— Какие задачи ставил перед собой конгресс?
— Конгресс национального бизнеса в этом году был всецело посвящен реализации стратегии развития России до 2020 года, основанной на четырех «и»: институты, инфраструктура, инновации, инвестиции. Проводимый в четвертый раз форум, на котором демонстрируется единство бизнеса и власти, год от года становится все более представительным по составу участников, и все более эффективным в качестве дискуссионных площадок. Программа конгресса всегда очень насыщенна: заседания круглых столов с привлечением представителей законодательной и исполнительной власти, ведущих экспертов страны; обсуждение актуальных вопросов на отраслевых рабочих группах, мастер-классы. Особо хочу отметить то обстоятельство, что в этом году в работе Национального конгресса от Омской области приняла участие не только делегация нашей организации, но и многие предприниматели, не участвующие пока в деятельности никаких общественных организаций. Надеюсь, что после форума они пополнят ряды именно нашей организации.
— Призыв «Пора предпринимать!», вынесенный в название конгресса, отражает общую стратегическую направленность нашей экономики. Что конкретно предлагается «Деловой Россией» для того, чтобы он не остался только призывом?
— В стратегии развития Российской Федерации до 2020 года ставится цель — средний класс россиян должен составит не менее 60% от населения страны. Этой цели можно достичь только через увеличение доли малого и среднего бизнеса в структуре экономики страны, придание ему массового характера. Для этого необходимо создать такие условия, в которых каждый будет уверен, что он сможет реализовать свою бизнес-идею. «Деловая Россия» считает, что сделать это возможно, и предлагает двигаться по таким направлениям, как создание государственных финансовых институтов развития, облегчающих доступ бизнеса к инвестиционным ресурсам и прежде всего к стартовому капиталу; принятие эффективных законодательных и организационных мер борьбы с административным давлением и коррупцией; введение защитных мер таможенно-тарифного регулирования и государственного содействия российскому бизнесу на внутреннем и внешнем рынке; предоставление налоговых преференций с целью стимулирования прихода в бизнес новых предпринимателей и т.д. Каждое из перечисленных направлений имеет четкую программу реализации, все они были озвучены в рамках работы конгресса и прошли серьезное обсуждение в экспертных группах.
— В программе работы конгресса большое внимание уделено обсуждению нравственного аспекта ведения отечественного бизнеса. Проводились круглые столы «Бизнес: репутация и нравственность», «Нравственное ли дело бизнес?». С чем это связано?
— Эта тема в комплексе рассматривается бизнес-сообществами в последнее время очень активно. Отечественному предпринимательству пора уходить от образов, навязанных в 90-е годы. Период дикого, нецивилизованного накопления капиталов любой ценой, к счастью, миновал. Сейчас на первый план стали выходить такие понятия, как деловая репутация, деловая этика. Это говорит в первую очередь о том, что бизнес перешел на новую, более высокую ступень в своем развитии. Приходит понимание своей ответственности перед деловыми партнерами и обществом. В этой же связи хочется подчеркнуть, что бизнес становится социально-ориентированным и противопоставлять его власти и обществу неверно, бизнес-сообщество – это часть общества.
— По вашему мнению, насколько услышаны проблемы регионов? Имеют ли реальную возможность региональные отделения предпринимательских общественных объединений влиять на содержание принимаемых программных документов?
— В течение всего года, предшествующего конгрессу, в регионах, в том числе и Омской области, идет обсуждение по наиболее острым вопросам, ведется активная работа. Все пожелания всегда учитываются.
— Как вы оцениваете результаты работы IV Ежегодного конгресса национального бизнеса в ближайшей перспективе?
— Россия имеет возможность занять лидирующее положение в мировом экономическом процессе. Для этого имеются реальные предпосылки, намечены цели. Необходим общий механизм действий. Важно сейчас не упустить возможность включения в обсуждение и формирование новой экономической программы всех заинтересованных в этом сторон. Представители отечественного бизнеса готовы активно участвовать не только в разработке, но и в реализации новой экономической политики и, опираясь на свой практический опыт, предлагать эффективные решения возникающих проблем и брать на себя всю полноту ответственности за результаты.
Александр НИКОЛАЕВ