20 мая на заседании Законодательного собрания Омской области был представлен проект закона об изменениях в целевой программе «Модернизация и развитие автомобильных дорог Омской области до 2025 года». Модернизировать и развивать будет непросто: почти треть дорог региона — грунтовые, а из дорог с твердым покрытием 82,6% не соответствует нормативным транспортно-эксплуатационным характеристикам.
О дорогах
Стратегией социально-экономического развития Омской области определено увеличение объемов промышленного производства к 2020 году в 2,7 раза по сравнению с 2005 годом. Для решения этой задачи необходимо обеспечить рост грузооборота по всем видам транспорта в 1,7 раза. Сегодня 27-28% грузоперевозок в Омской области осуществляется автомобильным транспортом. Общая протяженность дорог омского Прииртышья составляет 25 тыс. км, 10,4 тыс. км дорог находятся в собственности Омской области, из них 7202 км дорог (69%) имеют твердое покрытие, но при этом 6000 км дороги, не соответствующие нормативным транспортно-эксплуатационным характеристикам.
Ну и 3200 км дорог — вообще грунтовые, и по этой причине 633 из 1447 населенных пунктов Омской области не имеют связи с райцентрами по дорогам с твердым покрытием, а многие населенные пункты в периоды распутицы оказываются и вовсе отрезанными от «большой земли».
Добавим, что 30,4% мостов на автодорогах области относятся к временным, не отвечающим современным требованиям по грузоподъемности
Густота автодорог с твердым покрытием, км/тыс., кв. км (ориентировочно)
Регион Показатель
Средний по России 31,0
Московская область 280,0
Челябинская область 100,0
Курганская область 91,0
Омская область 55,0
Свердловская область 55,0
Новосибирская область 55,0
Томская область 12,0
Тюменская область 7,0
Ханты-Мансийский АО 3,9
Ямало-Ненецкий АО 1,3
Конечные результаты реализации целевой программы
«Модернизация и развитие автомобильных дорог Омской области до 2025 года»
— реконструкция 779 км и строительство 3075 км дорог;
— увеличение протяженности автодорог с твердым покрытием на 3375 км/или до 90% от общей протяженности автодорог, соединение 150 населенных пунктов области дорогами с твердым покрытием;
— доведение до нормативного уровня транспортно-эксплуатационных характеристик 80% автодорог с твердым покрытием;
— увеличение грузооборота автомобильного транспорта в 2 раза;
— уменьшение количества жертв ДТП на 15-20%.
Весь этот узел социальных и экономических дорожных проблем и предстоит распутать в ходе реализации мероприятий целевой программы. На это планируется затратить из областного бюджета 100,75 млрд рублей, плюс 7 млрд привлеченных средств из других источников. Кроме того, в 2008-2010 гг. предусмотрены субсидии из федерального бюджета по 1,1 млрд рублей ежегодно. И надо отметить, что все эти миллиарды и сотни миллиардов в масштабах планируемых мероприятий оцениваются как «ограниченные финансовые ресурсы».
Какие же задачи ставятся на ближайшую перспективу? Прежде всего — вынесение транзитных автомобильных потоков за черту города. Планируется к 2014 году завершить строительство окружной дороги с вводом в эксплуатацию Северного обхода г. Омска протяженностью около 54 км. Окончательно окружная дорога протяженностью 130 км сформируется в 2017 году после завершения строительства Западного обхода (17,6 км). Она будет способствовать снижению нагрузки на городскую транспортную сеть и улучшению экологической обстановки областного центра. В состав Северного обхода будет входить ряд искусственных сооружений: мост через Иртыш (710 м), мост через Омь (207,15 м), семь путепроводов через железнодорожные пути и пять развязок на разных уровнях.
Следующее направление — строительство опорных автомобильных дорог на севере области, где автомобильные перевозки являются основным видом доставки грузов, а экономическое развитие районов напрямую зависит от обеспеченности и состояния сети автодорог. Здесь приоритетное значение имеет автомобильная дорога Тобольск — Тара — Томск, строительство которой образует транспортный коридор между Тюменской, Омской и Томской областями и формирует участок-дублер федеральной автомобильной дороги М51 «Байкал».
До 2011 года планируется замена аварийных временных мостов на автодорогах в семи северных районах области. Причем, ввиду ограниченности финансовых ресурсов, предусмотрено на этих мостах пролетные элементы делать из антисептированной древесины на железобетонных опорах, что позволит приблизить срок службы этих мостов к железобетонным и сэкономить около 40% затрат.
Ввиду значительного увеличения перевозок грузов автопоездами/много внимания уделяется модернизации дорог федерального значения с целью формирования основного грузопотока в обход Казахстана. Это трассы М51 «Байкал», 1Р402 «Тюмень — Ялуторовск — Ишим — Омск», М 38 «Омск — Черлак», которые построены более 30 лет назад и не рассчитаны на пропуск современных 30 — 50-тонных автопоездов. В связи с этим за последние пять лет за счет средств федерального бюджета было отремонтировано 107 км федеральных автомобильных дорог, и в последующие годы планируется модернизировать еще около 90 км.
Строительство автодорог по новым направлениям будет связано с обеспечением меридиональных транспортных связей и созданием в Омской области трансконтинентального узлового центра. В этой связи предусмотрено в 2011- 2025 годах строительство автомобильных дорог Омск — Астана и Омск — Сургут — Уренгой. Кроме того, программой предусматривается строительство мостовых переходов взамен паромных переправ у пос. Саргатское и в районе Нововаршавка — Черлак, а также и создание в Омской области к 2025 году сети платных дорог общей протяженностью 100 км.
На забыты в программе и вопросы безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды — это отдельные комплексы мероприятий. Предложенные вниманию депутатов ЗС изменения в программе связаны с расширением перечня мероприятий и увеличением расходов на сохранность и восстановление дорожного хозяйства Омской области. И закон об этих коррективах был принят сразу в трех чтениях.
Ожидаемый эффект от реализации программы
экономический — за счет снижения себестоимости автоперевозок 139 млрд руб.;
социально-экономический в связи с транспортной освоенностью территорий, снижением потерь от ДТП и т.д. 86 млрд руб.;
внетранспортный в разных отраслях экономики — за счет активизации предпринимательской деятельности, повышения сохранности и сокращения времени доставки грузов 125 млрд руб.
Вадим СЕМИН