За торговые автоматы заступятся в Госдуме

Дата публикации: 09 июля 2008

Данное решение было принято на заседании Союза предпринимателей, состоявшемся 4 июля. Причиной обращения в Госдуму послужила новая редакция Налогового кодекса, вступившая в силу 1 января 2008 года. Согласно этому документу предпринимательская деятельность по реализации продовольственных товаров через систему торговых автоматов была отнесена к розничной торговле, в то время как до 1 января 2008 года подобные заведения принадлежали сфере услуг общественного питания без залов обслуживания.
Последствия новой редакции кодекса некоторые представители бизнес-сообщества уже ощутили. Так, для предпринимателей, которые раньше были заняты в сфере общественного питания, а затем оказались розничными торговцами, коэффициент базовой доходности, применяемый для расчета налога, увеличился с 4 500 до 9 000 тысяч рублей. Изменилась и сама методика расчета налога – вместо показателя «количество работников» стал применяться показатель «количество торговых мест». В итоге налоговая нагрузка на предпринимателей возросла в 20, а в отдельных случаях и в 30 раз. «Еще ни одна из отраслей в России не испытывала столь сильного разового увеличения налога. Это нонсенс», — прокомментировали ситуацию присутствовавшие на заседании бизнесмены.
Главным инициатором внесения поправок в новый Налоговый кодекс выступил вице-президент Союза предпринимателей Алексей ПРОВОЗИН. «Подготавливая новую редакцию Налогового кодекса, законодатель не разобрался в специфике данного вида бизнеса. Чем, если не пунктами общественного питания являются услуги по приготовлению такой продукции, как кофе, чай, пирожки, пицца и пр. Все атрибуты общепита здесь, как говорится, налицо – разогрев продуктов, смешивание ингредиентов, составление порций. Розничная торговля же предусматривает лишь куплю-продажу товаров без изменений их потребительских свойств», — высказался вице-президент союза.
Отрасль автоматической торговли в развитых странах мира является мощным пластом экономики. В России она еще только зарождается, поэтому на начальном этапе ее развития, по мнению предпринимателей, власть должна разработать логичные законы, а не создавать атмосферу неразберихи и двусмысленности. Не стоит также забывать, что, как правило, автоматической торговлей занимаются мелкие предприятия, а следовательно, подвергая их чрезмерной налоговой нагрузке, Министерство финансов РФ на корню губит политику развития малого бизнеса.
Как отметил Алексей ПРОВОЗИН, в течение всего первого квартала 2008 года омские налогоплательщики постоянно направляли в Министерство финансов обращения с просьбой объяснить, к какому именно виду деятельности относится их бизнес. Однако по абсолютно идентичным ситуациям за подписью одного и того же чиновника министерство давало весьма противоречивые комментарии: бизнес одного гражданина относили к общепиту, бизнес другого — к розничной торговле.
Спустя некоторое время факт противоречий Минфин все же признал. В частности, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Илья ТРУНИН в своем письме к Федеральной налоговой службе РФ заявил, что деятельность по реализации продукции собственного производства через торговые автоматы относится к сфере услуг общественного питания без зала обслуживания посетителей.
— Узнав об этом, Союз предпринимателей обратился к депутатам горсовета с просьбой внести изменение в решение «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности», а именно: разделить торговые автоматы на отдельные виды деятельности. Но нашу просьбу отклонили, так как разъяснительные письма Министерства финансов не являются правовым актом, а следовательно, не могут стать основанием для изменений в решении горсовета. Основанием может послужить только Налоговый кодекс. Таким образом, урегулировать сложившуюся ситуацию возможно только путем внесения в него изменений», — отметил Алексей ПРОВОЗИН.
Члены Союза предпринимателей намерены попросить законодателей четко разграничить в кодексе деятельность предприятий автоматической торговли. А именно автоматы по реализации покупных товаров, реализуемых без изменения потребительских свойств, отнести к сфере розничной торговли, а автоматы по реализации продукции собственного производства (напитков, супов и пр.) отнести к сфере услуг общественного питания.
Предложение Алексея ПРОВОЗИНА особых нареканий у членов совета не вызвало. Однако руководитель правового центра Союза предпринимателей Марк ВАГЕНШТЕЙН все же не согласился с утверждением, что объекты без зала обслуживания и приема пищи являются пунктом общественного питания. «Если внутри заведения, где продаются продукты, нет специального места, где люди могут поесть, то это магазин», — категорично заявил Марк ВАГЕНШТЕЙН.
Осознавая серьезность и абсурдность сложившейся ситуации, когда бизнесмены вынуждены платить налоги по ставкам, не имеющим отношения к их истинному виду деятельности, члены Союза предпринимателей инициативу господина ПРОВОЗИНА одобрили единогласно. Проект обращения в Государственную думу уже подготовлен. На этой неделе он будет окончательно доработан и отправлен в Москву.


Евгений ЗАЙЦЕВ 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/07/27/za_torgovie_avtomati_zastupyatsya_v_gosdume