Первые два места предсказуемо заняли Москва и Санкт-Петербург, которые одновременно являются и муниципальными образованиями, и субъектами Федерации, а значит, консолидируют налоговые поступления в оба уровня бюджета. Третье место — у Тюмени, хотя бюджетные расходы этого города (17,2 млрд руб.) ненамного превышают расходы Омска (15,5 млрд руб.). Еще один нюанс — текущий бюджет города изменялся уже несколько раз, и последнее изменение, принятое городским советом 23 июля, журналом «Финанс» не зафиксировано. А между тем расходы бюджета, согласно этому изменению, увеличились до 15,5 млрд руб., и, следовательно, на душу населения приходится уже большая сумма — 13,66 тысячи рублей. Возникает закономерный вопрос: следует ли в таком случае передвинуть Омск в рейтинге бюджетообеспеченности с 23-го места на 20-е? По здравому размышлению «КВ» решили этого не делать: ведь изменения в бюджеты принимают и в других городах. В одном только Новосибирске за последние полгода городские депутаты приняли пять таких изменений в бюджет 2008 года, увеличив расходы с 30,1 млрд руб. в декабре прошлого года до 32,77 млрд в июне года текущего. Рейтинг зафиксировал финансовое состояние муниципалитетов на определенный период времени и было бы нелогичным сделать поправки в параметрах омского бюджета, не проверив наличие изменений в бюджетах других городов.
Интересно другое: бюджет Омска-2008 по сравнению с предыдущим годом увеличился на 1,6 млрд (с учетом июльских изменений — на 2,2 млрд), а Новосибирска — 7,3 млрд рублей. Вот это прирост! Правда, в следующие два года очередного такого рывка соседи уже не ожидают: в 2009-м расходы планируются на уровне 30,7 млрд. руб., а в 2010 — 33,8 млрд руб. Однако, это явно будет слабым утешением для омских финансистов. По данным Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) объем платных услуг в 2007 году составил в Новосибирске более 52 млрд руб., в Красноярске — более 37 млрд руб. в Омске — более 33 млрд руб., а в Кемерове — свыше 16 млрд руб. А это очень важный показатель, характеризующий уровень средней заработной платы на территории муниципального образования. Ведь налог на доходы физических лиц — достаточно весомый источник пополнения бюджетов.
В начале июня в Новосибирске состоялась конференция АСДГ по совершенствованию финансовой работы муниципалитетов. Члены ассоциации очередной раз обратились в Минфин России и Госдуму с предложением об увеличении доли городских бюджетов в подоходном налоге, передаче на местный уровень части транспортного налога, доли налога на прибыль организаций, ЕНВД для субъектов малого бизнеса и т.д. Проблема в том, что государственное финансирование расходов муниципалитетов по нацпроектам в большей степени не дополняет, а подменяет базовые источники их финансирования. Сегодня же субъекты Федерации устанавливают городам такие коэффициенты распределения налоговых поступлений, что тем приходится выступать перед вышестоящим органом власти не в качестве органа местного самоуправления, а просителем. Хотя в Федеральном законе №131 есть положение о расчетном уровне бюджетной обеспеченности на одного жителя, который ежегодно должен определяться законом субъекта РФ в соответствии с Бюджетным кодексом. Однако этот подход так и не был реализован. Города нередко специально держат на коротком финансовом поводке, дабы не привыкали к излишней самостоятельности.