в использовании «схем увода прибыли» и нулевых отчислений в областной бюджет.
Региональное правительство начинает борьбу за доходы областного бюджета и основным их источником видит налоги омских предприятий и филиалов крупных оборонных и промышленных холдингов. О смене финансовой и экономической политики региона речь шла на заседании правительства 13 августа. Губернатор Леонид ПОЛЕЖАВ объявил о введении режима жесткой экономии бюджетных средств с одновременным усилением контроля за прибыльными предприятиями, в том числе омскими организациями торговли. В области вводится режим жесточайшей экономии
Заседание правительства, которое на этот раз было открытым для СМИ (губернатор предупредил докладчиков, чтобы те «не стеснялись и не боялись публичности»), а значит, рассчитано на то, что его услышат нужные уши, длилось около четырех часов. Сами члены правительства называли его знаковым, а сложившееся в регионе экономическое положение — рубежным. Впервые после ухода Сибнефти губернатор открыто сказал о бюджетном кризисе, о том, что собственные доходы с трудом покрывают обязательные социальные расходы (в 2009 этих доходов нам уже может не хватить), о грядущем режиме жесточайшей экономии (это прозвучало как указание «потребляющим» министерствам, например министерству по труду и социальному развитию). До сих пор тема дефицитности областного бюджета была табу — губернатор о ней хоть и говорил, но с обязательной долей оптимизма и гордостью за то, что мы все-таки выжили без Сибнефти. Сейчас положение дел, видимо, действительно приблизилось к критичному.
Причин тому названо было несколько: общероссийский банковский и ипотечный кризис, инфляция, темпы которой в Омской области превышают динамику предыдущих лет и показатели соседних регионов, сокращение федерального финансирования (его ждут уже в 2009 году), рост обязательных социальных выплат, в том числе ожидаемое увеличение МРОТа (сегодня на социальные статьи приходится 41% всех расходов областного бюджета, еще 35% — трансферты муниципалитетам). В 2009 году Федерация прекратит нам выплату компенсаций за уход из области Сибнефти (в текущем году мы получили 3,5 млрд рублей), при этом, по словам первого зампреда областного правительства Евгения ВДОВИНА, мы продолжаем возвращать Сибнефти часть налогов, которые она переплатила в предыдущие годы («КВ» писали об этом в …, однако получили от министра финансов Риты ФОМИНОЙ опровержение. Теперь наши выводы подтвердил Евгений ВДОВИН). Еще одной причиной всеобщей экономической мобилизации может быть подготовка губернатора к отчету перед федеральным правительством. Евгений ВДОВИН упомянул, что пробный отчет губернатора (который, кстати, остался незамеченным для СМИ) прошел успешно – область показала «почти вдвое больше показателей, отнесенных к высокому уровню, чем соседние регионы». Однако достижения Новосибирской области, которую губернатор особенно часто приводил в пример, впервые по многим ключевым для нас показателям (например, росту промышленного производства, уровню денежных доходов, прибыли от реализации сельхозпродукции и, конечно, доходам в бюджет) существенно превзошли наши.
Евгений ВДОВИН в своем докладе назвал несколько ресурсов пополнения бюджета — внешние и внутренние инвестиции («у нас в заделе почти десяток крупных предприятий», работа с землей, рост прибыли местных предприятий и, соответственно, налогов от них, а также повышение эффективности работы всех министерств и ведомств. Слабым звеном в системе управления, по его словам, являются три министерства – минсельхоз (проблемы с биокластером, производством сельзохпродукции), минпром (проекты лесопереработки, энергопрограммы) и минэкономики. Если ведомство Николая ГУЩИ до сих пор не критиковал только ленивый, а упрек в слабой работе минпрома относился не к Александру ЛУППОВУ, а к его подчиненным, то разнос министерства экономики для многих был неожиданностью. По словам первого зампреда, ведомство Владислава ХОДУСА «перестало выявлять и реагировать на экономические изменения, изучать опыт соседей, ушло от тарифной работы, а в части создания и реализации инвестпрограмм из головного министерства стало простым компилятором заявок других министерств на деньги». Губернатор в свою очередь сделал замечание министру финансов Рите ФОМИНОЙ: «Множество проблем — грубое нарушение финансовой политики, неисполнительность — во многом связано с вашей либеральной позицией. Я не могу вам сказать: «Станьте КУДРИНЫМ!». Слишком несопоставимые величины. Но в части требовательности, педантичности и стервозности по отношению к исполнителям станьте БУТАКОВЫМ!».
ОНПЗ сократил отчисления в областной бюджет в два раза
При всем «нашем безденежье», как выразилась Рита ФОМИНА, по итогам первого полугодия области удалось получить сверхплана 500 млн рублей доходов. Однако возникла проблема с сокращением налогов, поступающих в областной бюджет откоммерческих предприятий. За пять месяцев 2008 года прибыль организаций, зарегистрированных на территории области, составила 47% к уровню аналогичного периода прошлого года. При этом Евгений ВДОВИН отметил такой парадокс: отчисления от прибыли предприятий в областной бюджет существенно сократились, но при этом доля прибыльных организаций за первое полугодие возросла.
— Проблема еще и в том, что долгое время основную долю платежей составляли средства всего от нескольких организаций, — пояснил первый зампред. — Из них сначала ушла Сибнефть, в прошлом году половина от разделившейся Транссибнефти (по текущего году именно от нее абсолютная величина потерь). Теперь разделяются, централизуются и соответственно меняют финансовые потоки все энергетики.
Леонид ПОЛЕЖАЕВ отметил, что «озоновую дыру» от ухода этих налогоплатильщиков область кое-как закрывает, однако это «не гарантирует формирование устойчивой финансовой политики на последующие годы, и те 40 млрд, которые мы, положим, соберем в этом году, обеспечат нам только проедание бюджета!».
По мнению губернатора, надеяться на то, что к нам завтра придут крупные налогоплательщики, не стоит. Поэтому нужно рассчитывать «на ресурс той производственной базы и инфраструктуры, которой располагает территория и внимательно анализировать динамику деятельности наших предприятий, особенно в области торговли».
— Не изжили мы еще серых схем ухода от налогов, конвертных зарплат, которые не вызывают почему-то глубокого интереса ни у налоговой инспекции, ни у прокуратуры, — горячился Леонид ПОЛЕЖАЕВ. — Если анализировать крупные сетевые компании – «Мега», «Лента», расположенные городе, претензий к выплатам налогов практически нет. Как только мы касаемся предприятий омского бизнеса – «Континента», «Каскада», «Триумфа», потом вот этого корабля на Герцена (название его я не помню) — нулевые доходы в областной бюджет и наличие схем увода прибыли. Я не говорю уже о той части реальных доходов, которые скрыты у нас в аграрном секторе.
Неожиданностью стало заявление Риты ФОМИНОЙ о том, что в июле ОНПЗ в два раза сократил отчисления в областной бюджет: «Раньше нам отчисляли 5% от численности, а теперь вдруг они решили отчислить нам 2%. Я не могу назвать причину, потому что у меня нет влияния и возможности решать этот вопрос». Леонид ПОЛЕЖАЕВ, впрочем, не стал публично причислять омский нефтезавод к списку «опальных» предприятий. Тем не менее тема омских «Мечелов», о поиске которых губернатор объявил на одном из последних заседаний правительства, была продолжена.
— Надо наконец разобраться с нашими омскими олигархами, — горячился председатель правительства после выступления Риты ФОМИНОЙ. — До каких пор будет продолжаться такое откровенное и циничное манипулирование налогами здесь в области двух или трех конкретных предприятий! Что, об этом не знают? Даже «Оша» наша любимая, которую мы так ценим и считаем детищем своего бизнеса, копейки уже не платит в областной бюджет. Что, у нее уменьшились доходы?
Налоги омских заводов — «крохи с барского стола»
Слишком лояльный режим, по заявлению губернатора, создан в области по отношению к промышленным предприятиям, ставшим с недавних пор филиалами федеральных холдингов. Рита ФОМИНА призналась, что вынуждена чуть ли не ежедневно созваниваться с головными предприятиями, чтобы уточнить прогноз налоговых поступлений, хотя это не является функцией регионального минфина. Министр посетовала, что наибольший объем налоговых платежей поступает туда, где зарегистрировано головное предприятие корпорации, «а регионам, где находятся филиалы, приходится довольствоваться крохами с барского стола».
— Нужно провести очень серьезно работу по линии всех ведомств – промышленности, экономики – в отношении конкретных предприятий, которые находятся на территории области, и спросить, почему у них такие налоги, — заявил губернатор. — И не просто спросить, а вынести этот вопрос на принципиальную позицию. Или мы ответим соответствующими мерами реагирования на функционирование этих предприятий на территории Омской области! Там, где это не является нашей компетенцией, нужно заняться поиском тех неформальных отношений, которые бы помогли нам сдержать скукоживание этой налоговой базы. Почему только в единственном случае — с «Континенталем» — мы смогли договориться о переводе части платежей в Омскую область? Наверно, есть и другие возможности перерегистрации определенных предприятий в Омск. Надо ехать туда, где находятся их генеральные офисы, и вести там переговоры. Их филиалы находятся на территории области, как правило, города, пользуются общественными фондами потребления, всей инфраструктурой — и ничего не платят. Наверно, слишком лояльный режим здесь по отношению к этим организациям. Если бы ими занимались как следует органы надзора, вряд ли они вели себя таким образом.