Тоннель метро затопило из-за небрежности "Мостовика"

Дата публикации: 18 июня 2008

На прошлой неделе стали известны наконец официальные итоги расследования причин майской аварии в омском метрополитене. Как сообщила пресс-служба Межрегионального территориального управления Ростехнадзора по Сибирскому федеральному округу, затопление забоя левого перегонного тоннеля между строящимися станциями «Кристалл» и «Заречная» произошло из-за комплекса причин. В том числе из-за неверного технического решения и неудовлетворительного контроля персонала НПО «Мостовик» за технологическим процессом. По результатам расследования привлечены к административной ответственности два руководителя СМУ-4 и само НПО «Мостовик». Общий ущерб от аварии, по оценке комиссии, составил 6,3 млн рублей.

Авария произошла, напомним, утром 28 мая в створе проспекта Комарова. В результате разгерметизации стыкового соединения чугунной трубы магистрального водовода, которая располагалась на глубине около 3 метров, произошла сильная протечка воды в месте пересечения водовода с тоннелем метро, что вызвало размыв грунта, а затем и обрушение свода тоннеля. В результате вышло из строя проходческое оборудование НПО «Мостовик», а на месте аварии образовался провал диаметром около 24 метров и глубиной в 7-8 метров. Предварительная версия аварии была одна — просадка грунта под чугунной трубой. Этот вывод подтвердила и специальная комиссия, которая была создана для расследования ее причин.

По информации пресс-служба МТУ Ростехнадзора по СФО, просадке грунта в месте аварии способствовало несколько факторов. В том числе скопление грунтовой воды, взаимосвязь водоносных горизонтов грунта в результате проведения инженерно-геологических изысканий по трассе метрополитена, вибрации от забивки свай в фундамент строящегося по соседству дома, а также отсутствие ливневой канализации, из-за чего происходила постоянная подпитка кровли тоннеля поверхностными водами. Кроме того, комиссия установила и «несоответствие уложенной и находящейся фактически в месте аварии чугунной трубы и указанной на съемке стальной трубы, что повлияло на принятие решения по сооружению тоннеля без усиления или перекладки данной трубы». Специалисты отметили также неудовлетворительный контроль персонала НПО «Мостовик» за технологическими процессами и несогласованные действия этого персонала в процессе ликвидации самой аварии.

По данным Омскводоканала, магистральный водовод из чугунных труб диаметром 700 мм был построен в 1987 году специализированным строительно-монтажным управлением №8 ПСО КПД. За весь период эксплуатации аварий и повреждений на этом объекте не происходило. Замена чугунной трубы на стальную (которая и присутствует на съемке) предполагалась согласно одному из пунктов технических условий от 30 ноября 2005 года. Генподрядчик метро должен был на участке от улицы Дмитриева до улицы Конева вынести весь водовод на газон по четной стороне проспекта Комарова, а в месте пересечения с трассой метро чугунную трубу заменить на стальную. Причем с обязательным заключением последней в защитный кожух. Надо полагать, этот пункт технических условий выполнен не был. По какой причине — пока не ясно. Во всяком случае в самом НПО «Мостовик» о причинах неполного выноса коммуникаций с трассы метро ничего внятного сказать не смогли. В пресс-службе компании только пояснили, что не намерены оспаривать в судебном порядке постановление Ростехнадзора о привлечении ООО «НПО „Мостовик“ к административной ответственности.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/06/24/tonnel_metro_zatopilo_iz-za_nebrezhnosti_mostovika