Кому нужен молочный напиток?
Продажу и производство сухого молока никто, естественно, не запретит, но продукты с его содержанием будут называться иначе, чтобы покупатель имел возможность самостоятельно решить, что именно он будет покупать. Законодатели предложили всю существующую молочную продукцию разделить на три категории: натуральные молочные продукты из молока и молочных ингредиентов, составные молочные продукты и молокосодержащие продукты. К первой категории будет относиться все, что сделано из цельного сырого молока. Ко второй — продукция, при производстве которой использовались заменители, в том числе сухое молоко (сухих веществ молока в ней должно быть не менее 50% от общего количества сухих веществ). Третья категория — это продукция, которая является молочной формально, то есть содержит большое количество немолочных компонентов типа растительных жиров, (содержание сухих веществ молока в ней должно быть не менее 20%).
Именно терминологические нововведения и вызвали наибольшее количество споров в процессе принятия техрегламента. Депутаты Госдумы уверяли, что принятием нового закона они заботятся о потребителях, которых, мол, постоянно вводят в заблуждение недобросовестные пеработчики, и о производителях молока, которым техрегламент позволит увеличить объемы производства. На что переработчики возражали, ссылаясь на данные института питания РАМН, что восстановленное молоко ничем не хуже натурального, что это такой же полезный и безопасный продукт. Единственное отличие, что в процессе сушки видоизменяются молочные белки, но от этого они, опять же, не становятся хуже.
В пользу сухого молока переработчики приводили и такой факт, что натуральное молоко — это сезонный продукт. В зимнее время молока по объективным причинам производится меньше, а потребление, наоборот, растет, поэтому для поддержания необходимого уровня потребления молока без использования сухих компонентов не обойтись. Говорили о том, что увеличивающийся спрос на натуральное сырье подтолкнет рост розничных цен и что значительная территория страны вообще не может быть обеспечена в достатке натуральным молоком. На Крайнем Севере, например, климат не позволяет держать коров. К тому же мол, уполномоченные органы не смогут отследить соблюдение нового закона, поскольку нужны еще специальные стандарты, позволяющие отличить натуральный продукт от восстановленного.
Еще одним негативным фактором переработчики считают отсутствие у контролеров и необходимого оборудования, на закупку которого потребуется время и деньги, так что нарушителям норм технического регламента, которые будут восстановленное молоко будет выдавать за натуральное, разоблачение в ближайшее время не грозит. Тем не менее законодатели не поддались на уговоры и жестко разграничили молочные продукты, которые произведены из натурального и сухого молока. И последние нужно будет именовать теперь молочным напитком, чтобы покупатели знали, за что именно платят деньги.
Омск выбирает натуральное
Впрочем омские переработчики молока встретили новый закон без сопротивления. По словам генерального директора ООО «Спецмолпродукт» Игоря БОГДАШИНА, требования к производству детского питания всегда были очень жесткими, поэтому каких-либо ужесточений с принятием технического регламента он не ожидает.
— Насколько я понимаю, введение техрегламента больше всего затронет тех производителей, кто использует в производстве сухое молоко, а мы его не использовали никогда, — пояснил Игорь БОГДАШИН. — Единственное, пожалуй, для нас нововведение, что с принятием нового закона несколько усложнится процесс внедрения новых продуктов для детей до трех лет. Их теперь придется сертифицировать в Москве.
Гендиректор ООО «Калачинский молочный комбинат» Эрий ПЕГАСИН тоже считает, что требования к производству молока, которые содержит техрегламент, не стали жестче по сравнению с теми, которые действуют сейчас. И восстановленное молоко предприятие тоже не использует, поэтому никаких проблем в этом смысле не ожидается. Тем не менее ситуация на омском рынке, по его мнению, с введением нового закона изменится. В частности, могут повыситься цены на натуральное молоко.
— Я думаю, что покупатели будут выбирать натуральный продукт, — считает Эрий ПЕГАСИН. — И производители молока от этого только выиграют. Сами мы сухое молоко тоже производим, причем в довольно большом количестве, и поставляем его не только в Омскую область, но и в соседние регионы, но в собственном прозводстве мы сухое молоко никогда не использовали. Нам хватает и натурального сырья.
Информацию о том, что омским переработчикам натурального молока хватает, подтвердил и первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Олег ПОДКОРЫТОВ. Наш регион, по его словам, производит натурального молока с избытком, а доля омского молока в общем производстве Сибирского федерального округа превышает 15%. При годовом объеме производства в 868 тысяч тонн собственное потребление Омской области, по данным минсельхозпрода, не превышает 500 тысяч тонн, так что переработчикам использовать сухое молоко нет смысла. Есть даже излишки, которые поставляются в соседние регионы и в сыром, и в переработанном виде. Тем не менее принятие техрегламента, по мнению Олега ПОДКОРЫТОВА, — сам по себе факт положительный, поскольку переработчики европейской части России используют много импортного сухого молока сомнительного качества, и этот процесс необходимо ввести в жесткие рамки. Да и омские сельхозпроизводители, по его мнению, будут от введения техрегламента в выигрыше, поскольку возрастет спрос на натуральное молоко и они смогут увеличить объем производства.