— Светлана Александровна, помнится, очередь в управлении была упразднена в первый же год деятельности территориального органа Росрегистрации. И вот она на четвертом году возникла вновь. Объясните причину, читатели «КВ» хотят услышать все из первоисточника.
— Во-первых, поясню, что Единый государственный реестр прав (ЕГРП) на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой информационную систему, содержащую сведения о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об этих объектах и сведения об их правообладателях. Эта система автоматизирована — представляет собой электронную базу данных, что позволяет оперативно принимать документы, проводить их экспертизу, выдавать соответствующие свидетельства о праве собственности, иные сведения по запросу граждан. Выписка из ЕГРП, за которой приходят граждане, и есть не что иное, как форма предоставления информации из него.
В настоящее время на территории Российской Федерации действуют несколько типов автоматизированной информационной системы (АИС), что затрудняет оперативное руководство регистрационной деятельностью, требует единообразия в подходах к ней. Поэтому постепенно напрашивался вопрос о внедрении таких унифицированных информационных систем, которые обеспечивали бы условия интенсивной деятельности, влияющей на повышение оперативности, единообразия и качества ведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Законодатель заранее предусмотрел необходимость модернизации таких систем в будущем и заложил ее основания в п. 7 ст. 33 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Отсюда и план, утвержденный приказом Росрегистрации от 21 декабря 2007 г. № 289, в соответствии с которым, например, в этом году намечено осуществить мероприятия по переходу на новые системы в 14 субъектах Российской Федерации. В ряде регионов эти программы внедрены, сегодня такая же задача решается в Омской области. Эти обстоятельства и создали нам временные трудности, повлекшие замедление в приеме документов от заявителей.
— Ради преимуществ новой системы трудности стоит преодолеть, правда, как можно быстрее. И в чем преимущества?
— Система предусматривает внесение более полного объема информации и сведений о заявителях и объектах недвижимого имущества, делает более оперативным предоставление сведений из ЕГРП органам государственной власти и местного самоуправления, предполагает электронный обмен информацией между органами, осуществляющими государственную регистрацию прав. При этом регистрационные действия осуществляются те же, что и раньше. Отсюда на первичном этапе работы увеличилось время на прием документов, представляемых на государственную регистрацию прав.
— Уже август, и, надо полагать, специалисты на приеме уже, что называется, набили руку.
— Несомненно. Система освоена. Причем тенденция к постоянному увеличению количества принятых пакетов документов, представляемых на государственную регистрацию прав, очевидна с первого дня. Например, если в первый день работы в новой программе сдать документы смогли 67 заявителей, то, скажем, 1 июля их было уже 190, что составило 80 процентов от принятых заявлений в системе предыдущего режима работы. Темпы не снижались, и сейчас мы за день принимаем документов значительно больше, чем в июле.
— Что для этого делается?
— Во-первых, этот вопрос еженедельно заслушивается руководителем управления БУДЫЛКОЙ Валерием Михайловичем на оперативных совещаниях. Им поставлена задача скорейшего выхода на уровень требований, предусмотренных Административным регламентом исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. И должна сказать, что в приеме документов мы уже вышли на уровень, который отмечался до внедрения новой программы. Во-вторых, улучшаются качественные характеристики работы специалистов, находящихся на приеме документов. В первый день работы в новой системе они в среднем могли принять по 2-3 пакета документов, сегодня принимают по 10-12, и это, полагаю, не предел. Ожидаем и увеличения штатной численности управления. При распределении штатных единиц в первую очередь будут учтены интересы нашего отдела.
— И как долго граждане будут общаться с управлением в режиме талонной системы, а если говорить проще, в режиме очереди?
— Должна сказать, что уже сейчас очередь — явление искусственное и существует в интересах тех лиц, которые ведут списки. Предположить, что эти люди бескорыстны, просто невозможно. Если, например, вы захотели быстро сдать документы, но стоите в хвосте очереди, вы отыщете в ней нужного человека, который за определенную плату проведет вас в ее начало. Там уже стоит свой человек – для такого случая! И вы его замените, вы же заплатили.
Дело доходит до абсурда. Люди, которых не было на территории, вдруг к концу рабочего дня образуют толковище, проводят перекличку. А в это время у окон приема документов нет никого. 26 июля, например, визуально перекликалось человек 60, а с документами, чтобы их сдать, оказалось всего-то 5. Они их и сдали. И остальные могли бы это сделать, но пришли только отметиться в списках.
В этот же день был такой же случай в офисе на Андрианова, 16. Заявитель просто удивился, когда утром сдавал документы. Говорит, занял очередь в половине первого, был сотым, а пришел сдавать – третий! То есть перед ним не было никакой сотни! Были мертвые души в списках, чьи места потом продавались тем, кому действительно нужно было сдать документы.
Или недавний случай, 15 августа. В половине пятого собрался народ на перекличку, а перед окнами приема документов – никого. Заместитель руководителя управления, видя такое, просто пригласила всех сдать документы, у кого они есть, примут у всех. Никто не пошел!
Сделайте вывод сами, кому это нужно!
Считаю, что уже сегодня быть в подчинении тех, кто ведет списки, — действовать им на руку.