Владимир РАРОВ, начальник Главного управления по земельным ресурсам Омской области: "Встречаются откровенные махинации с землей, когда оформляют в собственность пожарный резервуар и нарезают к нему полгектара"

Дата публикации: 04 июня 2008

— Владимир Павлович, уже освоились в новой должности?

— Сейчас еще идет наработка в плане ознакомления с новым для меня земельным законодательством, потому что раньше я с ним никогда не работал. Отрабатываем перспективы развития тех направлений и задач, которые возложены на ГУЗР, взаимодействие со структурами города и области, федеральными органами. В целом идет постановка новых задач и их отладка внутри коллектива, наработка практики, совместная учеба. Я тоже учусь у своего аппарата решению тех или иных вопросов.

— Когда вам поступило предложение возглавить ГУЗР?

— Примерно за месяц до назначения. Учитывая, что я столько лет проработал в команде, приходится не выбирать, а воспринимать такое назначение как необходимость. Я скажу, что я сюда не рвался, но и не отказывался. Единственное, что сказал во время беседы Евгению ВДОВИНУ, что для меня самое главное — не подвести своими действиями губернатора Леонида ПОЛЕЖАЕВА. Чтобы, не дай Бог, при моей недостаточно активной работе или если я буду допускать ошибки, это потом перекладывалось бы на правительство.

— Недавно по распоряжению губернатора была создана межведомственная комиссия, которая занимается вопросом сокращения сроков при отводе земель и прекращением незаконного строительства. Что предполагается сделать для решения этих проблем?

— В первую очередь сегодня мы требуем соблюдения нормативов прохождения документов. И уже несколько улучшили работу, сегодня нет нарушений по срокам исполнения поручений. Но есть еще достаточно много административных проволочек. Например, порой можно решить вопрос не за 30 дней, как у нас положено по регламенту, а за 10 дней. Тогда почему мы должны исполнять решение целый месяц? Этот вопрос очень жестко стоит на межведомственной комиссии, которая работает у нас по четвергам. Там мы рассматриваем с городскими департаментами, как ускорить прохождение документов и как не заволокитить решение того или иного вопроса.

С другой стороны, иногда люди возмущаются, почему происходит задержка в решении их вопросов. Надо сказать, что задержка порой возникает потому, что на земельном участке, на котором необходимо вести оформление границ, есть претензии или интересы третьих лиц, которые решаются в судебном порядке. А эти судебные споры могут продолжаться и месяц, и год или больше. Поэтому по отдельным обращениям такие задержки возможны в силу объективных причин.

Еще одна зачача комиссии — это ликвидация нарушений при оформлении земельных участков под строительство или в аренду. На этих совещаниях происходит рассмотрение нарушений, выявленных за неделю, и по ним принимается решение. К работе в комиссии привлечены и муниципальные структуры власти, и федеральные, и органы субъекта Федерации. Поэтому можно более оперативно рассматривать все вопросы.

Иногда люди начинают вести работы с нарушениями, говоря, что невозможно оформить участок под строительство, даже не пробуя оформлять. Есть грубейшие нарушения, когда вообще не оформлены документы на участок, а строительство уже ведется. Особенно это наблюдается в индивидуальной застройке. Есть нарушения, когда документы оформлены не до конца, чего-то не хватает, а полным ходом уже идет строительство. Примеров здесь тоже более чем достаточно. Вот ДСК «Стройбетон», казалось бы, прекрасная организация, выполняет великолепные объемы, но в то же время имеются вопросы при оформлении земельных участков. В частности, на Биофабрике, но там в принципе этот вопрос на сегодняшний день уже в стадии решения.

— Кто принимает меры по выявленным нарушениям?

— Во-первых, в городском департаменте имущественных отношений есть отдел, который занимается муниципальным контролем по использованию земли. И это первичное звено, которое составляет все необходимые документы об административном правонарушении. Мы их рассматриваем и решаем: или эти документы идут сразу в суд, или в Государственный архитектурно-строительный надзор (ГАСН), или в территориальный отдел Роснедвижимости. Здесь нужно смотреть по конкретному факту. Кроме того, каждая организация — и Роснедвижимость, и ГАСН — могут самостоятельно решать, выезжать ли на место и принимать меры по нарушениям, что они и делают. Но я скажу, что сегодня, видимо, этих мер недостаточно и работа требует усиления.

— Возможен ли снос самовольных объектов?

— Да, возможен, но, естественно, только через суд.

— Тем не менее сейчас у нас есть вопиющий факт строительства по улице Бударина, которое до сих пор не остановлено.

— Это грубейшее нарушение. Здесь еще играет роль и то, что эта территория — исторический центр города Омска с памятники истории и культуры, охранная зона. Здесь подключились уже все органы для решения этой проблемы. Готовятся документы в суд. Там занимается и ГАСН, и министерство культуры, и департамент имущественных отношений.

— Ощутят ли заявители сокращение срока прохождения их документов в ГУЗР?

— Мы уже сократили сроки, но этого еще явно недостаточно, чтобы удовлетворить заявителей. И мы сегодня дополнительно прорабатываем эти вопросы. В частности, сейчас для улучшения ситуации уже подобрали помещение, где у нас будет новый зал для приема посетителей. Там появится большее количество специалистов, которые будут принимать документы, давать разъяснения, помогать оформлять бумаги и консультировать, каких документов недостает и как быстрее их получить в той или иной организации. Сегодня отдельные документы под существующими объектами мы оформляем и за пять-шесть месяцев, а некоторые вопросы, когда возникают спорные отношения, затягиваются на полтора года и больше.

Но есть и отношения другого характера. Например, стоят два соседних объекта, и нужно сделать оформление границ их земельных участков, так называемое межевание. И один хозяин объекта, и второй могут в равной степени претендовать на эту площадь. И вот здесь возникают споры, которые приходится решать, опять же, только в судебном порядке.

— По каким причинам человеку могут отказать в оформлении земельного участка под существующим зданием?

— Причины могут быть разные. Во-первых, все зависит от того, есть ли кроме этого человека еще претенденты на участок, на котором расположено строение. Вот вам живой пример. Организация «Омскдизель» претендует на территорию для расширения своей промбазы. А рядом — частный сектор, и там отдельные жильцы выступают категорически против. Здесь приходится находить компромисс, если вопрос закончится не судебным разбирательством, это будет уже хорошо. Если же только через суд, это означает задержку во времени. И таких примеров очень много. Но есть и откровенные махинации, когда оформляют в собственность пожарный резервуар площадью 25 кв. метров и нарезают к нему участок в полгектара. Естественно, мы такие материалы сегодня изымаем и направляем в прокуратуру. За последние два месяца, что я работаю, мы три таких материала уже направили, чтобы им была дана правовая оценка.

— Сбор всего портфеля документов для оформления земельного участка под существующим объектом (кадастровый план, межевание и т.д.) у гражданина может занять год-два, а частные посредники берутся то же самое сделать за полгода или даже меньше и выдать уже готовые документы в своем «одном окне». Что это за компании?

— Таких фирм сегодня более 50, но я не собираюсь давать оценку их деятельности, это не в компетенции ГУЗР. Я бы всем рекомендовал обращаться в Омский центр технической инвентаризации и землеустройства. Это государственное предприятие, и я советую проводить все землеустроительные работы через этот центр. Кроме того, они работает по расценкам, утвержденным правительством Омской области, и это самые низкие расценки в Омской области.

— Какие планы по проведению земельных аукционов?

— Сейчас стоит задача там, где нет каких-либо строений, эти сформированные земельные участки, начиная с первого января, реализовывать только через аукцион. Другого пути для ГУЗР нет, продажа участка не с торгов возможна только в крайних случаях из-за каких-то очень серьезных причин. На сегодняшний день у нас в целом подготовлены документы и началась реализация через аукционы порядка 20 участков. Еще около 40 участков находятся в работе в городском департаменте архитектуры, в дальнейшем они будут передаваться нам и мы будем проводить аукционы по их реализации. Считаю, что результаты аукционов превысят уровень прошлого года.

Необходимо повышать эффективность землепользования, и как раз первый путь — это формирование новых участков под неразграниченными землями и реализация их на аукционе. Второй путь — предоставление права аренды также через торги.

— Каковы долги ГУЗР по аренде земли?

— На сегодняшний день, к сожалению, есть большие долги по аренде — 52 млн рублей. Создана специальная комиссия, которая занимается возвратом долгов. За последние две недели возвращено более двух млн рублей. Но стоит задача, чтобы до 1 сентября вернуть 50% долгов, и я думаю, что она выполнима. По другим долгам мы должны отработать до конца года за исключением тех, которые сегодня уже невозможно взыскать. Примерно одна треть или дальше больше людей, с которыми начинаешь говорить о возврате долгов, понимают, соглашаются и начинают платить — некоторые сразу, некоторые просят отсрочки, буквально две-три недели.

— Остается ли у вас сейчас свободное время на какие-то увлечения?

— Свободное время — это воскресенье, потому что всю неделю занят постоянно и допоздна. Мой график работы достаточно напряженный. Но в воскресенье по возможности стараюсь выехать на природу. Я очень люблю читать, однако сейчас пока на это удается найти меньше времени. Особенно люблю поэзию, философию, порой нахожу на интернет-сайтах и просматриваю новых авторов.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/06/22/857398