Автобусы и космос 2008

Дата публикации: 04 июня 2008

Департамент транспорта, вместо того, чтобы заниматься тем, чем он должен заниматься, перевозкой пассажиров, намерен организовать на дорогах Омска аттракцион «где автобус?»

Проблемы общественного транспорта в России системно сродни проблемам российского же ЖКХ, так же похожи и применяемые к их решению приёмы. До сего дня, с одной стороны возьмутся, повозятся и бросят, потом с другой, и так раз за разом, без какого — либо видимого результата. А беспокойное хозяйство по-прежнему живёт своей натуральной жизнью.

Подчас в головы приставленных к такому хозяйству чинов приходят совсем уж экзотические идеи. В середине марта омские СМИ разнесли прозвучавшую на аппаратном совещании у мэра весть о том, что муниципальный общественный транспорт оснастят спутниковыми навигаторами (в количестве 1360 единиц), а на 98 остановках разместят табло с бегущей строкой, сообщающей о времени прибытия маршрутов. Неиссякаемые оптимисты из департамента транспорта омской мэрии порадовали горожан ещё и той новостью, что в скором времени потенциальный пассажир сможет по телефону узнать: когда же автобус появится на остановке. Чиновникам-выдумщикам, следуя принятой ими логике дистанционного контроля, осталось сделать последний шаг – вживлять чипы в омских пассажиров, чтобы департамент транспорта мог управлять не только автобусами но и пассажирами, при этом жёны припозднившихся пассажиров могли бы делать телефонный запрос с целью выяснения местонахождения своего благоверного. Как говорят, это было бы смешно, если б не было так грустно. Департамент транспорта, вместо того, чтобы заниматься тем, чем он должен заниматься, перевозкой пассажиров, намерен организовать на дорогах Омска аттракцион «где автобус?». Что бы значила эта вера в чудеса из космоса? Шаг отчаяния в безуспешных попытках наладить-таки работу общественного транспорта, или очередной отвлекающий манёвр?

О том, что в департаменте транспорта не всё так здорово, как хотелось бы представить говорят и цифры, которые чиновники зачем то озвучили на совещании в мэрии 17 марта.
Оправдывая идею установки спутниковых навигаторов на маршрутный транспорт, омский мэр сказал, цитирую: «Опыт Новосибирска по использованию такой системы контроля убедителен: средний процент экономии топлива после ее введения составил 30 %!». Совершенно нереальные 30% экономии. Любой не то, что автомеханик, а просто автолюбитель знает, что так не бывает: или с машиной что то сильно «не то», или... Неужели воруют?! Откуда вдруг 30% экономии? Пока что такие подозрения обнаружились в Новосибирске ( успокаивает!). Однако похоже и омские чиновники ориентируются на эту цифру (настораживает!), иначе зачем было ею козырять. Но так это же десятки миллионов рублей в год! Ничего себе! Нет, что то здесь не так. В такие масштабы возможного воровства топлива тяжело поверить. Наверное бывают случаи, но чтобы так... В конце концов мы говорим об автобусах, а не о бензовозах. Ну а если через год после внедрения навигации не получится в Омске 30%-процентной экономии топлива? Как будет мэр и его команда оправдываться перед горожанами? С какого такого перепугу омичи и омский бюджет, покупая автобусный билетик, должны оплачивать ещё и содержание на орбите космической группировки (а если к тому же американской)?

Ещё одна занятная цифра с того совещания: «В 2007 году с вопросами и предложениями о движении общественного транспорта в информационно-споравочную службу обратились около 57 тысяч омичей». От таких масштабов общения с народом дух захватывает. Если принять во внимание только рабочие дни, а их в году около 270, то получается более 200 обращений в день (в среднем). Это же какой штат и какой бюджет надо иметь, чтобы такое количество обращений принимать, систематизировать, анализировать, принимать по ним решения и претворять их в жизнь. Слабо верится в такие возможности департамента транспорта. Всё это напоминает старосоветское: дела идут – контора пишет.

Не совсем понятно мне и «остроумие» руководителя департамента транспорта в этом вопросе. Он то зачем расхваливает систему спутникового слежения за маршрутными автобусами? Зачем сам подпиливает ножки стула, на котором сидит? Ведь имея такую систему, мэр, или любой другой начальник повыше, или какой-нибудь назойливый депутат смогут судить о работе транспорта не по без сомнения объективным сводкам департамента, а что называется в режиме online. А там под горячую руку можно и на оргвыводы нарваться! Получится как в известной присказке – нэ було у бабы заботы, да купыла вина порося.

Применение в маршрутном муниципальном транспорте спутниковой навигации не может не вызывать недоумения. Как можно представить себе необходимость спутниковой навигации троллейбуса? Он куда без своих проводов денется? Зачем троллейбусу/автобусу, двигающемуся по установленному маршруту, спутниковый маячок? А трамвай, он то как может потеряться, даже теоретически?
Я уже неоднократно писал на страницах «КВ» не о моих идеях того, как должен функционировать общественный транспорт в городе, а о том, как он работает в тех городах, где им занимаются профессионально. Как там решаются проблемы. Не вижу смысла повторяться, скажу только, что в цивилизованном мире без перемен, всё по- прежнему работает. В отличии от такого к примеру города как Омск. В Омске то почему всё пущено на самотёк? Упование омской мэрии на спутниковые маячки наводит на мысль о том, что сейчас омские автобусы практически неуправляемы и находятся неизвестно где, а главное – департамент транспорта не может с этим ничего поделать. Город по прежнему забит газелями, мэрия проводит какие то конкурсы, на которые оказывается никто не оглядывается, более того, кто пытается действовать по правилам, себе только жизнь усложняет. А власть, ВЫБОРНАЯ власть, и мэр, и депутаты горсовета с этим почему то мирятся? И ведь ни Президенту, ни Губернатору не пожалуешься! Будет резонный ответ: мы им не указ, мы их не НАЗНАЧАЛИ, это омичи ваши проблемы! И будут в недалёком будущем омичи, вместо того, чтобы ехать в нужном им направлении, стоять на остановках и развлекаться любованием бегущей строки, потому что организовать движение транспорта по графику (как это устроено в подавляющей части городов цивилизованного мира), омский департамент транспорта не в силах.

А что в силах? Изобразить деятельность ничего не делая по существу и выклянчивать финансирование под любыми предлогами? Бегущей строкой заменить едущий автобус.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/06/22/avtobusi_i_kosmos_2008