Работников ЖКХ призвали не верить должникам на слово

Дата публикации: 16 июля 2008

Проблема роста числа неплательщиков особо актуальна сегодня для участников рынка ЖКХ. Многие граждане не оплачивают коммунальные платежи по несколько лет, в результате чего управляющие компании работают в убыток. На государственном уровне схема работы с должниками проста, но довольно длительна: подача искового заявления, судебный процесс, направление приставов к неплательщику. К тому же вероятность возврата долга таким путем очень низкая. Понимая это, некоторые организации создают собственные службы по возврату долгов. Однако позволить себе иметь в штате дополнительных специалистов может не каждый, а следовательно, для взыскания задолженностей нужны другие механизмы.
Заседание круглого стола началось с выступления директора управляющей компании ООО УК «ЦентрЖилСервис» Оксаны СЕВАСТЮК, которая поделилась опытом взыскания долгов в сфере ЖКХ. По словам докладчика, пытаясь вернуть долги с жильцов, все управляющие компании действуют по одному и тому же принципу: сначала извещают собственника о долге, а затем, если срок неуплаты превышает 3 месяца, вручают жильцу письменное предписание. Если и после этого долг остается непогашенным, то управляющая компания обращается в суд: «По опыту «ЦентрЖилСервиса» могу сказать, что примерно 30% населения, не желая доводить дело до суда, оплачивают задолженность сразу после получения предписания». Еще одним способом борьбы с недоплатежами Оксана СЕВАСТЮК назвала размещение информации о должниках в аварийно-диспетчерской службе управляющей компании. Принимая заявку от жильца, диспетчер напоминает ему об образовавшейся задолженности. Если же по каким-либо причинам средств на оплату услуг у квартиросъемщика нет, ему предоставляется возможность отработать сумму своего долга: «Для таких случаев у нас всегда открыты вакансии дворника, уборщиц помещений и так далее». В своем выступлении госпожа СЕВАСТЮК коротко обрисовала ситуацию по сбору «ЦентрЖилСервисом» коммунальных платежей. «Недополучение средств от жильцов у нас составляет около 5%. Лиц, которые не платят за услуги ЖКХ более полугода, крайне мало. К примеру, в многоэтажном доме таких должников не больше 3 человек».
Активное обсуждение участников круглого стола вызвал доклад директора «Сибирского правового агентства» Виктора ХЛЫНОВА. Возглавляемая им компания уже несколько лет специализируется на услугах законного возврата долгов и накопила большой опыт в этом вопросе. По мнению господина ХЛЫНОВА, обращение управляющих компаний к услугам коллекторских агентств довольно рентабельно, поскольку работа с дебиторами требует наличия свободного времени и кадровых ресурсов, которых у предприятий ЖКХ зачастую не хватает. «Начав сотрудничать с управляющими компаниями, мы столкнулись с проблемой: собственники жилья готовы погашать долги, но не желают оплачивать начисленные им пени. Поэтому мы уговорили некоторых иногородних управленцев списывать неплательщикам эти штрафы, а в некоторых случаях и часть долга. Это сразу сократило размер задолженностей», — отметил докладчик. «Но ведь если простить одному, то и другие жильцы захотят того же. Некоторые намеренно перестанут платить», — возмутились участники. В ответ на это Виктор ХЛЫНОВ заметил, что списание части долга должно происходить исключительно в индивидуальном порядке с учетом жизненных обстоятельств неплательщика.
В ходе своего выступления Виктор ХЛЫНОВ рассказал о технологии возврата долга. Как правило, она сводится к следующему: после того как управляющая компания предоставляет информацию о должнике, коллекторская организация выезжает и проводит с ним личную беседу, в ходе которой выясняет причину неплатежа и ставит сроки погашения долгов. «Всю полученную от человека информацию мы тщательно проверяем. То есть если он говорит нам, что оплатит долг сразу после получения зарплаты, мы посещаем его место работы с целью выяснения размера дохода. Если он говорит, что займет деньги у родственника, мы звоним этому родственнику. Советую вам поступать точно так же и не верить должникам на слово», — поделился опытом Виктор ХЛЫНОВ. По словам докладчика, возврат задолженностей с помощью коллекторских компаний достаточно эффективен и составляет 90% от общего числа заявок. Ни одна служба безопасности, созданная внутри предприятия, не может похвастать такими результатами.
Выступление Виктора ХЛЫНОВА заинтересовало представителей сферы ЖКХ, многие из которых всерьез задумались над тем, чтобы доверить работу со своими должниками специализированной компании. В целом же круглый стол позволил участникам обменяться опытом и получить немало новой информации, которая в дальнейшем, безусловно, принесет им практическую пользу.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/07/28/rabotnikov_zhkh_prizvali_ne_verit_dolzhnikam_na_slovo