После государственной аккредитации 29 мая текущего года НОУ ВПО «Омский гуманитарный институт» получил статус академии, а 24 июня НОУ СПО «Гуманитарный техникум» был аккредитован как колледж. О том, какие в связи с этим изменения произойдут в негосударственных учебных заведениях, корреспонденту «КВ» Сергею ЧЕРНАКОВУ рассказал ректор вуза Александр ЕРЕМЕЕВ.
— Александр Эммануилович, что даст вашему вузу новый аккредитационный статус академии?
— Как известно, Россия подписала Болонское соглашение, дающее нашей стране возможность полноправного вхождения на европейский рынок образовательных услуг. Собственно говоря, из-за этого у нас и проводится реформа образования, по которой со следующего года в российских вузах вводится двухуровневая система обучения: бакалавриат и магистратура. С переходом на двухуровневую систему обучения многие вузы не смогут получить лицензии на право подготовки магистров, потому что лицензионные требования к открытию магистратур достаточно высоки. В 2008-2009 учебном году Омская гуманитарная академия планирует открыть две магистратуры по направлениям подготовки журналистика и психология, а также семь новых специальностей аспирантуры. Вуз также является учредителем НОУ СПО «Гуманитарный техникум», который после госаккредитации получил статус колледжа. Сейчас в Москве обсуждается вопрос о том, что на базе колледжей также можно будет готовить бакалавров. Так что этот статус нам на руку.
— За какие заслуги институт стал академией?
— Институт был создан в 1997 году по решению Омского отделения Академии гуманитарных наук. Создателем института стала инициативная группа достаточно крупных ученых, которые входили в Омское отделение: академик Николай ТОМИЛОВ, профессор Владилен БЕРНАДСКИЙ, профессор Дмитрий РАДИЧКА, профессор Татьяна ЛЕОНОВА и многие другие. Вообще тот или иной статус вуза зависит от количества реализуемых образовательных программ. В институте это, как правило, две-три специальности. Для академии необходимо проводить обучение по большему спектру специальностей, направлений, аспирантур. Академия предполагает более мощную инфраструктуру, качественный профессорско-преподавательский состав, развитие научных школ. По этим и другим показателям Аккредитационная коллегия и решает, какой статус давать вузу.
На сегодняшний день в нашем вузе функционирует 13 кафедр, 84% наших сотрудников имеют ученые степени и звания степени.
— У академии есть филиалы или представительства?
* Наш вуз активно развивает дистанционные технологии, которые дают возможность обучать студентов из области. У нас открыто четыре представительства в Омской области — Знаменском, Тевризском, Называевском и Тарском районах. Это позволяет обойти острые углы, связанные с демографической проблемой, когда в начале 1990-х годов возник резкий спад рождаемости. Из-за этого в последние три года в государственных и негосударственных вузах заметно снижается набор студентов по ряду специальностей. На сегодняшний день в Омской государственной академии по 22 специальностям и направлениям подготовки обучаются 1335 студентов.
— Для вуза платные услуги за обучение — это единственный источник доходов?
— Пока да. На самом деле негосударственным вузам живется не так сладко, как кажется, ведь все средства, заработанные институтом, идут на организацию учебного процесса, на создание качественных условий для обучения. Недавно вуз, используя свои и кредитные источники, приобрел новый учебный корпус по улице 2-я Производственная. В следующем году там будет открыто общежитие и один учебный корпус. В свое время мы хотели заложить дом для преподавателей, но материальная составляющая на сегодняшний день такова, что пока это невозможно. Еще несколько лет назад у негосударственных вузов был ряд льгот — вузы не платили НДС, налог на землю и на имущество. Два года назад для коммерческих вузов эти льготы отменили. Кроме НДС, мы сейчас платим все налоги.
— Вы сами устанавливаете стоимость за обучение?
* На стоимость обучения по каждой специальности влияют несколько факторов: во-первых, конъюнктура рынка, во-вторых, рекомендации Министерства науки и образования РФ, в-третьих, экономическая стратегия вуза. Администрация института отслеживает информацию о ценах государственных и негосударственных конкурентов. У них стоимость обучения, как правило, на порядок выше. Если сравнивать Омскую область с другими регионами по стоимости высшего образования, то цены омских вузов находятся в среднем диапазоне. Не хочу бросать камень в негосударственные вузы, но некоторые из них во главу угла ставят добычу денег, а не предоставление качественного образования. Оплата во многих филиалах, а их в Омске около 20 учреждений, по некоторым популярным специальностям очень низкая. За эти деньги качественно обучить студента невозможно. В этих филиалах делается вид, что учат, студенты туда идут не ради того, чтобы получить образование, а ради диплома. Что такое филиальный процесс? В штате филиалов должны работать не только профессора и доценты из Омска, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, которым нужно приезжать к нам. Только одна поездка профессора из Москвы в Омск и обратно составляет 15 тысяч рублей. А ведь ему в городе нужно где-то жить и что-то есть. Это дополнительные затраты филиала. Это заставляет задуматься, как учат в подобных филиалах.
— Какова зарплата у преподавателей вуза?
* До последнего времени зарплаты в вузе были на треть выше, чем в государственных вузах. Профессор института в зависимости от научного и методического потенциала получает от 25 тысяч до 37 тысяч рублей. Доценты получают от 9 до 15 тысяч рублей. В качестве материальных стимулов используются ежегодные премии за научную деятельность. Администрация вуза оплачивает научные командировки преподавателей, их статьи и монографии в центральных периодических изданиях, защиту кандидатских и докторских диссертаций. Например, для защиты кандидатской диссертации нужно опубликовать три работы, каждая из них стоит 2-3 тысячи рублей.
— Ваши кадры никогда не пытались переманить конкуренты?
* Подвижность профессорско-преподавательского состава вузов — объективная проблема. В мобильности преподавателей есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, вузы в большей степени должны заботиться о достойном уровне заработной платы, условий труда. Однако сформировалась группа преподавателей-однодневок, которые работают не ради образования, а ради материальной выгоды. Тогда из ученого человек превращается в простого работника. Переход сотрудника на другое место работы порой несет очень большие потери — лишение того или иного вуза научной школы, которую он создавал. Если преподаватель перейдет в другой вуз ради денег, то он лишится научного вектора. К примеру, во многих филиалах столичных вузов нет аспирантуры, а значит, отсутствует возможность вести полноценную научную деятельность. К тому же наша академия имеет право ходатайствовать перед Высшей аттестационной комиссией о присвоении ученых званий доцента и профессора — такое право есть у небольшого числа негосударственных вузов.
— Насколько легко поступить в вуз?
— Говорить о том, что мы берем всех подряд, нельзя. На некоторые специальности у нас достаточный конкурс, и наличие денег здесь не является гарантом поступления. Самая популярная сейчас специальность — «Государственное и муниципальное управление». Кстати, в процессе обучения за неуспеваемость мы отчисляем до 15 % от набора. Не можешь учиться — ищи другое место в жизни.
— У вас есть выпускники, которыми вы гордитесь?
— По каждой специальности у нас есть талантливые выпускники. К примеру, выпускница специальности «Журналистика» Наталья ШТОНДА сегодня работает продюсером на канале «НТВ» в Москве. Вообще за 5 лет вуз выпустил более 800 специалистов по очной и заочной формам обучения. Большая их часть работает по специальности. При этом не только в Омской области, но и в Тюменской, Курганской, Новосибирской, Томской областях. Живут и работают наши выпускники в Германии, Казахстане, Узбекистане, на Украине. Выпускники специальности «Государственное и муниципальное управление» хорошо котируются в государственных структурах и успешно адаптируются в условиях реформирования системы местного самоуправления. Многие студенты, которые учатся на заочном и вечернем отделениях, имеют свои фирмы либо работают заместителями директоров предприятий.
— Что вы думаете о новой реформе образования, в частности, об идее объединения учебных заведений на базе корпоративного вуза?
— Корпоративный вуз объединит весьма разнонаправленные учебные заведения — гуманитарные и технические. А ведь наука гуманитарная и техническая — это два разных научных направления, поэтому процесс объединения вузов должен быть осторожным и хорошо подготовленным. Что касается реформы образования в целом, то тут есть много положительных и отрицательных моментов. С одной стороны, российские студенты смогут поехать за границу и продолжить свое обучение. Таким же образом многие студенты могут приехать из-за рубежа и учиться у нас. С другой стороны, новая реформа образования предполагает выделение большого времени на самостоятельное обучение, поэтому преподаватели все меньше и меньше будут общаться со студентами. Это минус. То, что мы теряем традиционный специалитет, считаю неправильным. Мне кажется, что можно было бы оставить три вида обучения — бакалавриат, специалитет и магистратуру, учитывая традиции российской высшей школы.
— Александр Эммануилович, что вы делаете в свободное время?
— У меня его просто нет. Помимо преподавания в вузе я читаю такие учебные курсы, как «Теория литературы», «История русской литературы», занимаюсь научной деятельностью, правда, намного меньше, чем раньше. Тем не менее я регулярно выступаю с докладами на международных симпозиумах, оппонирую кандидатские и докторские диссертации. В свое время сделал интересное открытие в русской филологической науке, заявив о существовании феномена русской философской прозы и написав об этом две книги. Сейчас я работаю над созданием новой книги. На сегодняшний день я удовлетворен тем, что делаю.