В Омском отделении ЛДПР – новый координатор. Бывший руководитель отделения – экс-депутат Госдумы Владимир ОВСЯННИКОВ — оставался «у руля» чуть больше года. Набрав на прошлогодних декабрьских выборах в Госдуму достаточный процент, для того чтобы получит мандат, Владимир ОВСЯННИКОВ не проработал в Думе и трех месяцев. Владимир ЖИРИНОВСКИЙ «попросил» его отдать мандат питерскому бизнесмены Александру ЛЕБЕДЕВУ. И вот теперь ОВСЯННИКОВ распрощался с Омской областью окончательно. 12 августа координационный совет отделения избрал на должность координатора 28-летнего юриста Яна ЗЕЛИНСКОГО. Свое первое интервью Ян Викторович дал корреспонденту «КВ» Оксане МИРОНОВОЙ.
— Расскажите, пожалуйста, как так вышло, что омское отделение ЛДПР в начале августа осталось без координатора?
— Владимир Анатольевич (ОВСЯННИКОВ – прим. редакции) 30 июля написал заявление о сложении с себя полномочий координатора Омского регионального отделения ЛДПР. Мы его 5 августа рассмотрели на координационном совете, сложили с него полномочия и назначили исполняющим обязанности меня. Позже меня пригласили в Москву на заседание высшего совета партии, который возглавляет Владимир Вольфович (ЖИРИНОВСКИЙ – прим. редакции) для консультации. Владимир Анатольевич, который являлся и является членом высшего совета партии, представил меня и порекомендовал координатором вместо себя.
— Были еще какие-то претенденты на эту должность?
— Нет.
— В связи с чем ОВСЯННИКОВ решил сложить с себя полномочия координатора?
— В связи со сменой места жительства. Он был зарегистрирован в Омске и больше года проживал в нашем городе. Сейчас он живет и работает в Москве.
— То есть таким образом избранный жителями Омской области депутат Госдумы сначала передал свой мандат питерскому бизнесмену, а теперь окончательно порвал с нашим регионом. Расскажите, почему все-таки Омская область осталась без депутата от ЛДПР?
— Владимир Вольфович предложил ОВСЯННИКОВУ более подходящую работу для его навыков. В Москве посмотрели, как он провел свою кампания в Омске. Никто даже не ожидал — ни мы, ни ОВСЯННИКОВ, — что мы наберем такой процент. На выборах в Заксобрание у нас было 4%, а через несколько месяцев на думских выборах мы взяли уже 9% и получили мандат. Шансов было мало. Владимир Вольфович порекомендовал ему должность первого заместителя руководителя центрального аппарата партии. Он курирует все выборные кампании ЛДПР, которые проходят по России. Он также является штатным помощником ЖИРИНОВСКОГО.
— Хорошо, допустим, ОВСЯННИКОВУ сделали предложение, от которого он не смог отказаться. Но почему мандат не оставили у Омской области? Следующим по списку шли вы, и после отказа ОВСЯННИКОВА мандат должен был перейти вам.
— Посчитали, что Александр Яковлевич ЛЕБЕДЕВ (лидер списка ЛДПР по Ленинградской области, бывший исполнительный директор ЗАО «Союз-Энерго» — прим. редакции) принесет больше пользы партии и уже принес, нежели Овсянников или, допустим, я.
— В чем же его заслуги? В больших деньгах?
— Финансовый план тоже играет немаловажную роль. Мы все-таки не партия власти, а деньги где-то надо брать. У нас нет своего бизнеса, предприятий и заводов, нет административного ресурса, чтобы отхватить себе кусок бюджета. Всем известно, за счет чего проводит свои акции «Единая Россия». Да, в этом смысле ЛЕБЕДЕВ помогает партии – финансирует ее.
— ОВСЯННИКОВ не так богат, как он?
— Я не был в кабинете у председателя партии, когда он разговаривал об этом с ОВСЯННИКОВЫМ, и не могу сказать, о чем конкретно шел разговор и что ему предложили. Думаю, что Владимир Анатольевич ничего не потерял. И партия не потеряла.
— Кое-какое бюджетное финансирование, насколько я знаю, вы все-таки получаете. Как партия, прошедшая в Госдуму. Какой ваш бюджет у отделения?
— Да, партия — федеральный центр – получает в год по 20 рублей за один голос, отданный за нее на выборах. Эти деньги на усмотрение партии уходят на изготовление агитационных материалов, брошюр, на оплату оргработы, региональным отделениям. Сколько получает омское отделение я не хотел бы говорить.
— Думаю, это все-таки небольшие деньги. Помимо них у отделения есть какие-то ресурсы? Есть спонсоры?
— По уставу партии – мы ежегодно собираем членские взносы. Студенты, пенсионеры или безработные платят по 50 рублей, остальные по 100. Плюс спонсорская помощь. Да, бизнесмены частично помогают. В последнее время они появились в омском отделении. Раньше их не было, потому что бывшее руководство – Вячеслав РОСИНСКИЙ (бывший координатор отделения – прим. редакции) – боялся приблизить каких-то людей, которые могли бы его потом подсидеть. Боялся подпускать людей с большими деньгами, которые могли бы, например, купить кресло. Сейчас в нашем отделении появились достаточно крупные омские предприниматели, — не буду пока называть их имен — которые помогают и будут помогать партии на выборах.
— Вы будете участвовать во всех региональных выборах? Какие из них ближайшие?
— 12 октября в 12 районах области пройдут выборы депутатов райсоветов и сельсоветов. В них мы примем участие. Обязательно будем участвовать в масштабных выборах глав администраций районов, всех глав сельских поселений и всех депутатов районных и сельских советов. Они пройдут в декабре 2009 года. Мы уже оговаривали это с Владимиром Вольфовичем. Будем закрывать максимум все районы.
— В ближайшее время пройдут досрочные выбора глав двух районов — Нововаршавского и Полтавского. Почему в них не участвуете?
— Моя главная задача на этот год — создать во всех районах местные отделения партии. На сегодняшний день их нет в 8 районах. Там есть члены партии, но нужно создать организации, избрать координаторов. Участие в выборах глав – это достаточно большие усилия и финансовые затраты.
— Насколько я знаю, к вам уже кто-то обращался за поддержкой?
— Да, мне поступил звонок от члена «Единой России», одного из чиновников районной администрации – район называть не будут – который просил, чтобы мы его выдвинули от нашей партии на главу администрации. Мы поставили одно условие: выходишь из «Единой России» и выдвигаешься от нас. Сами посудите, это же маразм – члену «Единой России» выдвигаться от ЛДПР! Тем более по закону мы можем выдвинуть либо члена ЛДПР, либо беспартийного.
— Кто принимает решение о том, чтобы оказать тому или иному претенденту поддержку на выборах?
— Если выборы в Законодательное собрание – высший совет партии дает рекомендации по кандидатам в партийном списке и по одномандатникам, а региональная конференция их утверждает. Городской совет – то же самое. На одномандатные округа в райсоветы и сельсоветы решение принимается региональной конференцией без согласования с Москвой.
— Ближайшие крупные выборы, к которым уже началась подготовка, — это выборы мэра Омска? Вы планируете в них участвовать? На выборах в 2005 году ваш предшественник Вячеслав РОСИНСКИЙ занял 3 место.
— Да, мы обязательно будем участвовать в этих выборах. Но пока с кандидатом еще не определились. Все-таки два года впереди. В следующем году, думаю, можно подбирать человека, готовить и раскручивать его.
— Понятно, что вашу партию как раскрученный политический ресурс захотят использовать какие-то претенденты на мэрское кресло. По какому принципу вы будете выбирать кандидата? Членство в партии обязательно?
— Не обязательно, но желательно.
— Опыт участия в выборных компаниях?
— Не обязательно, но для самого кандидата это немаловажно. Конечно, если кандидат достаточно богат, он может набрать политтехнологов и штаб, который будет вести всю кампанию. Но такие люди пойдут уже не от нашей партии, а от «Единой России», где можно просто заплатить деньги, тебя поставят в предвыборный список — и ты депутат.
— Знаете, сколько стоит место в списке «Единой России»?
— Кресло депутата Законодательного собрания стоило примерно от 50 до 100 тысяч долларов.
— Во сколько обошлась вашей партии думская компания?
— Партия направила нам 1,2 млн рублей. Владимир Анатольевич тоже вложил определенную сумму на счет — около 200-300 тысяч рублей.
— А сколько, по вашему мнению, стоит полноценная компания? Возьмем, например, региональные выборы.
— Думаю, в два миллиона можно уложиться. Но не все от финансирования зависит. Много, но не все. На выборы в Заксобрание нам, например, дали 1,5 млн рублей, а на Думу меньше, но какой был процент голосования! О чем можно говорить, если тогда отделение было нулевым с точки зрения организации: по районам никогда не ездили, координаторы были поставлены номинально.
— Что представляет собой отделение сегодня? Сколько у вас членов партии?
— 1 350 членов партии. Численность увеличивается в среднем на 100-150 человек в год. Но у нас никогда не было и нет задачи нарастить численность.
— В период избирательной кампании как будете себя позиционировать? Будете критиковать местную власть и ее партию или проявите лояльность?
— Будет смотреть, как партия власти будет работать. Пока я не вижу положительного. Владимир Вольфович сказал: смотрите на регион. Если власть и губернатор плохо работают, зачем вы будете его хвалить? Народ не поймет. На прошедших региональных выборах мы стояли на позиции критики.
— Насколько я знаю, после того, как вы заняли кресло координатора, вам пришлось оставить свой бизнес. У вас ведь была свою юридическая форма?
— Да, я решил в полную силу заняться партией. Четыре года назад я основал свою юридическую фирму «Защита». Сам занимался юридической деятельностью, ходил в суды. Это отнимает очень много времени и сил. Я посчитал, что если я уделю все время отделению, я его подниму как минимум до 25% — это наш реальный процент по России. Я имею ввиду процент на выборах.
— То есть вы карьеру политическую предпочли бизнесу? В финансовом плане не потеряли?
— Партия меня не обижает. Я получаю зарплату и как координатор отделения и как помощника депутата Госдумы Игоря ЛЕБЕДЕВА.
— Зачем же продавать фирму? Можно было нанять директора и остаться учредителем.
— Мне бы не хотелось оставаться в бизнесе. Когда занимаешься политикой и напрямую бизнесом – от этого плюса не будет в одном, ни в другом. К тому же через фирму меня можно в случае чего зацепить. Налоговая приезжает — проверить, закрыть, приостановить, документы изъять, нарушения найти. А так у меня ничего нет. Как к координатору отделения или помощнику депутата Госдумы – приходите. В кабинет помощника вы не имеете права зайти с обыском без санкции генерального прокурора. Фирмы нет – не на что нажать. Я это прекрасно понимал: возглавлю отделение, нужно будет закрывать фирму, потому что будет давление. Может, сейчас его нет, но ближе к выборной кампании, будут пытаться мой пыл притормозить.
— Помимо политики чем увлекаетесь?
— Долгое время занимался спортом, имею разряд по каратэ — коричневый пояс. Стараюсь заниматься и сейчас, поддерживать форму. Люблю водить машину. Читать книги об истории России.
— А музыку какую слушаете?
— Шансон.
— То есть настоящую элдэпээровскую музыку. Спасибо за беседу.