периода освоения Прииртышья XVI — XVIII вв.

— Каково их сегодняшнее состояние?

— Сегодня продолжается процесс разрушения памятников археологии. Несмотря на снижение темпов (в 1970-80-е гг. в год разрушалось в среднем от 5 до 10 археологических памятников), в настоящее время в области погибает в среднем 1-5 памятников и около 30% находятся под угрозой уничтожения. Это огромные и невосполнимые потери, тем более что речь идет только о тех объектах, которые попадают в поле зрения органов охраны памятников.

На часть выявленных памятников составлены паспорта, в настоящее время хранящиеся в министерстве культуры Омской области. Тем не менее, несмотря на то, что материалы многих археологических памятников получили всероссийскую известность, учетная документация на эти памятники в Государственном органе охраны памятников истории и культуры Омской области отсутствует. Вот здесь, на мой взгляд, и кроется одна из основных причин уничтожения памятников археологии. Напомню, что официально на государственной охране в Омской области находится 1 250 памятников археологии. Реально специалистами-археологами выявлено уже более 1 650 археологических памятников, причем сведения обо всех выявленных памятниках исправно передаются в министерство культуры Омской области главному специалисту отдела охраны памятников истории и культуры Михаилу САФАРОВУ. Чем же объяснить то, что главный охранник археологического наследия ухитрился «забыть» о 400 памятниках археологии? Напомним, что согласно статье 4 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ памятники археологии являются объектами культурного наследия федерального значения.

— Каковы примеры пренебрежительного отношения к археологическим памятникам в Омске?

— На сегодняшний день на территории города формально находится 12 памятников археологии, лишь на пять из них составлены паспорта. Но сейчас многие из этих памятников уже невозможно найти, их места точно не обозначены. Например, знаменитая омская стоянка в районе профилактория «Восход» на Левобережье сейчас частично находится под асфальтом, частично застроена. Казахские курганы 18-19-го веков на территории современного парка Победы, по всей видимости, уже можно считать потерянными, найти их сейчас крайне сложно. На месте другого казахского могильника сейчас построена котельная, паспорта на него нет, а границы не определены. В инспекции по охране памятников по этому поводу ничего не предпринимают. Микрорайон «Кристалл» тоже поставлен на древнем казахском кладбище, никаких экспертиз, по моим сведениям, там по этому поводу тоже не проводилось.

— Кто проводит подобные экспертизы?

— В черте города их не проводит практически никто, кроме Фонда охраны археологического наследия, который несколько лет назад был учрежден тем же Михаилом САФАРОВЫМ, а сегодня директором фонда является его жена Ирина ГАВРИЛОВА. Фонд успешно существует уже около девяти-десяти лет, в штате его постоянно работают три-четыре сотрудника. Этот фонд круглый год, зимой и летом, выдает отчеты об археологических изысканиях на местах, где планируется строительство жилых домов и торговых комплексов, автодорог и прочих объектов.

Отчеты, рекомендующие госоргану по охране памятников истории и культуры выдать заказчикам разрешительные документы, фонд печатает в огромных количествах. Но подавляющее большинство выданных фондом заключений является незаконными. Дело в том, что фонд проводит работы, прикрываясь лицензией Министерства культуры РФ, которая дает право только на проведение реставрационных работ, в то время как статья 45 Федерального закона № 73-ФЗ совершенно однозначно разъясняет, что «работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия (далее — археологические полевые работы) проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, разрешения (открытого листа) на право проведения работ определенного вида на объекте археологического наследия».

Только открытый лист, и больше никаких документов нет и быть не может! Причем открытый лист выдается не на организацию, а персонально, и только сотруднику государственной научной организации или вуза и только на один календарный год. В официальном ответе из Института археологии РАН, единственной организации, выдающей открытые листы, прямо говорится, что заявок от фонда на открытые листы никогда не поступало.

— И что это означает в ситуации со строительством?

— Каждый застройщик должен провести археологическое исследование, есть процедура, и обойти ее нельзя. Но если фонд работал своими силами, не привлекая специалистов с открытыми листами, это значит, что в области на протяжении почти десятка лет выданы сотни незаконных разрешений на землеотводы, которые легко могут быть оспорены в суде.

— Сколько в Омске специалистов, которые имеют право на получение открытых листов?

— Примерно человек 12-15. Археологической экспертизой землеотводов занимаются около девяти-десяти организаций, например некоторые гуманитарные вузы, музеи и так далее. Но открытые листы тоже бывают разной формы. Начиная от самой простой, когда человек имеет возможность просто выехать на место и не проводить земляных работ, собрать подъемный материал, сфотографировать, и заканчивая правом раскопок практически на неограниченной площади. Другое дело, что у нас на территории города серьезные археологические раскопки не проводились примерно с 1988 года. Вообще, за последние годы если и появляются в черте города какие-либо находки, то не в ходе проведения экспертизы, а случайно — например, средневековое захоронение у железнодорожного вокзала или постамент памятника Александру III.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/05/21/689567