Торг уместен!

Дата публикации: 25 июня 2008

Надо всем этим бесчисленными карандашами — минареты. И в отдалении, у горы Мукатан — цитадель с мечетью Мухаммеда Али, похожей на присевшую когорту, укрытую круглыми щитами.
Это Каир. Вид сверху. Точка обзора — минарет мечети у ворот Баб-аз-Зувейла. За ними старый город — сеть тонких кривых переулков, из которых поднимается запах. Исламский Каир пахнет горелым маслом, пылью и смогом. И деньгами. Ведь все эти переулки как ручьи вливаются в главный рынок страны — Хан-эль-Халили.

Философия торга
Это у нас рынок — площадь с лотками. У арабов рынок — просто часть города. В первых этажах — лавки, в остальных — жилье. И это все объясняет. Для нас рынок всего лишь место сделок по купле-продаже. Для них — жизнь. Мы только задались целью построить рыночную экономику, как в свое время коммунизм. А у них торговля — в крови. Да нет, сама кровь. Только не нужно это переводить пошло, мол, в жилах арабов вместо крови текут фунты да пиастры... Все не так. Кровь бывает разных групп, и араб арабу рознь. Для них торговля скорее повод. Повод для каких-то действий, повод для общения, для знакомства, для чаепития, наконец...
При этом, разумеется, никто не отменял стремления сторон к выгоде, ведь любые действия должны приносить прибыль (не только материальную). Так что выпитый вами в какой-нибудь лавочке чай, может статься, окажется единственной скидкой при последовавшей затем покупке — если не умеете торговаться. Так вы умейте! Или просто не знали, что можно. Но, как говорил один мудрый дедушка: «Не можно, деточка, — нужно!».
Умейте, знайте, торгуйтесь. И не ради денег. Хотя ведь вряд ли ваш папа — Рокфеллер. Нет же? Вот и нам не повезло. А раз так, то ощутимое сокращение бюджета путешествия не может не стать серьезным стимулом. Но это в самом деле не главное. Поняв, прочувствовав и приняв правила иной — прежде чужой и незнакомой вам реальности, вы почувствуете и поймете страну, в которую приехали. А иначе зачем было тащиться в такую даль?! Пожить жизнью аборигенов — это шанс. Ровно такой же, как сыграть роль в хорошем, настоящем кино. Даже лучше. Шанс примерить на себя чужую шкуру и после, по возвращении, ободрав ее о суровые реалии родины, обнаружить: а я-то другой. Чуть-чуть, на два миллиграмма, пять миллиметров, три изгиба извилин, одну прядь седины и пучок свежих морщин — а другой. Путешествия потихоньку, по капле, позволяют открыть себя — себе. Потому и шляемся по свету.
Но хватит философии, перейдем к практике.

Объекты торга
А где можно торговаться? Да везде! Арабская Республика Египет будет рада продать вам несколько дешевле изначально объявленной цены все, кроме въездных виз. Марки в паспорт — это, извините, по твердой таксе. На все прочее возможны скидки — от пары фунтов до 90 процентов.
Объект первый — таксисты. Сложные ребята. Судите сами: если такси по маршруту аэропорт — центр Каира обходится в 40 фунтов (примерно 200 рублей), то дорога от центра до цитадели, что в несколько раз короче, не может стоить столько же. Но просят. Да что там, требуют! Выход: отойдите немного от цитадели, попетляйте чуток по узким улочкам исламского Каира — напитаетесь экзотикой, а заодно сумеете спокойно выцепить в плотном потоке черно-желтую машинку такси подряхлее и сговоритесь с водителем-рохлей на 10 фунтов за тот же маршрут. Вывод: никогда не садитесь в такси, припаркованные возле туристических объектов или гостиниц, — их услуги в 2-4-5 раз дороже. Зачастую вся эта «приотельная мафия» управляется со стойки ресепшн.
Самые дешевые такси — в Асуане: городок небольшой, особо не покатаешься, так что 5 фунтов — обычная такса.
Самые дорогие — в Луксоре: здесь избалованы богатыми туристами, которые не жалеют денег, чтобы с комфортом осмотреть драгоценные реликвии древней столицы фараонов.
Объект второй — отели. И здесь тоже можно! Вернее — нужно. Много, правда, не выгадать, но будешь настойчив — процентов 20 скостят. Наша самая большая удача — при заявленных в прайсе 75 долларах в сутки поселились за 45. Это было в Сиве.
Неохотнее всего торгуются в отелях Каира. В знаменитом «Космополитене» мою попытку сбить цену на треть восприняли как личное оскорбление. Тем не менее 15% уступили: иначе мы бы просто ушли.
Удобнее и дешевле бронировать отели заранее через Интернет, особенно если не планируете интенсивных перемещений. Тогда могут вмешаться законы дороги, будете постоянно бояться куда-то опоздать, а лишние нервы не окупаются никакой экономией.
Объект третий — экскурсии. Все банально: можно купить у «принимающей стороны» (но это не наш случай), а можно — на улице. Не будем взвешивать все за и против, длить нескончаемую дискуссию... Всего один пример. За то, чтобы увидеть скальные храмы Абу-Симбела, что на самом юге Египта, на берегу озера Насер, в 280 км от Асуана, мы заплатили по 50 фунтов с носа. А ехавшая с нами в одном автобусе русская пара — по 70... долларов. Они покупали «правильно» — у гида на круизном корабле. Мы — «дико», у дяди паренька, с которым подружились еще в Луксоре. (Вывод: все встречи во время путешествия имеют значение.) Разницу в рублях подсчитайте сами. А впечатления, условия доставки, питание и даже гид, который, слава богу, не мешал, — все идентично.
С вопросом «где?», я думаю, все ясно. Добавлю только, что помимо таможенников, мы не пытались втянуть в торг лишь кассиров на ж/д и автовокзалах.
Но гораздо интереснее — как? Как сбить цену вдвое, втрое, в 10 раз? Об этом — дальше...

Букра иншалла
Избежим описания мелких побед: не к лицу. Хвастаться нужно по-крупному. Расскажу о стратегии, воплощенной в операции под кодом «Подарки». Плацдарм — Асуан. Местный рынок — клондайк, он не так велик, как столичный Хан-эль-Халили, зато торгуются здесь охотнее и веселее, а в итоге можно стать обладателем даже... почти настоящего нубийского копья. Эль-Халили беднее на подобную экзотику.
Еще одна разница: асуанский рынок, по сути, одна широкая длинная улица, что тянется параллельно набережной. Ответвления незначительны. А центральный торговый «проспект» только дразнит своим простором, потому что на каждом шагу — «шлагбаумы». Зазывалы, расставив руки, в буквальном смысле слова перегораживают вам дорогу и направляют, уговаривают, умоляют посетить именно эту — единственную и самую лучшую лавочку с неповторимым, изысканным эксклюзивным товаром.
Не пройти. И ладно бы — раз, два. Нет! Подряд и постоянно, нескончаемо. Восточный базар для неокрепшей славянской души — это шок. Вы здесь — ценнее товара, потому что можете избавить от него продавца, оставив взамен звонкую монету. И каждый вылезет вон из кожи, но заставит-упросит-принудит вас снизойти до его шалей-бижутерии-статуэток. Вы — жертва, но предмет охоты — и в том спасение — не ваша жизнь, а всего лишь кошелек. Впадете в панику — и расстанетесь с его содержимым в момент. Вы можете врать: мол, нет денег. Можете вежливо лепетать: извините, но мне это не нужно. Можете откровенно грубить. Не пройдет. Все логичные доводы здесь отключают одним-единственным: «Посмотри, это даром». А там, не успеешь зевнуть, «посмотри» превратилось в «купи», еще миг — и купил... то, что даром-то и не надо.
Так что же, спасения нет?.. Есть! Запоминаем два слова: иншалла и букра. Каюсь, придумали не мы, но проверено — действует. Букра — по-арабски завтра. Иншалла — если на то будет воля Аллаха. И теперь, когда уткнетесь в очередной «шлагбаум» (не только в Асуане), остановитесь с достоинством и тактом, затем для пущей солидности окиньте взглядом предлагаемый ассортимент и не спеша произнесите: «Букра иншалла». В ответ понимающе закивают: «Букра? О кей, туморроу...» Но если ни туморроу, ни афте туморроу вы не вернетесь, никто не сочтет вас лжецом: ведь ясно, что на то просто не было воли Аллаха.
И еще — упаси вас все тот же Аллах хоть на миг показать, что вон тот вон асбестовый фараон (шерстяной шарфик, кожаные сандалии...) вам интересны, нужны, желанны.
И не пытайтесь объяснить, какой именно колокольчик вы хотели бы приобрести в подарок близкому другу! Перед вам вывернут все закрома, все чердаки и подвалы, снесут все колокольчики со всего рынка. А после этого — попробуй не выбрать! Не завидую.

Технология торга
Вот поэтому операцию «Подарки» мы накануне за ужином разрабатывали, как стратегию битвы. Определили тактику торга, оговорили максимальные цены, за которые согласимся купить то, что нам нужно. Накануне разведали дислокацию — прошлись по рядам, приметили достойные лавки, но никуда не зашли, повторяя — вы помните — иншалла букра. И вот — для некоторых торговцев — это желанное «букра» настало.
Первые в списке наших желаний — шелковые шарфики, нам нужно сразу 10 (к счастью, друзей дома немало). У продавцов шалые глаза — вот это клиент! Они раскрывают товар: «Посмотри, какой хороший! И вот этот, а у этого какой колор!». Отлично, и почем эта прелесть? 55 фунтов за штуку? Свободен! Цена сразу падает: ладно, 30! Уходим. 25, 20, 15 — несется вслед.
Очередной паренек зазывает к себе. Ну-ну, шарфики хороши, сколько просишь за 10? Начинает с 250. Потом неохотно и туго сбавляет по пятерке. Нет, мы так не привыкли, наша цена — 50 за все. У парня круглые глаза, он обижается. 150 — предел, ниже которого он пасть не может. Вернее, может, но сам в это не верит. Мы много раз уходим, нас много раз возвращают, но консенсуса нет. 145 — его последнее слово.
В очередной «бутик» нас буквально всасывают, как пылесосом, три араба. Один из них, прочитав надпись на моей куртке, восторженно орет: «О, Puma!». Я его огорошиваю: не пума, а Рита, по-русски это читается РИТА. Араб в недоумении. Другой тем временем уже обрабатывает Наталью — увешал ее шарфами. «Ах, как хорошо, что вам нужно „сразу 10!“ — тараторит он наполовину по-русски. — »Сколько стоит?" «Сущие пустяки — 480». — С ума сошел — рядом 145, да мы посчитали, что дорого. — «О кей, ваш прайс? Пятьдесят? За всё?! Невозможно!». Тем не менее буквально за пять минут, распаленные азартом торга, скатываемся до... 76 (напоминаю — речь идет о 10 шарфах, начальная цена одного — от 15 до 55 фунтов).
Но тут, на грех, вмешивается доселе мирно сидящий на скамеечке солидный араб. Добродушно отвешивает горе-продавцу подзатыльник и пишет свою цену — 100, это предел, по этой цене он продает шарфы египтянкам. Я не теряюсь: «Правильно, египтянкам — за 100, а русским — за 50». Смеются. Но не уступают. Для вас, мол, и так скидка хороша — с 480 до 100. Прессуем их долго, даже уходим, но старший неумолим, спокоен, и при этом крайне приветлив. Похоже, действительно предельная цена. Берем. Чао! Все счастливы. Наши люди — с такими и бодаться весело, и покупать приятно.
Когда выходим, догоняет паренек из предыдущей лавки: «За сколько купили? За 100? Все?!» Он ужасается. Думает. «Хорошо, — говорит, — пусть будет не ваши 100 и не мои 150, берите за 130». Смешной! Товар куплен, больше не надо, бай.
Совершив еще несколько подобных подвигов, становимся обладателями прочих подобных очень нужных вещей: дома никто не будет обижен. Под занавес устанавливаем рекорд, сбив цену на папирусы с запредельных 180 фунтов до... десяти за штуку. И... не покупаем, потому что знаем — в Каире на площади Тахрир за 10 фунтов отдают сразу три. Беда, ой какая беда, когда знаешь реальную цену вещам!
И все, после резко наступает усталость. Рынок — что бой или праздник — независимо от исхода в конце концов утомляет. Сильно. Как и в целом Восток — шумный, нищий, богатый, немытый, пыльный, сверкающий, древний. Здесь вы получите все. Единственное, чего он никогда не подарит, — шанс расслабиться. Держите ушко востро, потому что только один египтянин из десяти — не плут, и эта страна пощекочет вам нервы. Но ведь за тем вы сюда и приехали. Разве нет?

(Продолжение следует).

Михаил ПИМОНОВ 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/06/25/torg_umesten