Леонид ПОЛЕЖАЕВ, губернатор Омской области:«Чтобы применить политические санкции мониторингов не надо – только чистый лист бумаги исполнителя!»

Дата публикации: 06 августа 2008

«Для Омска исключений быть не должно!»

Разработанная региональным министерством экономики методика — единственная в своем роде в Сибирском округе (это отметил недавно полпред президента в СФО Анатолий КВАШНИН). Спикер регионального парламента Владимир ВАРНАВСКИЙ даже предложил министру Владиславу ХОДУСУ зарегистрировать авторские права на эту разработку, чтобы соседи ненароком не приписали все заслуги себе. Впрочем, как выяснилось в ходе обсуждения, расписать методику – полдела, главное – ее успешно применять, чтобы получить объективную картину положения дел на местах, которой, как признался губернатор, до сих пор, увы, нет («мы внутренних процессов не только общественной, но и экономической жизни не знаем и влиять на нее не можем»). Леонид ПОЛЕЖАЕВ тут же объяснил причину: «20 лет уже прошло после падения советской власти, а принципы заслушивания итогов работы районов мы ведем по стандарту 1970-80 годов». По словам Владислава ХОДУСА, нередко главы районов в своих отчетах приукрашивают достижения: «На бумаге отчеты действительно выглядят хорошо, однако при проведении детального анализа выясняется, что есть недоработки в одной, в другой отрасли, а третья вообще заваливается. К примеру, для того чтобы получить поддержку из областного бюджета, район начинает развивать строительную отрасль в ущерб остальным. При этом прямой зависимости между ростом господдержки и производством не наблюдается».

В отличие от 607-го Указа президента, где приводится перечень из 30 отчетных показателей (как выразился первый зам. председателя правительства Евгений ВДОВИН, «там все эклектично, бессистемно, не привязано ни к чему и многие показатели вообще ни о чем»), в методике минэкономики таких показателей 114. Большая их часть направлена на оценку экономического потенциала того или иного района, поскольку, по выражению губернатора, «степень требовательности влияния власти на экономические процессы со стороны центра усиливается». Отдельным блоком стоит поддержка и развитие малого предпринимательства. Помимо определения доли численности работников в данной сфере будет оцениваться вклад малого бизнеса в экономику муниципалитетов (средняя зарплата в организациях малого бизнеса, сумма налоговых поступлений, объем средств, выделяемых муниципалитетом на поддержку малого бизнеса). Также будет учитываться темп роста налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, уровень реальной бюджетной обеспеченности, уровень дотационности. Как и отчеты по президентскому Указу, данные по региональной методике главы администраций будут ежегодно подавать в региональное министерство экономики, которое, в свою очередь, и будет выставлять им рейтинговые оценки. Передовики будут поощряться субсидиями на поддержку перспективных проектов, а отстающие наказываться «детальным анализом причин отставания» и, видимо, соответствующими экономическими санкциями, о которых Владислав ХОДУС дипломатично умолчал. Леонид ПОЛЕЖАЕВ поинтересовался, применима ли данная методика к городу Омску. Однако, как выяснилось, в Омске нет своей программы комплексного социально-экономического развития, поэтому и мониторить будет нечего.

— По Омску должен быть разработан отдельный мониторинг, — заключил Леонид ПОЛЕЖАЕВ. — В соответствии с теми особенностями, которые несет этот муниципальный округ. Исключений здесь никаких не должно быть – нравится это кому-то или не нравится. Особости здесь не должно быть, но должен быть грамотно разработанный документ, чтобы он потом не вызывал претензий, что он не объективен.

Что «забубенили» в федеральную отчетность русско-полянские статисты?

Главная сложность проведения мониторинга, по мнению членов правительства, будет заключаться в сборе информации. 131-й ФЗ возлагает ответственность за сбор статистических показателей на органы местного самоуправления, однако на деле их статистику, по выражению Евгения ВДОВИНА, «никуда не прилепишь», поскольку практического значения и должного статуса она не имеет.

— Федеральную статистику мы определенно не заставим это делать, даже если будет указ президента, — выступил Леонид ПОЛЕЖАЕВ. — Пока не последует соответствующих актов, обязывающих федеральную статистику заниматься такими оценочными показателями, они этого делать не будут. В этом есть одна из слабостей указа президента об оценках. Они собираются аппаратом президента определять достоинства или недостатки того или региона. Вряд ли это возможно. Сама по себе сложившаяся в стране очень странная система учета, взаимодействия между ветвями власти вносит большой сумбур, мешает определить точное соответствие всех экономических параметров страны, влияет на эффективность управления в стране вообще и в каждом регионе в особенности. Я думаю, сегодня председатель правительства воочую убедился не с точки зрения главы государства, а с точки зрения хозяйственного руководителя, что он имеет дело вообще-то с хаотичной и неуправляемой экономической структурой в стране.

Глава Русско-Полянского района Александр МОЛОКАНОВ посетовал, что федеральная статистика нередко занижает показатели района:

— В прошом году мы попробовали сделать свою муниципальную статистику. Корявенько получилось, вопросов нет. Но сами цифры говорят за себя парадоксальные вещи. Если объем отгруженных товаров по федеральной статистики в нашем районе составляет 448 млн рублей, то по нашим формам он выше — 742 млн. И так по многим другим позициям. Необходимо пополнить эти данные, а для этого нужно придать статус муниципальной статистике, чтобы эти цифры по области и муниципальным районам выросли на порядок и были объективны.

Что именно насчитали русско-полянские статисты и почему это у них вышло «корявенько», глава не уточнил. Позже, уже в конце обсуждения вопроса, о русско-полянском эксперименте рассказал Евгений ВДОВИН: «Они не пытались. Их пытались заставить эти показатели сделать. Делали они это, как все привыкли делать. Собрали своих глав: «Что ты,Иван, натворил? Что ты натворил?», — и забубенили это нам в федеральную отчетность. Но ведь есть государева отчетность! Это огромная разница, без понимания которой ничего не будет происходить путнего». Судя по интонации замгубернатора, «забебунили» русско-полянские статисты что-то не то и некстати.

Омские «Мечелы» демпингуют коровами

— У нас есть очень наглядный пример, — продолжил губернатор тему необходимости сбора объективной статистики. — Стоило президенту погрузиться в тайны нашей реальной экономики, как он тут же нарвался на вполне благополучно и много лет работающую схему «Мечела». Уже ХОДОРКОВСКИЙ отсидел половину своего срока, а «Мечел» демпингует и реализует свою продукцию за рубеж по ценам ниже внутренних. А потом мы бегаем, ищем, и лучшие умы экономической науки России пытаются найти причину инфляции. Так, Владимир Алексеевич?

Почему-то губернатор решил, что Владимир ВАРНАВСКИЙ должен был знать больше о причинах инфляции и преступном демпинге «Мечела», однако спикер только добавил, что таких «Мечелов» в стране множество.

— А сколько у нас таких «Мечелов»? — риторически вопрошал губернатор. — Больших и маленьких, сокрывающих свои доходы, уводящих деньги, регистрирующих и прокачивающих свои финансовые оферы через офшорные зоны? Омску здесь есть чем похвалиться! Интересный город в этом отношении.

К сожалению, примеров омских «Мечелов», в существовании которых Леонид ПОЛЕЖАЕВ не сомневается, названо не было, поэтому хвалиться ими Омску, видимо, еще не пришло время. Зато вскоре губернатор вспомнил более примитивный и на фоне «Мечела» даже невинный пример «подрыва хозяйства и экономики региона»:

— Вот Николай Иванович (ГУЩА – прим. редакции) сидит и не знает, а я знаю, что у него в Омском районе есть ЛЕОНОВ. У него осталось 300 голов скота. Он уже на четвертый квартал договорился их сдать на мясокомбинат. А это последнее, что у него есть – коровы. Но ему надоело: он устал их доить, устал бороться с доярками. Если вот таких ЛЕОНОВЫХ будет много? Если такая эрозия ведения отрасли (это касается не только сельского хозяйства) будет происходить? А она происходит. Мы с вами можем надорвать глотки и разорвать свои сердца и ничего абсолютно не достигнем. Нужны серьезные механизмы влияния. Мы должны понимать, почему ЛЕОНОВ собирается это сделать, а потом привлечь органы прокуратуры, на каком основании ЛЕОНОВ собирается подрывать хозяйство и экономику области.

АРТЕМОВ боится, что отчеты мэров и глав станут политическим оружием

После принятия региональной методики оценки муниципалитетов, члены правительства перешли к федеральной, а именно — к обсуждению реализации 607-го Указа президента. Решено, что подготовкой сводного доклада о результатах мониторинга, проведенного по данному указу, займется министерство экономики Омской области. Главное управление информационных технологий и телекоммуникаций, в свою очередь, отвечает за размещение на официальном сайте областного правительства докладов глав местных администраций. Напомним, что согласно указу Владимира ПУТИНА (он был подписан 28 апреля текущего года) первые отчеты мэры городов и главы районов должны будут сдать в 2009 году (в срок до мая). Региональным властям дана возможность дополнить перечень из 30 оценочных показателей — ввести критерии, касающиеся сбора и утилизации мусора, благоустройства, озеленения и освещения улиц. Однако областное правительство пока этого делать не стало.

Главный политический идеолог областной администрации вице-губернатор Александр АРТЕМОВ отметил, что работа по подготовке муниципальных отчетов будет иметь политический характер, и доложил, что в районах планируется провести семинары, чтобы «муниципалитеты смогли качественно подготовить свои доклады». О том, что «социология – инструмент игры», и информация, собранная в отчетах глав, может оказаться в чьих-то руках политическим оружием, сказал и министр государственно-правового развития Александр БУТАКОВ. Он заключил, что информация по тем 114 показателям, которые заложены в региональной методике, должна оставаться внутри области, поскольку нужна региональной власти, но не обязательная для центра. Леонид ПОЛЕЖАЕВ, впрочем, не увидел в этом политической опасности: «Чтобы применить какие-то политические санкции, мониторингов не надо. Вообще ничего не надо – только чистый лист бумаги исполнителя!».


 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/08/31/152109